Трасологическая экспертиза при дтп


Трасологическая экспертиза при ДТП

В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее назначать, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.

Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.

При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.

Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.

Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.

Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.

Для чего назначается трасологическая экспертиза при ДТП

Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.

Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.

Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения. Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.

Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.

Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством. В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля. Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.

Статьи в помощь:

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.

Без следов не может быть никакой трасологии.

Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.

В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.

Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:

  • к какому виду транспорта относятся следы, оставленные на месте происшествия?

  • какой моделью шины оставлен след, изъятый с места дорожной аварии?

  • принадлежат ли следы указанному виду транспортного средства?

  • возможно ли соударение автомобилей А и В исходя из формы, размеров и расположения следов на транспортных средствах?

Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:

  • являются ли поврежденные объекты деталей, обнаруженных на месте происшествия частями конкретного транспортного средства?

  • не являлись ли до дорожно-транспортного происшествия одним целым частицы краски (стекла, пластмассы), обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах?

Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:

  • принадлежат ли следы данному транспортному средству?

  • одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

  • данной ли автомобильной шиной оставлены следы на месте происшествия?

Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.

Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.

  1. Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).

  2. Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).

  3. Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?

  4. Определить место наезда на пешехода (препятствие).

  5. Какова последовательность столкновения АМТС?

  6. Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?

  7. Определить угол столкновения АМТС?

  8. Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?

Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».

Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.

Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.

Назначение и проведение трасологической экспертизы при ДТП

Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).

Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.

Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Статья в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.

Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».

Статьи в помощь:

Независимая экспертиза после ДТП

Автотехническая экспертиза при ДТП

Дорожно-транспортная экспертиза

В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть сложна для ряда наших читателей.

Конечно же все рекомендации носят сугубо общий характер.

Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Цена

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

В каких случаях назначают трасологическая экспертиза при ДТП

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП. Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Страховая отказала в выплате

Читайте об основаниях для отказа в выплате по ОСАГО в этой статье

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях.

Трасологическая экспертиза после ДТП: нюансы проведения

Большинство автолюбителей ничего не знают о назначении трасологической экспертизы и ее важной роли в определении виновности того или иного участника дорожно- транспортного происшествия. На дороге возможны разные ситуации.

Опытного водителя, соблюдающего ПДД, может подрезать какой-то «лихач» и спровоцировать автоаварию с тяжёлыми последствиями. Доказать свою невиновность автовладелец сможет при помощи трасологической экспертизы. Рассмотрим подробно этот вопрос.

Что такое трасологическая экспертиза?

Трасологическая экспертиза – это исследование следов оставленных, как на месте дорожно-транспортного происшествия, так на автомобилях с целью расследовать причины и обстоятельства происшествия. Ведь, в процессе каждой автомобильной аварии остается множество следов. Машины, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные следы: торможения, скольжения и т.д.

На автомобилях после столкновения остаются разные механические повреждения: царапины, задиры, вмятины и т. д. Изучение каждого отдельного следа может предоставить информацию, как развивалась авария в конкретной фазе. Исследование всех следов на транспортных средствах, ставших участниками происшествия, а также на месте столкновения дает представление о механизме ДТП.

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимают последовательность всех стадий происшествия от начала и до конца.

Эксперты-трасологи могут определить вид оставленных следов, какому транспортному средству они принадлежат, при каких обстоятельствах они были оставлены, а также, сколько с этого момента прошло времени.

Трасологическое исследование заказывают с целью:

  • выявить место автомобильной аварии – эксперт определяет место столкновения авто по особенностям осыпи стекла;
  • установить единое происхождение разных элементов – специалист должен подтвердить или опровергнуть, что найденная на месте ДТП часть бампера, принадлежит проверяемой машине;
  • определить был ли автомобиль поврежден в конкретном ДТП по следам, которые на нем остались – исследуется характер повреждений (при лобовом столкновении характерно будет поврежден передний бампер) и место удара (останутся частички краски и других материалов машины, которая «въехала» в исследуемое авто).

Таким образом, проведение исследования экспертом-трасологом позволяет обнаружить следы автомобильной аварии, изучить их, а также установить причины их появления. Объектом трасологической экспертизы являются следы. В результате проведения экспертизы определяется механизм дорожно-транспортного происшествия.

