Ультразвуковая чистка форсунок


Стоит ли мыть форсунки ультразвуком?

Промывка форсунок призвана вычищать различные неблагоприятные отложения, образовавшиеся в ходе эксплуатации машины, внутри тела форсунки и её плунжерной пары, увеличивая тем самым или восстанавливая её пропускную способность и качество факела до заводских значений. Ведь качество бензина зачастую оставляет желать лучшего.

Есть несколько способов промывки от самых простых, которые можно осуществить самому, до современных, которые делаются на стендах.

Поэтому начнём со способа из оглавления статьи-ультразвука:

1. Ультразвуковая очистка форсунок.

Видна рябь на воде от ультразвуковых волн.

Работает путём погружения форсунок в ванну с чистящим средством и подачи в эту самую ванну ультразвуковых волн. Ультразвук очень хорошо распространяется в воде (многие морские обитатели общаются при помощи ультразвука, да и современным методам эхолокации без него никуда). Тем самым ультразвук создаёт в жидкости своего рода кавитационный эффект и образовавшиеся пузыри, соприкасаясь с плоскостями форсунки, взрываются, отрывая от всех поверхностей грязевые отложения, а чистящее средство, находящееся в воде, закрепляет эффект. Промывка форсунок в ванне даёт мягкий эффект. Так как в это время форсунка закрыта.

Но даже мягкая промывка категорически противопоказана форсункам прямого впрыска. Так как в их конструкции используется керамика, которая разрушается от воздействия ультразвука. И для всех остальных форсунок с керамикой внутри.Также есть типы форсунок на автомобилях Рено и Крайслер, которые используют внутренние несъёмные фильтры форсунки, они также склонны к разрушению от ультразвука. И затем они могут забить плунжер или повредить его.

Более жёстким эффектом обладает промывка форсунок уже на стенде, с подачей ультразвуковых импульсов на саму форсунку. В этом случае могут пострадать форсунки с нанесённым на плунжерную пару лаком, который используется для лучшей герметичности закрытия форсунки. Он также может быть смыт ультразвуком.

Для всех остальных же форсунок ультразвук не противопоказан, а даже полезен. Так как он восстанавливает значения пропускаемости вплоть до 1 мл и улучшает факел распыла. И зачастую оживляет самые запущенные форсунки.

2. Обычная промывка форсунок на стенде.

Также достаточно эффективна. В плане того, что, как и на ультразвуке, здесь можно замерить распыл до и после, величину факела, а также применять различные виды чистящих жидкостей и различные режимы работы форсунок. Также при съёме форсунок на них можно будет поменять фильтры и уплотнительные резинки. Замена резинок исключит вероятность подсоса воздуха при обратной сборке.

Старый фильтр можно достать, вкрутив в него саморез и вытащив пассатижами.Грязновато.

Такой стенд, в принципе, можно собрать самому, либо вообще собрать одиночную систему и мыть каждую форсунку поочередно. Жидкости можно использовать разные: от карбклинера, до Димексида и специальных промывок: инжекторов Виннс например. А можно и вовсе помыть каждую форсунку карбклинером, открывая форсунку от аккумулятора.

3. Промывка форсунок на машине.

В данном случае используют промывку фирмы Виннс.

В отличие от двух способов выше, этот не требует демонтажа форсунок, и промывочная жидкость подключается к рампе вместо бензина. Собирают систему с выносным насосом и погружают его в ёмкость с промывкой, либо также продаются специальные аппараты. Двигатель запускают и дают поработать циклами 10 минут работы 10 минут простоя и так далее.

Такой способ очень хорош для профилактических мер, его желательно проводить вместе с заменой свечей каждые 30 000 км. Помимо того, что агрессивная среда промывки вымывает грязь из форсунок, её пары, при горении чистят клапана и цилиндры с поршнями. Современные качественные промывки не вредят ни катализаторам, ни свечам, поэтому их бояться не стоит.

Но здесь есть свои минусы. Фильтры форсунок вы не поменяете без дополнительного разбора, а также не сможете проверить состояние распыла до и после. И также нельзя будет использовать различные жидкости для промывки, только специальные для инжекторов типа Виннс, Ликви Моли, Снэп-он. Иначе вы попросту не заведёте автомобиль.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки.

Также на канале читайте интересные статьи:

Про детонацию.

Про бензонасосы.

Про турбины.

Особенности чистки форсунок ультразвуком: очищение своими руками в домашних условиях на стенде

Инжекторная топливная система легковых автомобилей нуждается в тщательном обслуживании. В обязательном порядке необходимо очищать форсунки. Конструкция включает в себя фильтры, которые могут засориться. В таком случае они некачественно очищают бензин, поэтому мелки частицы способствуют загрязнению. Чистка форсунок требуется для улучшения качества распыла топлива.

Особенности форсунок

Если форсунки не выполняют свою главную задачу, то потребление топлива увеличивается в несколько раз. Водители могут столкнуться и с другими серьёзными проблемами. Наиболее частые — это нестабильная работа двигателя и снижение динамики во время старта. Двигатель не сможет быстро набрать нужные обороты. Такие факторы могут свидетельствовать о других поломках и неисправностях.

Чтобы предотвратить проблемы и избежать серьёзных поломок в легковом автомобиле, необходимо чистить форсунки через каждые 35−40 тыс. км пробега. Посмотреть рекомендации от производителя можно в книге, которая часто идёт в комплектации. Важно помнить, что сниженная производительность бензонасоса, попадание засоров внутрь топливного фильтра, а также минимальный уровень давления в топливной рампе — это основные факторы, которые приводят к поломке мотора.

Форсунка — это сложная конструкция, которая состоит из нескольких важных элементов. Внутри осуществляются процессы, чтобы распылять воздушно-топливную смесь в цилиндры двигателя. Впрыск осуществляется через маленькое отверстие. По завершении оно закрывается при помощи тонкого игольчатого клапана. Этот элемент в топливной системе регулярно находится под сильным давлением.