Профессиональные трасологи в своей работе применяют специальные методы исследования следов. Поэтому, проводить такую экспертизу могут только компетентные специалисты экспертных организаций.

Когда нужна?

Когда заказывается трасcологическая экспертиза после ДТП?

Подобное исследование необходимо провести в следующих случаях:

  • необходимо определить механизм столкновения транспортных средств;
  • нужно установить последовательность появления повреждений на автомобиле при столкновении с каким-то препятствием или другим авто;
  • когда на машине есть следы столкновения и необходимо подтвердить или опровергнуть, что они получены в конкретном дорожно-транспортном происшествии;
  • необходимо выяснить при каких событиях были получены повреждения: в результате аварии или каких-то незаконных действий (к примеру, наезд неизвестной машины еще до аварии или авто поцарапали хулиганы);
  • требуется подтвердить, в каком состоянии находилась машина в момент ДТП: статическом или динамическом. Другими словами эксперту нужно установить – был ли наезд на стоявшее авто или оба автомобиля совершали движение до момента столкновения;
  • нужно установить транспортное средство, причастное к автомобильной аварии, а именно: марка, модель, цвет;
  • необходимо определить какой машине принадлежит материал, найденный на месте столкновения;
  • нужно установить время ДТП;
  • требуется создать модель правильного поведения на момент ДТП.

Как видим, на основании трасологического исследования экспертам удается определить ход произошедших событий и установить мельчайшие подробности дорожно-транспортного происшествия. В результате проведения экспертизы будет установлен виновник автомобильной аварии.

Также, трасологическая экспертиза применяется при расследовании угона автомобиля. Трасологи устанавливают направление движения транспортного средства.

Процедура назначения экспертизы

Трасологическое исследование, как правило, проводят не самостоятельно, а в рамках комплексной дорожно-автотехнической или транспортно-трасологической экспертизы.

Широкое распространение получила именно вторая комплексная экспертиза. Она помогает определить соответствие повреждений на автомобиле обстоятельствам и механизму столкновения.

Назначить трасологическую экспертизу можно на любой стадии рассмотрения дела о дорожно-транспортном происшествии. Но все же, желательно, такое исследование проводить до передачи дела в суд.

Ведь, именно на стадии расследования дела, необходимо установить виновника автомобильной аварии.

Кто заказывает?

Требовать или назначать трасологическую экспертизу могут сотрудники правоохранительных органов или судьи.

Автолюбители и страховые компании на стадии расследования дела имеют возможность заказать трасологическое исследование у независимых экспертов. Во время судебного процесса они могут подать ходатайство о назначении такой экспертизы.

Страховые компании заказывают трасологическое исследование после дорожно-транспортного происшествия для того, чтобы подтвердить страховой случай. Если будет установлено, что водителем автоавария сфальсифицирована, то страховщик откажется компенсировать причиненный ущерб.

Что собой представляет ходатайство о назначении экспертизы?

Ходатайство представляет собой заявление просьбы к суду от участников процесса или их представителей. Участниками судебного процесса являются: потерпевший при ДТП автолюбитель; водитель, спровоцировавший столкновение или его страховая компания.

В ходатайстве указывается конкретная экспертная организация или эксперт-трасолог, которым заявитель доверяет провести исследование. Желательно подавать просьбу в письменном виде.

Документ обязательно содержит перечень вопросов, на которые должен ответить трасолог в ходе проведения экспертизы, а также за чей счет будет проводиться исследование. Ходатайство подается во время судебного заседания. Другие участники процесса могут вносить свои предложения по формированию списка вопросов экспертизы.

Окончательное решение о назначении трасологического исследования после автоаварии принимает только судья. Именно он имеет право сформировать окончательный перечень вопросов для трасолога. Таким образом, цель трасологической экспертизы по ДТП – проверить доказательства, имеющиеся в деле, или получить новые.

Какой порядок проведения?

Процедура проведения трасологического исследования состоит из пяти этапов.

1 этап: трасологу передается пакет документов, фотографии, а также видеоматериалы.