Через форсунки проходит бензин, который не всегда имеет высокое качество. В него часто добавляют примеси, добавки и смолы. Эти вещества становятся причиной образования налёта на игольчатом клапане. По мере образования осадков нарушается нормальная работы иглы. Она начинает закрывать отверстие для впрыска негерметично. С наружной стороны сопла возникает гарь. Она препятствует попаданию топлива в камеру сгорания, поэтому начинают деформироваться внутренние детали мотора. Бензиновый двигатель начинает работать с помехами.

Способы очистки

Существует несколько способов очистки форсунок. Можно купить химические присадки, использовать ультразвук. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки:

  1. Применение присадок. Они не гарантируют длительный результат и больше подходят в качестве профилактических мероприятий. Если легковой автомобиль не новый, то присадки могут полностью вывести из строя форсунки. Когда в топливной системе образовывается небольшое количество грязи, ржавчины и другого налёта, то при растворении фильтр закупоривается. Присадки можно добавлять через каждые 5 тыс. км пробега в качестве профилактики.
  2. Ультразвук. Это дорогостоящий и затратный способ, который требует наличия специального оборудования и знаний. Предварительно форсунки демонтируют и выполняют чистку. Доверять работу нужно высококвалифицированному специалисту. Если мастер без опыта, существует вероятность дополнительных поломок. Автовладельцу придётся дополнительно покупать уплотнительные кольца и нейлоновые фильтры. При откручивании такие мастера смогут сломать форсунку.
  3. Химические вещества. Этот способ используется чаще остальных. Для этого делают специальное устройство, которое подключается к топливной рейке. Далее делают присоединение на вход топливоприёмника. Создаётся рабочее давление при включённом двигателе на холостом ходу. В этот момент подают чистящее химическое средство для чистки инжектора.

Автомобиль при последнем способе очистки должен работать около 40 минут. Топливная система проходит несколько этапов очистки.

Все вышеперечисленные способы используются только в условиях автомастерской или станции технического обслуживания. Но есть варианты для домашнего использования, с минимальными затратами и капиталовложением.

Самостоятельная процедура в домашних условиях

Сегодня автомобилисты часто интересуются вопросом, как промыть форсунки в домашних условиях. В магазинах продают огромное количество химических средств и специальных жидкостей, которые предназначены для очистки инжектора. Но они не гарантируют успешный результат работы. В отдельных случаях возможно ещё более сильное загрязнение. Существует один универсальный способ, который поможет в домашних условиях выполнить чистку форсунок на стенде. От мастера требуется аккуратность, внимание и последовательное выполнение работы.

Материалы для очистки:

  • резиновый патрубок тормозной системы (при отсутствии можно использовать эластичные или гибкие трубки);
  • двухжильный электрический провод;
  • лампа накаливания мощностью в 12 В;
  • пластиковый хомут-стяжка (нужно подготовить несколько штук с запасом);
  • изолента;
  • кнопка или рычаг переключения.

Химическое средство заменяют специальной жидкостью, которая нужна для промывки карбюратора. Для тщательной очистки берут два баллона.

Рекомендуется купить новые уплотнительные кольца, потому что старые могут не обеспечить достаточный уровень герметичности. Все эти материалы обойдутся недорого, поэтому представленный способ можно считать малозатратным. Для этого потребуется изготовить стенд для чистки форсунок своими руками.

Изготовление приспособления

Приспособление, которое используется для промывки форсунок, имеет несложную конструкцию и состоит из двух частей. Необходимо взять гибкую трубку (отрезается наконечник из металла вместе с резьбой) или тормозной шланг. На другую сторону надевают форсунку, потому что показатель внутреннего диаметра шланга подходит для плотной насадки.

На другом конце, откуда отрезался металлический наконечник, делают подачу раствора. Берут пластиковую трубку, которая поставляется в комплектации со средством для промывки. Её вставляют внутрь металлического наконечника. Для обеспечения максимальной герметичности, нужно взять пробку из-под вина, вырезать полоску, свернуть её в тонкую трубочку, присоединить к наконечнику. Она должна сидеть максимально плотно.

Дополнительно рекомендуется сделать обмотку изолентой. В готовом варианте получается шланг, который имеет переход на тонкую пластиковую трубку.

Эта конструкция используется для присоединения баллона, где есть специальная чистящая жидкость. Через второй край подключают форсунку.

Электрическая часть

Чтобы сделать специальное устройство, необходимо использовать два провода. Они будут подавать питание на форсунку, когда будут выполняться очистительные работы. Питание осуществляется через АКБ. Чтобы не сжечь обмотку катушки, контролировать напряжение, необходимо вмонтировать лампу накаливания.

В провод с минусовым полюсом врезают специальный рычаг или кнопку переключения. Благодаря такому устройству во время работы не потребуется держать форсунку и провода, которые ведут к аккумулятору.

Снятие рампы и промывка

Когда приспособление и электрическая часть будут готовы, можно начинать разбирать и снимать форсунки с автомобиля. Для их извлечения необходимо использовать топливную раму. Для работы нужно подготовить следующие инструменты:

  • рожковые ключи;
  • плоские и крестовые отвёртки;
  • шестигранные ключи.

Сначала сбрасывается давление внутри топливной рампы. Проводка от бензонасоса отсоединяется и заводится двигатель. Во время работы мотор выбирает бензин, сбрасывает рабочее давление. Автомобиль должен работать, пока двигатель самостоятельно не заглохнет.

Отсоединяют патрубок воздушного фильтра, проводку рампы, регулятор холостого хода, датчики, патрубок, который отвечает за давление топлива внутри системы. Рекомендуется дополнительно демонтировать трос акселератора. Рожковыми ключами снимают топливные трубки, которые ведут к рампе. На их место накладывают ветошь, потому что в этой части может остаться бензин.

Откручивается болт прижимной пластины возле топливной трубки, крепление рампы. Для снятия форсунок необходимо отключить электрическую проводку. Она крепится с использованием фиксаторов, которые предварительно извлекают плоской отвёрткой. После этого извлекается форсунка лёгкими покачиваниями. Чтобы не перепутать порядок их размещения, можно делать специальные обозначения или делать промывку по очереди.

Для промывки обязательно извлекают уплотнительные кольца, которые расположены на корпусе и области распылителя. Процедура проделывается аккуратно, чтобы не повредить детали. Нужно подсоединить конец шланга к форсунке, зафиксировать его хомутом. Далее подключают баллон с промывочным средством. К выводам форсунки присоединяют электрические провода. Важно не путать полярность, чтобы они не вышли из строя. Теперь можно приступать к подключению устройства к АКБ.

Создают небольшое давление внутри шланги, нажимают на распылитель баллончика. Кнопкой на электрической платформе включают форсунку, после чего она распыляет жидкость. Чистка проводится до того момента, пока поток не станет равномерным. По такой технологии делают чистку всех форсунок и устанавливают их на прежнее место.

Преимущества и недостатки ультразвука

Автомобилисты регулярно спорят о пользе и вреде ультразвука для чистки форсунок. Эксперты уверены, что он оказывает негативное влияние на керамическую поверхность и отдельные элементы внутри системы. Именно поэтому настоятельно рекомендуют свести к минимуму период воздействия ультразвука. Другие специалисты говорят о том, что он помогает эффективно промывать все отложенные загрязнения.

Главное преимущество такого способа заключается в возможности очистки полностью засорившегося отверстия сопла. Если использовать химические реагенты, они не смогут проникнуть внутрь форсунки. Чтобы выполнить чистку, потребуется демонтаж детали. Не каждый человек сможет самостоятельно выполнить такую процедуру. Нужно обращаться на станцию технического обслуживания, где работают квалифицированные мастера, и есть соответствующее оборудование.

Ультразвуковая очистка форсунок противопоказана, если форсунки изготовлены из тефлона или керамики. Можно выделить следующие недостатки, на которые стоит обратить внимание:

  1. Трудоёмкая работа, требующая определённых усилий и времени. Чтобы выполнить очистку, мастер демонтирует и установит обратно форсунку.
  2. Могут повредиться керамические элементы, которые являются наиболее уязвимыми.
  3. Ультразвуковая очистка наиболее затратная в сравнении с другими способами. Для работы требуется дорогостоящее оборудование, разборка важных узлов двигателя. В качестве профилактических мероприятий ультразвук является не наилучшим вариантом.

Этот способ подходит автовладельцам, у которых сильно засорились форсунки. Перед началом выполнения работ требуется провести диагностику транспортного средства. В некоторых случаях проблема с мотором может скрываться в других неисправностях. Во время ультразвуковой очистки мастер на станции технического обслуживания обязан полностью осмотреть деталь на наличие повреждений.

В большинстве случаев от неправильной работы выходит из строя колпачок. Его поверхность становится повреждённой и деформированной. В такой ситуации требуется полная его замена. Дополнительно проводят проверку электрических разъёмов. На поверхности контактов не должно быть следов коррозии, грязи, пыли. При необходимости их также заменяют.

Только в условиях автомастерской специалист сможет проверить производительность форсунок. Для этой цели используют мерные цилиндры, которые способны сымитировать реальные условия работы. Их проверяют в течение 5 минут, после чего измеряют количество жидкости.

Очистка форсунок — это трудоёмкий процесс, поэтому доверить работу нужно квалифицированному специалисту. Он сможет не повредить внутренние детали, заменит расходники, почистит контакты. А также не рекомендуется использовать специальные жидкости, которые обещают гарантированный результат. Они могут стать причиной ещё большего засорения внутреннего сопла и фильтров. Подробнее об очистке газовых форсунок читайте в этой статье.

Как провести ультразвуковую очистку форсунок

Чистота форсунок - залог правильной работы топливной системы и всего двигателя. Удалить загрязнения в форсунках можно двумя способами: с помощью промывочной станции (безразборный метод) или при ультразвуковой очистке.

Ультразвуковая очистка форсунок - это разборный метод очистки, при котором детали демонтируются и погружаются в ванну, наполненную очищающей жидкостью, где подвергаются воздействию высоких частот. Под действием ультразвуковых волн в жидкости образуются микропузырьки - происходит процесс кавитации, благодаря чему и удаляются загрязнения. До и после очистки форсунки тестируют на специальном стенде. Это позволяет оценить их производительность, герметичность и факел распыла, чтобы определить, какая форсунка неисправна или изношена.

Чаще всего процедуру ультразвуковой очистки рекомендуют при подозрениях на неисправность системы впрыска и в тех случаях, когда пробег у автомобиля перевалил за 100 тысяч километров и срок службы форсунок может подходить к концу. Также этот метод помогает очистить детали при значительных загрязнениях.

В нашей статье мы наглядно покажем, как осуществляется процедура очистки форсунок в ультразвуковой ванне в условиях автосервиса. Промывать и тестировать форсунки мы будем с помощью наших препаратов - жидкости для очистки форсунок в ультразвуковых ваннах LAVR Ultra-Sonic Cleaner и жидкости для тестирования форсунок LAVR Inject Tester. Эти препараты производятся более 7 лет и зарекомендовали себя как эффективные и безопасные средства. Более подробно об их преимуществах читайте в каталоге продукции - LAVR Ultra-Sonic Cleaner и LAVR Inject Tester.

Процедуру начинаем с демонтажа форсунок. Призываем вас ответственно отнестись к этой операции! Рекомендуем держать поблизости огнетушитель и использовать индивидуальные средства защиты - перчатки, очки и т.д.

Процесс можно поделить на три этапа:

1. Очищение прилегающих к форсункам деталей от пыли и других загрязнений

Эта несложная процедура предотвратит попадание грязи в цилиндры, которая со временем может повредить детали двигателя.

2. Снятие форсунок

Стандартная процедура, на которой мы не будем останавливаться подробно и ограничимся лишь двумя замечаниями. Заранее советуем купить фильтры и резиновые уплотнители, потому что при извлечении форсунки «прикипевшие» уплотнительные кольца могут быть повреждены. Также обратите внимание на крепление обратного клапана (клапана сброса давления). Если при снятии форсунок вы проводили их демонтаж, то уплотнитель тоже лучше заменить.