Эксперту понадобятся следующие материалы:

  • копия протокола об административном правонарушении;
  • справка о ДТП;
  • схема места происшествия, которую составил инспектор ГИБДД;
  • фотографии и видеосъёмка с места аварии;
  • акт осмотра автомобиля, составленный оценщиком страховой компании и фотографии, сделанные им;
  • фотофиксация и акт осмотра машины, выполненный в ходе проведения независимой экспертизы.

Как правило, перечисленных материалов достаточно для проведения качественного исследования. При «тяжелых» автомобильных авариях трасологу могут понадобиться дополнительные документы.

2 этап: эксперт изучает предоставленные ему материалы и составляет детальный план проведения исследования. Он встречается с автолюбителем для уточнения обстоятельств аварии.

Фото места аварии с пояснениями.

3 этап: трасолог осматривает поврежденный автомобиль. При возникновении необходимости, он может осмотреть машину другого участника столкновения. Если исследование проводится по инициативе сотрудников полиции после автомобильной аварии, то эксперт выезжает на место столкновения.

Когда экспертиза проводится в ходе судебного разбирательства и машины уже отремонтированы, то трасолог будет работать только с документами и фотографиями.

4 этап: специалист обрабатывает, собранные на предыдущих этапах данные и составляет заключение, которое еще называют схема ДТП. При необходимости, он может взять у участников аварии дополнительные объяснения.

5 этап: готовое заключение передается заказчику или направляется в суд.

Хочется заметить, что чем больше будет фотографий, сделанных с разных ракурсов, а также грамотно составленных документов при оформлении ДТП и проведении осмотра автомобиля тем быстрее и точнее будет составлено заключение трасолога.

Сроки выполнения и стоимость исследования

Расположение автомобилей.

Трасологическая экспертиза относится к дорогим исследованиям. Ее цена, в среднем, варьируется от 7 тыс. рублей до 15 тыс. рублей. Иногда, при сложных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, стоимость исследования может быть еще выше. Стоимость зависит от сложности ситуации, количества документов и фотографий, а также срока выполнения.

Если нужно выполнить судебную трасологическую экспертизу, то специалистам отводится на все работы от нескольких дней до недель. Судья назначает дату заседания, на которое необходимо подготовить заключение экспертизы. Трасологи выполняют сложную работу в сжатые сроки и, соответственно, стоимость исследования будет максимальной – 15 тыс. рублей.

Когда эксперты не ограничены во времени, то они занимаются исследованием столько, сколько им понадобиться. В среднем, трасологи предают заказчику готовое заключение приблизительно через месяц. Если автолюбитель предоставил эксперту достаточное количество материалов и не выставлял временные ограничения, то экспертиза обойдется в 7-8 тыс. рублей.

Итог

Подводя короткий итог, хочется сказать, что автолюбитель, которого признали виновным в ДТП, для опровержения таких обвинений может заказать трасологическую экспертизу.

Проведенное исследование выявит виновного в ДТП и тем самым с автовладельца будут сняты необоснованные обвинения.

Удачи вам на дороге!

Как восстановить картину ДТП: все о проведении трасологической экспертизы

Каждый день на трассе происходит множество различных ДТП по разным причинам и обстоятельствам. Для того чтобы выяснить основные детали, связанные с дорожным происшествием, проводится трасологическая экспертиза. Она помогает определить реального виновника аварии, а также то, как она произошла. Ниже подробно поговорим о трасологической экспертизе, о требованиях к ее проведению и о самом проведении процедуры.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва +7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

Что это такое и чем регулируется?

Трасологическая экспертиза при ДТП – это выяснение обстоятельств, ставших причиной аварии. Сотрудники трасологической экспертизы занимаются изучением оставленных машинами следов на месте ДТП, наружных повреждений на всех пострадавших машинах и других основных деталей, которые образуют всю картину аварии. Трасология в дорожно-транспортных происшествиях играет очень большую роль при выяснении всей реальной ситуации и виновника аварии.

Трасологическая экспертиза регулируется на основании нескольких нормативно-правовых документов. К ним относятся:

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

    Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

Кто проводит?

Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

Внимание! Каждые 5 лет эксперт должен проходить курсы по переквалификации, которые будут подтверждать его процессиональные навыки.