3. Осмотр деталей

После снятия осматриваем распылители. «Обгоревшая» или поврежденная поверхность пластикового колпачка - явный сигнал того, что форсунка работает неправильно. Пластиковый колпачок защищает форсунку от высокой температуры в цилиндрах и предотвращает нагарообразование, поэтому при заметных повреждениях его лучше заменить. К сожалению, отдельно колпачки для форсунок купить практически невозможно, но это не означает, что придется менять весь комплект. Практически у любого диагноста найдется коробка неисправных распылителей, среди которых могут обнаружиться форсунки с нужными вам колпачками.

Во вторую очередь оцениваем состояние электрического разъема форсунки. На его контактах не должно быть следов коррозии. При необходимости очищаем от грязи и пыли.

После того, как форсунки сняты, можно приступать ультразвуковой очистке. Устанавливаем детали на рампу стенда и подключаем их к блоку управления.

Смазать уплотнитель (например, самой тестирующей жидкостью) и затем установить форсунку на рампу стенда. Подключить форсунку к блоку управления. Надежно зажать форсунку специальным переходником.
Шаг 1: тестируем форсунки на герметичность

Включаем топливный насос и наблюдаем, не течет ли топливо через закрытую форсунку. Форсунки считаются абсолютно герметичными в том случае, если в течение минуты на них не образовалось ни капли жидкости.

Течи возникают в двух случаях:

1. При износе седла клапана. Как правило, такое встречается при тестировании форсунок автомобиля с пробегом от 100 тысяч километров. Дефект серьезный, поэтому деталь придется заменить.

2. При загрязнении седла клапана. Если в зазор между седлом и иглой клапана попадет даже мельчайший кусочек нагара и других твердых отложений, форсунка перестанет закрываться полностью. Из-за этого во время работы топливо будет попадать на впускной клапан и цилиндр, что приведет к неустойчивой работе всего двигателя.

Как видно по фотографии, в нашем комплекте негерметичных форсунок нет.

Шаг 2: оцениваем равномерность факела распыла форсунки

Факел распыла проверяется в режиме полного открытия форсунки. Этот параметр зависит от типа форсунки, диаметра отверстия (отверстий), их количества и расположения, формы иглы и т.д. Единых стандартов для него нет, но как минимум, факел распыла должен иметь форму однородного правильного конуса.

 От того, какую форму имеет факел распыла, напрямую зависит качество смеси. Чем конус ровнее и больше, тем лучше топливо распыливается, т.е. смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает. Экономичность, приемистость, уровень вибраций, скорость нагарообразования в цилиндрах - все это зависит от факела распыла.

В нашем комплекте единства формы факела распыла явно не наблюдается.

Шаг 3: оцениваем производительность форсунок

Устанавливаем под форсунки мерные цилиндры. Режимы проверки выставляются на приборной панели аппарата для тестирования. Как правило, они имитируют процесс топливоподачи на холостом ходу, а также при 3000 и 5000 оборотов. Устанавливаем давление, идентичное давлению в топливном насосе автомобиля.Нажимаем кнопку «Пуск» и в течение 3-5 минут наблюдаем за работой форсунок. Постепенно цилиндры наполняются тестирующей жидкостью. В конце этапа оцениваем результаты. Как видно по фотографиям, уровень жидкости в цилиндрах неодинаков - 83, 73, 84, 84 мл.

Примечание для профессиональных диагностов: жидкости для тестирования форсунок от разных производителей отличаются по плотности и вязкости. Использование одной и той же жидкости для тестирования форсунок в течение продолжительного времени позволяет накопить любопытную статистику нормальной производительности и отклонений для каждого типа форсунок. Благодаря этому диагностика будет производиться более точно.

Шаг 4: очистка форсунок в ультразвуковой ванне

Протестировав форсунки, приступаем непосредственно к их очистке. Сначала удаляем внешние загрязнения с форсунок с помощью губки и тряпки, смоченной растворителем. Затем извлекаем фильтры из форсунок. После процедуры очистки их необходимо заменить на новые.

Примечание: не всегда есть возможность заменить фильтры форсунок на новые. Чаще всего мастера вымачивают эти детали в препарате LAVR ML-201, даже не демонтируя их, а затем промывают в режиме обратного тока жидкости.На многих современных ультразвуковых станциях такая возможность предусмотрена.

Помечаем каждую деталь номером, чтобы после очистки и при последующем тестировании оценить изменения. Устанавливаем форсунки на специальную подставку, подключаем их к электрическим контактам и помещаем всю эту конструкцию в ультразвуковую ванну. Включаем подогрев, чтобы ускорить процесс очистки и сделать ее максимально эффективной. Оптимальная температура - 60ºC. Затем включаем ультразвук. Во время очистки блок управления подает на форсунки редкие импульсы для их открытия. Процесс удаления загрязнений также значительно ускоряется.

Примечание: есть мнение, что ультразвук может повредить хрупкое керамическое покрытие в форсунках. Чтобы исключить возможность повреждений, советуем сократить время воздействия ультразвука на детали до минимума или выбрать один из следующих вариантов очистки:
  • Промыть систему впрыска безразборным методом на работающем двигателе с помощью препаратов LAVR ML-101 или LAVR ML-102
  • Замочить форсунки в очистителе деталей LAVR ML-201.
  • Использовать препарат для промывки инжекторных систем LAVR ML-101 в качестве жидкости для ультразвуковой очистки. Этот препарат создан на углеводородной основе и имеет меньшую плотность. Благодаря этому очистка ультразвуком становится еще более щадящей.
Шаг 5: повторное тестирование

Снова устанавливаем форсунки на стенд и повторяем шаги 1-3. В нашем случае видно, что после очистки производительность форсунок выровнялась и стала практически эталонной - 88, 88, 87, 89 мл. В том случае, если показатели сильно разнятся из-за того, что одна из форсунок очистилась недостаточно хорошо, можно повторить действия, описанные в шаге 4.

Устанавливаем форсунки на место и проверяем правильность сборки, предварительно смазав резиновые уплотнители. На этом процедура ультразвуковой очистки системы впрыска закончена.

Чистка форсунок

Четкая и бесперебойная работа двигателя не в последнюю очередь зависит от состояния системы подачи и впрыска топлива. Ключевыми звеньями в этой цепи являются форсунки. По сути – это небольшие нагнетательные насосы, основной и единственной функцией которых является впрыск топлива в камеры сгорания силового агрегата. Грязные форсунки нередко становятся причиной серьезных сбоев в работе двигателя – провалов при наборе оборотов, падении мощности, снижении приемистости, увеличении расхода топлива. Поэтому неизменно актуальным является ответ на вопрос: «Как выполняется чистка топливных форсунок?»

Что такое топливная форсунка

Топливная форсунка – инновация в способах подачи горючего в камеры сгорания двигателя. Практически на всех современных легковых автомобилях установлены инжекторы, обеспечивающие многоточечный (распределенный) или прямой впрыск топлива в цилиндры. По принципу действия форсунки бывают:

  • электромагнитные: как правило, устанавливаются на бензиновых двигателях с низким давлением подачи топлива;
  • электрогидравлические: применяются в системе непосредственного впрыска топлива дизельных двигателей;
  • пьезоэлектрические: как самые прогрессивные, используются в бензиновых и дизельных моторах последнего поколения.

Принцип действия у всех видов топливных форсунок идентичен, принципиальная разница заключается в том, каким способом осуществляется открытие (закрытие) топливоподающего отверстия.

Так, например, открытие распылительного отверстия электромагнитной форсунки и инициация впрыска осуществляется после подачи электрического импульса на катушку электромагнита. Металлический сердечник перемещается внутри корпуса форсунки, открывая тем самым топливное отверстие. После прекращения подачи электричества сердечник возвращается в исходное состояние, впрыск топлива прекращается. Периодичность и время открытия клапана, а также количество распыляемого топлива регулируется электронной системой управления подачи топлива (контроллером).

Основным ориентиром, по которому можно судить о работе форсунки, является факел распыления топлива. Чистая и правильно функционирующая форсунка дает конусообразный распыл топлива: факел должен иметь симметричные ровные очертания и однородность аэрозольного облака. Критериями для оценки работоспособности форсунок служат:

  • производительность подачи топлива;
  • параметры факела: форма, угол конуса распыла, дальнобойность впрыска, однородность (гомогенность) распыла;
  • интервал впрыска топлива (время между открытием и закрытием клапана);
  • герметичность форсунки.

Признаки, свидетельствующие о загрязнении форсунок

Характерными признаками, сигнализирующими о том, что загрязнение инжекторов достигло критического уровня и необходимо срочное выполнение их очистки, являются:

  • очевидные провалы в работе двигателя на холостом ходу или при наборе оборотов;
  • ухудшение приемистости и разгонной динамики;
  • потеря мощности;
  • перерасход топлива, высокий уровень СО в выхлопных газах.

Вследствие загрязнения тонких каналов инжектора смолистыми и углеродистыми отложениями, уменьшается его пропускная способность – мотор ощущает топливный голод.

Полезно помнить о том, что если чистка форсунок не носит экстренного характера, то проведение данной операции имеет смысл совместить с плановой заменой моторного масла и свечей зажигания.

Периодичность чистки инжектора

Средний интервал, через который нужно проводить чистку форсунок, составляет 30000-50000 км пробега, но этот параметр может изменяться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и, самое главное, от качества используемого топлива. Необходимо понимать, что засорение инжектора может произойти в очень короткий срок – стоит однажды залить в топливный бак некондиционное горючее, и форсунки необходимо сразу чистить. Спровоцировать возникновение сбоев в системе впрыска топлива могут также неисправности электронной системы управления двигателем.

Существует правило – чем старше авто и, следовательно, больше его пробег, тем чаще необходимо выполнять обслуживание топливной системы, в особенности промывку инжектора.

Методы чистки форсунок

В настоящее время существует два основных метода, широко используемых для чистки инжекторов двигателей внутреннего сгорания – это жидкостная (химическая) и ультразвуковая очистка. Обе технологии имеют определенные показания к применению, обладают некоторыми недостатки и несомненными достоинствами, но каждый из способов является полноценным и достаточным средством, используемым в рамках обслуживания системы впрыска топлива. В некоторых случаях оба метода очистки могут применяться комбинировано.

Жидкостная или химическая промывка форсунок

Технология жидкостной очистки топливных форсунок основана на использовании в качестве чистящего средства специального химически активного вещества – сольвента или другой промывочной жидкости. К системе подачи топлива подключается промывочная установка, в которую залит состав для промывки системы впрыска. Стоит заметить, что штатная система подачи топлива полностью отсекается от промывочного контура установки: попадание в бензобак химически активного промывочного состава способствует растворению застарелых отложений, которые, поступая в топливную систему автомобиля, могут засорить ее еще больше.

Запускается двигатель (работает на смеси топлива и сольвента), и под высоким давлением чистящий состав прогоняется через инжектор, растворяя и смывая образовавшиеся загрязнения, которые вместе с промывочным составом сгорают в цилиндрах. Для основательной очистки форсунок необходимо, чтобы двигатель проработал не менее 30 минут, после чего обязательно проводится замена моторного масла, фильтра и свечей зажигания.

Как правило, жидкостная очистка форсунок выполняется без их снятия с двигателя – это существенно упрощает проведение данной операции. К тому же, сольвент или другой промывочный состав, циркулируя по системе впрыска топлива и попадая непосредственно в камеры сгорания, эффективно смывает загрязнения не только внутри топливной рампы, в каналах форсунок, но и устраняет нагар, образовавшийся на седлах клапанов, в камерах сгорания, элементах цилиндро-поршневой группы.

Химическую чистку форсунок, ввиду ее минимального разрушающего влияния, целесообразно проводить в рамках планового обслуживания топливной системы каждые 20-30 тыс. км пробега или примерно один раз в два года. Этот метод промывки инжекторов применим при умеренном засорении топливных каналов форсунок.

Чистка форсунок ультразвуком

Данный способ очистки подразумевает обязательное снятие топливных форсунок с двигателя. Суть данного, чрезвычайно эффективного, метода удаления устойчивых загрязнений заключается в использовании энергии ультразвуковых волн и эффекта кавитации.