При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

  1. По принадлежности следов от транспортных средств:
    • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
    • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
    • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
    • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
    • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
  2. Восстановление целостности картины по частям:
    • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
    • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
    • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
  3. Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
    • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
    • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
  4. Выявление конкретного места ДТП:
    • На какой полосе произошло столкновение?
    • В каком ряду стояли машины?
    • Как располагались автомобили во время столкновения?

Проведение при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

  1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
  2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
  3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
  4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
  5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
  6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

Ходатайство о назначении

Как правило, ходатайство о проведении транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП составляется самим владельцем авто. Но инициатором проведения экспертизы также может выступать суд, страховая фирма или правоохранительные органы.

Опираясь на опыт многих людей, можно сказать, что экспертизу во внесудебном порядке заказывать не нужно сразу. Сначала лучше подать иск ходатайства в суд, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.

Заявитель должен доказать необходимость трасологической экспертизы, указать, какие именно обстоятельства необходимо выяснить. Они должны быть связаны непосредственно с виной участников ДТП, оценкой ущерба и причиной аварии. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант наиболее правильный. Заявление лучше писать по образцу во избежание каких-либо ошибок и недочетов.

Стоит обратить внимание на приложения к ходатайству. В их число должны входить только те доказательства, которые приобщены к гражданскому делу (показания свидетелей). При наличии иных дополнительных доказательств, их нужно приобщить к материалам дела.

В суде данное ходатайство будет рассмотрено вместе с участниками процесса. Любой участник аварии может заявить возражением на представленное ходатайство, подготовить свои материалы и вопросы для выяснения обстоятельств для другого эксперта. Можно обратиться к независимому эксперту, который не является государственным работником.

Документы и материалы, необходимые эксперту

Для проведения трасологической экспертизы специалисту понадобится перечень отдельных документов и материалов. К ним могут относиться:

  • схема места аварии, составленная сотрудниками государственных органов или же самими участниками ДТП;
  • составленные сотрудниками ГИБДД материалы, например, протокол осмотра места ДТП;
  • материалы фото и видеосъемки с места происшествия, которые прилагаются к протоколу осмотра;
  • сами транспортные средства, участвовавшие в аварии, и доступ к ним для наружного осмотра;
  • протокол технического осмотра автомобиля, подтверждающий его исправность до момента ДТП;
  • показания свидетелей аварии;
  • справка о ДТП, оформляемая сотрудниками ГИБДД;
  • иные дополнительные материалы и документы.

Список этих документов может меняться в зависимости от вопросов и задач эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы отличаются в зависимости от сложности аварии, в каждом случае они индивидуальны. Самое минимально время, которое может понадобится эксперту – это несколько дней. За этот период он внимательно изучит все материалы дела, съездит на место аварии и проанализирует все моменты. В некоторых случаях экспертиза проводится больше нескольких недель, порою только для составления заключения требуется несколько дней.

Стоимость трасологической экспертизы также индивидуальная в каждом случае. Зависит она от:

  • сложности аварии;
  • сроков проведения экспертизы;
  • эксперта, выполняющего эту работу;
  • методов анализа и материалов для работы.

В среднем цена экспертизы колеблется от 4 дот 15 тысяч рублей. Бывают и более дорогие случаи, требующие серьезного анализа и большого количества времени.

Заключение эксперта

Заключение трасологической экспертизы отвечает на все возникшие вопросы о дорожно-транспортном происшествии, отражает всю ту информацию, ради получения которой экспертиза и была инициирована. Заключение включает в себя:

  • анализ всех собранных данных;
  • результаты и выводы проведенной экспертизы;
  • ответы на все поставленные вопросы.

Данное заключение не является голословным. После окончания всей процедуры, составляется итоговый документ расследования, который включает в себя все заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах и характерных повреждениях.

Этот документ впоследствии направляется заказчику данной экспертизы и может послужить в качестве доказательств страховыми компаниями, судам и правоохранительным органам.

Скачать образец заключения по трасологической экспертизе

Можно ли оспорить результаты?

Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

  • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
  • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
  • нелогичное объяснение ситуации;
  • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
  • недостижение конечного результата и т.д.

Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть видео о трасологической экспертизе:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 938-51-93 Москва +7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Как оспорить трасологическую экспертизу по ДТП: разбираем тщательно

Главная / ДТП /  

Привет, с вами Кулик Илья.

Страховая говорит, что вы сами сломали бампер и отказывает в выплате? Или сосед утверждает, что вы поцарапали его машину, стоявшую во дворе, хотя ваш авто в день происшествия находился в другом районе?

Если бы не трасологическая экспертиза при ДТП, доказать свою правоту будет очень трудно, если не невозможно. Что это такое и когда ей нужно пользоваться – об этом я расскажу в этой статье.

Что такое трасология

Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.

К исследуемым следам относятся:

  • следы от колёс на дороге;
  • оторванные элементы деталей автомобиля, осколки стёкол, разлитые технические жидкости и т. п.;
  • вмятины, притёртости, кусочки краски – на самих ТС.

Определение природы возникновения повреждений поможет установить:

  • страховой случай или нет;
  • могло возникнуть в конкретном ДТП или нет;
  • при взаимодействии каких предметов они получены.

Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.

Как оспорить трасологическую экспертизу по дтп

Разбираем агрегаты и узлы транспортного средства Если необходимо выявить скрытые повреждения, трасолог разбирает агрегаты и узлы. В ходе исследования он определяет направление, характер и силу взаимодействия объектов и другие параметры. В статье «Независимая автоэкспертиза» вы можете почитать о подробностях этого процесса, а также о том, как не ошибиться в выборе автоэксперта.

Важно

Шаг 6. Дожидаемся результатов моделирования ситуаций с места аварии Для этого существуют специальные компьютерные программы. Такая модель нужна в большинстве случаев. Она помогает представить наглядно весь процесс аварии судьям, которые не обладают специальными познаниями в этой области. К тому же, такой способ позволяет воссоздать процесс ДТП максимально точно.

Основывается он на данных всех следов, зафиксированных на месте дорожно-транспортного происшествия. Шаг 7.

Случаи, когда назначается судебная экспертиза при ДТП

Основное предназначение судебной экспертизы – определение точного размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия.

Каждый собственник авто имеет право дополнительно воспользоваться услугами независимого эксперта или специалиста, предоставляемого в страховой компании.

Проведение судебной экспертизы необходимо в нескольких случаях:

  1. Определение стоимости транспортного средства.
  2. Выяснение реальных причин причинения транспортному средству ущерба.
  3. Уточнение технического состояния автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия.
  4. Определение, есть ли в транспортном средстве внутренние, скрытые повреждения, которые невозможно увидеть без использования специальных технических устройств.
  5. Уточнение стоимости ремонта, необходимого для устранения всех нарушений, причиненных авто в результате дорожно-транспортного происшествия.

При проведении исследования обязательно необходимо указывать все номерные знаки транспортного средства, что позволяет определить, не были ли они подделаны.

У автовладельца есть возможность провести неограниченное количество исследований, если он был не согласен с результатами предыдущих экспертиз.

Трасологическая экспертиза

Мотивировка: повреждения указанные в справке о ДТП не могли образоваться в одном ДТП.читать ответы (1) Выплата страхового возмещения Страховая компания Страховое возмещение Попал в ДТП на территории пром зоны т.е на мой авто наехал грузовик задним ходом, инспектор прибыв на место ДТП сказал что это подстава и назначил Административное раследование по истечению 2 х мес.читать ответы (1) Решение суда Срок давности Мне отказала в ремонте страховая по договору КАСКО основания их результаты трасологической экспертизычитать ответы (3) Второй участник ДТП скрылся Районный суд Написать жалобу Виновник дтп обжалует постановление, суд назначил трасологическую экспертизу.

Можно ли оспорить судебную экспертизу: нормы законодательства

В российском законодательстве есть несколько нормативных правовых актов, которые регулируют процедуру проведения судебной экспертизы уполномоченными на это лицами:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс.
  2. Административно-процессуальный кодекс.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс.

В соответствии с нормами данных законодательных актах, при рассмотрении дела о ДТП, обе стороны имеют право на обжалование результата экспертизы.

Данное же право распространяется на все доказательства, которые были представлены в суде противоположной стороной.