Форсунки погружаются в ванну стенда очистки, наполненную специальной химически нейтральной жидкостью. На дне емкости расположен ультразвуковой излучатель, работа которого инициирует возникновение акустической кавитации в жидкости (образование мельчайших пузырьков воздуха). При разрыве (схлопывании) микроскопических кавитационных пузырьков в жидкой среде образуются локальные, но чрезвычайно мощные акустические волны, удары которых и оказывают интенсивное очищающее воздействие на внешнюю поверхность и внутренние полости форсунки. Для повышения эффективности удаления загрязнений на форсунки подаются управляющие электрические импульсы, которые периодически открывают и закрывают электромагнитный клапан. Важно понимать, что интенсивность очистки зависит от мощности излучателя и температуры жидкости, в которую помещена форсунка.

После прохождения очистки ультразвуком работоспособность форсунок проверяется на специальном стенде, где можно точно оценить производительность подачи и качество распыления топлива.

Ультразвуковой способ чистки форсунок лучше всего использовать в том случае, когда наблюдается значительное снижение производительности инжектора, следовательно, имеет место его серьезное загрязнение. Нужно помнить, что проведение ультразвуковой очистки топливных форсунок требует высокой квалификации, в противном случае нарушение установленной технологии очистки «агрессивными» ультразвуковыми волнами может привести к необратимым разрушениям некоторых элементов (керамического покрытия, обмотки электромагнита).

Стоит заметить, что, несмотря на некоторые ограничения в использовании, ультразвуковой метод позволяет несравненно более качественно очистить каналы форсунок от грязи и смолистых отложений.

Жидкостная промывка форсунок своими руками

Для самостоятельного проведения химической промывки форсунок применяется устройство, для изготовления которого потребуются:

  • топливная рампа;
  • старый бензонасос (для нагнетания в форсунку промывочной жидкости);
  • бензостойкие шланги, уплотнительные резиновые кольца;
  • чистящая жидкость;
  • собранная электрическая цепь (для имитации работы форсунки): источник тока 12 V, провода, разъем для подключения форсунки, тумблер выключения.

Использование кустарной установки для жидкостной промывки форсунок своими руками не имеет практического смысла: риск поломки, затраты на покупку расходных материалов и время, затраченное на конструирование прибора, соизмеримы с расходами на посещение специализированного автосервиса. При обслуживании автомобилей представительского или бизнес-класса только постановка данного вопроса выходит за рамки здравого смысла.

Присадки для чистки инжектора

Добавление специальных присадок в топливо является преимущественно профилактической мерой, направленной на снижение интенсивности загрязнения топливных каналов форсунок. Наибольшую эффективность и целесообразность данный метод имеет в случае его применения на новых автомобилях, когда топливная система еще не пострадала от использования некачественного бензина или дизельного топлива.

Высококачественные присадки, заливаемые непосредственно в топливный бак, рекомендуется использовать с качественными видами топлива, причем таким образом, чтобы сразу после добавки присадки в бензин или солярку, автомобиль гарантированно проезжал несколько сотен километров. В ином случае, процесс очистки пройдет в топливном баке и вся растворенная там грязь попадет в сетку бензонасоса, топливный фильтр и тот же инжектор.

Промывка форсунок инжектора, ультразвук или химия

Вопросы автовладельцев о том, что выбрать: промывку форсунок инжектора ультразвуком или специальным химическим сольвентом, мы попытаемся разобрать в этой статье. А актуальность их обусловлена тем фактом, что чистые форсунки– это фундамент эффективного функционирования автомобильного мотора и всей топливной системы. В процессе своей работы топливные распылители подвержены загрязнению, в силу ряда факторов,  удалить которые можно двумя основными методами: посредством промывки форсунок инжектора специализированным профессиональным составом или при помощи ультразвуковой очистки. Также мы предлагаем комбинированный метод чистки, объединяя преимущества обоих описанных выше способов. В основе ультразвуковой промывки форсунок инжектора лежит явление кавитации. В переводе с латинского языка термин кавитация означает  процедуру образования пара и следующего за ним схлопывания пузырьков  с параллельным охлаждением в потоке жидкости. Этот процесс сопровождается гидравлическими ударами и с появлением в жидкостных кавитационных пузырей,  заполненных парами самой жидкости.  Различают гидродинамическую и акустическую (ультразвуковую) кавитацию, которая связана с прохождением ультразвуковой волны большой интенсивности во время полупериода разряжения.  

Выше представлена  схема  строения бензиновых форсунок. Как видно топливные каналы внутри них  довольно широкие. Самое узкое место находится между иглой распылителя и самим распылителем. Распылитель находится в агрессивной среде (впускной коллектор MPI, и непосредственно в камере сгорания FSI).  В первом случае, топливо, испаряясь в коллектор, оставляет разного рода налет (сера, присадки, и то, чем разбавляют бензин на автозаправках) на довольно тонких отверстиях распылителя.  Во втором случае, она находится в камере сгорания. Тут все ещё хуже, так как нагар образуется непосредственно на форсунке, что приводит со временем к падению пропускной способности (в некоторых случаях доходило до нуля) и появлению таких ошибок как «бедная смесь»  и «пропуски воспламенения в цилиндре». Для тестирования и промывки форсунок ультразвуком в своей работе мы применяем жидкости LAVR Inject Tester и LAVR Ultra-Sonic Cleaner.

К достоинствам этих препаратов можно отнести:
  • высокая точность в оценке работоспособности топливных распылителей;
  • безопасны для расходных деталей инжекторов;
  • прекрасно удаляют твёрдые загрязнения на топливных распылителях.
Ультразвуковой промывке форсунки подвергаются в закрытом состоянии, что очень важно. Таким образом, происходит очистка только распылителя, каналов распылителя и внешней части иглы, то есть мест,  изначально предусмотренных производителем для агрессивной среды. Там точно нет никакой керамики, она бы там просто рассыпалась  сама по себе еще до очистки топливных распылителей.  В этом нет ничего удивительного, так как стальная игла интенсивно долбит по стальному седлу. Промывка форсунок ультразвуком с их открытием используется только в том случае, когда топливный распылитель не держит давление, либо дебет распылителя не полностью восстановился, или когда нужно попытаться очистить внутреннюю часть седла и запорную кромку иглы от возможного мусора. В этом случае вопрос уже стоит  либо о замене, либо необходимо рискнуть и произвести очистку с открытием клапана.  Так как инжектор работал в таком состоянии (с отложениями) продолжительное время, возможны повреждения и промятости седла или иглы, и при очистке ультразвуком эти загрязнения снимаются, то оставшиеся полости могут привести к не герметичности распылителя. Наша практика показывает, что промывка форсунок ультразвуком помогает восстановить работу в более чем 80 % случаев, экономя при этом значительные средства с одного распылителя топлива. В остальных случаях, как правило, требуется их замена. Прочитать подробнее об ультразвуковой чистке форсунок можно в соответствующей статье.

  Промывка форсунок (промывка инжектора) химией или так называемый - безразборный способ очистки, состоит в отключении системы подачи бензина и подключении профессионального аппарата для подачи специального моющего сольвента. Его применение позволяет очистить от мягких отложений как сами распылители топлива, так и другие элементы топливной системы и двигателя. Для промывки инжектора жидкостью  мы используем проверенное  временем и большим количеством автомобилей разных классов средство для промывки инжекторных систем LAVR ML101 Injection System Purge. 

Производитель средства утверждает, что оно:
  • способствует удалению стойких загрязнений на топливных распылителях;
  • способствует восстановлению факела распыла топливно-воздушной смеси; 
  • облегчает запуск мотора на холодную;
  • способствует раскоксовыванию поршневых колец;
  • не требует после использования замены масла и свечей зажигания;
  • не требует после использования замены катализатора и лямбда-зонда, из-за отсутствия кислот и соединений свинца.

Почему мы используем именно это средство? На основе нашего практического опыта можем  сказать следующее: из тех случаев,  когда наш клиент  приезжал со своим WYNN’S или другими средствами  к нам на чистку, было стойкое желание вернуть деньги. Если после LAVRа эффект как правило заметен сразу: двигатель начинает работать мягче и ровнее, за WYNN’S ничего такого замечено не было. Возможно,  что этому причина -  массовые подделки этого препарата и нам люди привозили не оригинальную жидкость. Прочитать подробнее о промывке форсунок инжектора можно в соответствующей статье. Цена промывки форсунок моющим сольвентом в нашей мастерской начинается от 1600 рублей и зависит от объёма двигателя автомобиля, а он в свою очередь влияет на объём моющего сольвента, который нужно залить для очистки. То есть цена пропорционально увеличивается с  объёмом мотора. Цена промывки снятых форсунок распределённого впрыска ультразвуком составляет  всего 1200 рублей за комплект из 4 штук, или 300 рублей за штуку,  и включает в себя проверку форсунки на стенде. Также мы предлагаем нашим клиентам комбинированный метод  очистки, суть которого заключается в комплексном применении промывки инжектора и ультразвуковой чистки форсунок. Дополнительным бонусом применения этого метода является скидка в 10% на весь комплекс  работ. Прочитать подробнее о комплексной чистке инжектора можно в соответствующей статье. Какой метод в итоге выбрать и каких затрат в итоге он потребует можно более точно сказать после предварительной диагностики и анализа проблемы, с которой к нам обращается клиент. Более подробно с ценами на чистку форсунок ультразвуком и промывку инжектора можно ознакомиться в прайсе.

Ультразвуковая чистка форсунок - можно ли сделать самому?

Форсунки Ультразвуковая чистка форсунок – это такой метод очищения этого элемента двигателя, при котором детали сначала демонтируются, а потом помещаются в ёмкость, где поддаются воздействию высоких ультразвуковых частот. Эти высокие частоты провоцируют появление в жидкости микропузырьков, которые и удаляют все загрязнения.

1. Зачем форсункам нужна чистка

«Зачем нужна чистка форсунок?», - спросите вы. Давайте разберёмся в данном вопросе. Форсунки – это такой элемент топливной системы автомобиля, от которого зависит распределение топлива в цилиндрах двигателя. А именно качество распределения топлива и определяет качество работы всего двигателя. Это качество распределения топлива во многом зависит от чистоты форсунок.

Ультразвуковая чистка форсунок Со временем фильтры форсунок теряют свои свойства и пропускную способность, что ухудшает их производительность. Вследствие этого увеличивается расход топлива, требуется большее количество времени на разгон автомобиля, двигатель начинает работать неравномерно. Именно поэтому периодически просто необходимо чистить форсунки в вашем двигателе.

Чистка форсунок проводится двумя способами:

1. Методом промывки на промывочной станции (без разборный метод).

2. Методом использования ультразвука (разборный метод).

Первый метод, более простой в исполнении, быстрый и доступный по стоимости. Также чистка при помощи жидкости не требует разборки топливной системы и демонтажа форсунок. Для чистки используется специальная жидкость под названием сольвент.

Ультразвуковая чистка форсунок двигателя оценивается экспертами как более продвинутая и современная процедура чистки, которая обеспечивает намного лучшие результаты. Такая чистка рекомендуется, если форсунки были загрязнены очень сильно, и обычная промывка не даёт результатов. Перед процедурой ультразвуковой чистки и после её завершения форсунки проверяют на специальном стенде, что помогает определить их производительность, герметичность и факел распыления. А из этого делаются выводы, исправна форсунка или требует замены ввиду износа/повреждений.

Ультразвуковую чистку рекомендуют проводить, если есть подозрения на неисправности в системе впрыскивания, а также, если пробег транспортного средства превысил сто тысяч километров и период их службы подходит к завершению.

2. Особенности ультразвуковой чистки форсунок

Ультразвуковая чистка Ультразвуковая чистка форсунок имеет свои особенности и некоторые нюансы, в которых мы попытаемся разобраться. Первое, что стоит запомнить, ультразвук – это не решение всех проблем. Частенько проблемы в работе двигателя связаны не с форсунками, а с чем-то другим. На пример причина может крыться в компрессии, неправильной работе датчиков, системе зажигания. Так что перед тем как приступать к чистке форсунок, обязательно проведите полную диагностику работы двигателя, потом принимайте решение.