В соответствии с нормами российского законодательства, любая из сторон имеет право:

  1. Оспорить всю экспертизу в целом.
  2. Оспорить ход проведения исследования.
  3. Оспорить деятельность специалиста, проводившего данную процедуру, его квалификацию и заинтересованность в исходе рассмотрения дела.
  4. Оспорить заключение по исследованию.

Это интересно: Что делать, если машину побило градом

Когда можно провести транспортно-трасологическую экспертизу

Её можно сделать на любом этапе после ДТП. Возможен и вызов эксперта сразу после аварии на место, где она произошла. Если сразу видно, что с решением, кто должен отвечать за последствия происшествия будет непросто определиться, это будет лучшим вариантом. Так как исследование «по горячим следам» позволяет точно и с наименьшими затруднениями восстановить механизм столкновения.

Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.

Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».

Методика проведения экспертизы по трасологии

Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

Как проводится трасологическая экспертиза

Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

  1. предварительное изучение;
  2. детальное расследование;
  3. оценка полученных результатов;
  4. оформление.

Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

Можно ли провести транспортно-трасологическое исследование по фотографии

Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

Порядок оспаривания экспертизы

Оспаривание результатов судебной экспертизы должно проводиться по определенному порядку:

  1. Прежде всего, собственник транспортного средства, являющийся одной из сторон судебного разбирательства, должен ознакомиться с постановлением о назначении проведения такой процедуры. Данный документ содержит сведения об обстоятельствах аварии, протокол осмотра автомобиля, показания свидетелей произошедшего, схема дорожно-транспортного происшествия.
  2. После получения заключения эксперта о проведении исследования, автомобилист должен внимательно изучить данный документ. Важно уточнить, ответил ли специалист на все поставленные перед ним вопросы, нет ли в документе противоречивых фактов. Именно нарушение данных требований является основанием для признания эксперта некомпетентным.
  3. Для того чтобы оспорить заключение специалиста, необходимо вызвать его на судебное заседание. В ходе рассмотрения дела необходимо будет объяснить ему все причины несогласия с его решением, указать на выявленные несоответствия и неточности. В результате проведения такой беседы судья принимает решение о необходимости или об отказе в проведении повторной экспертизы.
  4. После получения сомнительной или неполной информации, автомобилист должен подать ходатайство о назначении даты для проведения повторного исследования.

Что понадобится для проведения транспортно-трасологической экспертизы

Для анализа и более быстрого и точного определения ответов на возникшие вопросы эксперту понадобится как можно больше вводной информации. Для этого ему нужно будет предоставить:

  • схему происшедшего ДТП;
  • документы из ГИБДД (справку, протокол об административном правонарушении и т. д.);
  • показания участников, а также свидетелей происшествия;
  • видео- и фотоматериалы предполагаемых объектов исследования;
  • сами объекты;
  • другие документы, например, результаты других экспертиз.

В сложных случаях могут потребоваться и другие материалы.

Сколько стоит проведение трасологии

Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.

В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.

Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.

Как оспорить выводы трасологии

Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.

На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах

Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.

Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.

Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.

Как решает суд споры по трасологической экспертизе

Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.

Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).

Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.

Решение по ходатайству

Окончательное решение по оспариванию судебной экспертизы принимает суд. Помимо этого, такое решение может быть принято любым другим органом исполнительной власти, в зависимости от того уровня, на котором осуществляется обжалование заключения специалиста.

Полезные советы

  • в спорных ситуациях вызывайте эксперта-трасолога на место ДТП сразу после аварии;
  • не пугайтесь «плохих» результатов, оспаривайте их через суд;
  • издержки на эксперта должен возмещать проигравший в суде;
  • не чините авто до урегулирования всех споров, если есть такая возможность;
  • чётко формулируйте вопросы для эксперта.

Подведём итоги

  • транспортно-трасологическое исследование помогает восстановить механизм столкновения;
  • трасология изучает следы, оставленные при происшествии;
  • эксперт отвечает только на технические вопросы;
  • на основании экспертных выводов суд принимает заключение о виновности того или другого участника ДТП, о признании рассматриваемого случая страховым;
  • результаты экспертизы можно оспорить в суде;
  • в суде может назначаться дополнительная экспертиза.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет) Загрузка...


Смотрите также