Второе – на автосервисах клиентов часто «разводят». Мол, если форсунки сняли, то их обязательно стоит промыть и непременно ультразвуком. Это неправильно. Сначала проводиться полная диагностика их работы и только потом возможно принять решение о промывке. Если же форсунки работают нормально, то промывка и не нужна. Третье – для чистки важно использовать качественную жидкость от известных производителей, так как некачественная жидкость приводит к неисправностям.

Четвёртое – по мнению некоторых экспертов, ультразвук оказывает влияние на керамические элементы форсунки, так что период воздействия стоит сократить до минимума. По мнению других экспертов, ультразвук не влияет на форсунки негативно, а просто полностью очищает их от загрязнений, из-за которых сопло могло увеличиться в диаметре. Это и приводит к протеканиям и не совсем правильной работе. Кому верить, решать вам.

3. Недостатки ультразвуковой чистки

Несмотря на свои заметные преимущества и достоинства, процедура ультразвуковой чистки двигательных форсунок имеет ещё и ряд недостатков. Рассмотрим основные из них. Недостатки ультразвуковой чистки форсунок:

1. Очень высокая трудоёмкость работ по очистке форсунок, ведь требуется демонтировать их из автомобиля, а после процедуры – обратно установить.

2. Есть вероятность повреждения керамических элементов форсунок.

Форсунки 3. Процедура ультразвуковой чистки дорогая, так как для неё необходимо дорогое оборудование и разборка ключевых компонентов двигателя. Поэтому в целях профилактики такая процедура мало оправдана.

Таким образом, ультразвуковую чистку стоит применять только тогда, когда форсунки действительно очень сильно загрязнились.

4. Как происходит ультразвуковая чистка форсунок

В этом разделе рассмотрим, как происходит ультразвуковая чистка. Перед чисткой форсунки аккуратно демонтируются с топливной системы. Осторожность в этом деле – главное. Стоит использовать очки, перчатки и другие средства индивидуальной защиты. Сама процедура демонтажа форсунок проходит в три этапа, на которых необходимо сделать такое:

1. Почистить все прилегающие к форсункам детали от грязи и пыли, что не позволит грязи попасть внутрь цилиндров. А ведь грязь со временем выводит из строя даже самые надёжные системы.

2. Снять форсунки. В процессе снятия форсунок могут повредиться фильтры и уплотнители из резины, так что рекомендуем предварительно ими запастись. При этом стоит быть очень осторожным, чтобы не сломать другие составляющие элементы топливной системы. После демонтажа может начаться утечка бензина, поэтому внимательно следите за пожаробезопасностью (проверьте, где у вас находиться огнетушитель на случай худшего сценария развития событий). Все мелкие детали спрячьте в одно место, чтобы не растерять их.

3. Провести внимательный осмотр всех деталей. Обязательно осмотрите пластиковый колпачок форсунки. Если колпачок имеет повреждённую поверхность, то это значит, что форсунка работала неправильно, и этот колпачок стоит заменить. Также очень важно проверить электрические разъёмы форсунок. Контакты должны быть свободны от коррозии, пыли и грязи. Если это не так, стоит очистить поверхность этих разъёмов или заменить их.

Форсунки Когда форсунки сняты, можно начинать их ультразвуковую чистку. Для этого у всех деталей смазывают уплотнители, устанавливают их на рампу стенда, подключают к блоку управления и зажимают специально предназначенными для этого переходниками. Процедура ультразвуковой чистки включает в себя ещё и проверку форсунок и состоит из таких этапов:

Первый этап. Тест форсунок на герметичность.

Для этого нужно включить насос и понаблюдать за состоянием форсунок. Если через закрытую форсунку топливо не протекает на протяжении минуты, то их можно считать полностью герметичными. Протекания возникают в таких случаях:

1. Если седло клапана износилось. Это происходить при проверке форсунок, у которых пробег более ста тысяч километров. В таком случае понадобится полная замена этой детали.

2. Если седло клапана засорилось вследствие попадания нагара или других отложений в зазор между иглой и седлом. Такое засорение приводит к невозможности полного закрытия форсунок.

Второй этап. Оценка формы, факела, распыления форсунок.

Для оценки форсунки полностью открывают и включают насос. Форма факела распыления определяется типом форсунки, диаметром отверстия, формой иглы и другими параметрами и для разных форсунок нормальной считается разная форма. Чем форма правильнее и ровнее, тем более качественной будет приготовленная воздушно-топливная смесь, а значит и работа двигателя станет приемлемее.

Третий этап. Оценка производительности форсунок.

Форсунки Для этого ставятся мерные цилиндры под форсунки, и имитируются реальные условия работы форсунок на протяжении 3-5 минут. После этого измеряется количество жидкости и оценивается степень производительности форсунок.

Четвёртый этап. Непосредственная ультразвуковая чистка.

Этот этап состоит из следующих пунктов:

1. Удалить с форсунок все внешние загрязнения при помощи тряпок и губок, смоченных в растворителе.

2. Извлечь из форсунок фильтры, а после процедуры заменить их новыми. Но замена фильтров не всегда возможна, так что допускается вымачивание деталей в специальном растворе даже без демонтажа фильтров. Возможность такой процедуры предусмотрена на многих современных станциях с ультразвуком.

3. Каждую деталь пометить номером для последующей оценки результатов чистки.

4. Форсунки установить на специальную подставку и подключить их к электрическим контактам.

5. Весь этот агрегат поместить в ультразвуковую ванну.

6. Включить подогрев для ускорения процесса и включить ультразвук. Блок управления будет подавать на форсунки импульсы и процесс удаления грязи очень ускорится. Некоторые специалисты думают, что ультразвуковая очистка форсунок способна повредить их покрытие из керамики. Чтобы подобного не случилось можно просто сократить действие ультразвука на детали или попробовать очистить их с помощью специальных растворов.

Пятый этап. Проведение повторного тестирования.

Опять поместить форсунки на проверочный стенд и наблюдать за результатами работы (первый-третий этапы). Если результат вас не удовлетворил, то можно повторить четвёртый этап ещё раз. В общем, это и всё. Осталось только обратно установить форсунки в топливную систему на их место.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.


Смотрите также