Ваз с кузовом
Грузовые «Лады», ч.3
В 1995 году фирма «Лада-Бизон» обанкротилась, успев выпустить к тому моменту около 650 пикапов ФВК-2302 «Бизон». После этого основной костяк конструкторов предприятия перешел на работу в АО «ВАЗинтерСервис», где в тот момент по документации АвтоВАЗа собирали пикапы ВАЗ-21043-33 (см. Грузовые «Лады», ч.1). Эти машины, сохранив несущую конструкцию кузова и стандартную подвеску от «Жигулей», имели невысокую грузоподъемность и скромную вместимость. Поэтому на замену им стали готовить совершенно новый пикап полурамной конструкции, в котором от «Жигулей» пятой модели использовалась только передняя половинка кузова. К получившейся кабине сзади пристыковывалась сварная конструкция рамного типа, поверх которой могли монтироваться различные надстройки – открытые бортовые платформы, платформы со съемным пластиковым колпаком или закрытые грузовые фургоны. А задний мост теперь подвешивался на рессорах, что позволило увеличить грузоподъемность. Машины с бортовыми платформами сертифицировали под маркой ВИС-2345, фургоны получили индекс ВИС-23452. Серийный выпуск таких машин организовали в 1997 году, и в лучшие времена их объем производства достигал 2 тысячи штук в год.


Первое время, помимо обычного пикапа ВИС-2345 с простейшей грузовой платформой с тремя откидными бортами, «ВАЗинтерСервис» предлагал также «модификацию повышенной эстетичности» ВИС-2345-01, у которой боковины грузовой платформы были выполнены в едином дизайне с боковыми поверхностями кабины. Боковые борта при этом, разумеется, уже не откидывались. Но у покупателей такая машина – менее практичная и одновременно более дорогая – спроса не нашла. Не пошел в серию и вариант ВИС-23451 с двухрядной кабиной на 5 человек и укороченной грузовой платформой.


А вот самый простой пикап ВИС-2345 оказался в итоге долгожителем: его производство продлилось вплоть до момента сворачивания сборки автомобилей «Жигули» в Тольятти в 2011 году. Причем пикапы поздних выпусков получали кабину, представляющую собой половинку кузова ВАЗ-21074. Также стоит сказать, что с 2009 года название компании-производителя поменялось на ООО «ПСА ВИС-Авто».

Самым экзотическим вариантом пикапа ВИС-2345 стал седельный тягач ВИС-23454, представленный в 2005 году на выставке «КомТранс». Он оснащался более мощным 1,7-литровым «нивовским» мотором и был предназначен для буксировки полуприцепа весом до 1500 кг (суммарный вес автопоезда – до 2730 кг). Грузовые полуприцепы для этого тягача выпускали на тольяттинском ООО «Пчельников и сыновья».

А еще на базе ВИС-2345 тольяттинская фирма «Техникс Рос Моторс» пробовала строить даже… трехосные пикапы с дополнительной поддерживающей осью! Интересно, что такой пикап предполагалось использовать как машину «двойного назначения», поскольку под съемной грузовой платформой у него было закреплено… седельно-сцепное устройство. Непонятно только, как в фирме собирались сертифицировать подобное транспортное средство…

В 1996 году пикапы аналогичной полурамной конструкции, с рессорной задней подвеской и точно такими же надстройками, на ВАЗинтерСервисе разработали и на базе «Нивы». Выпускать серийно их начали с 1999-го. Стандартная версия с 2-местной кабиной получила индекс ВИС-2346, фургон – ВИС-23462, версия с однорядной удлиненной кабиной – ВИС-23464, версия с удлиненной 5-местной кабиной – ВИС-23461 (в опытных образцах существовала с длинными дверьми от ВАЗ-21218 «Фора», серийно выпускалась с обычными дверьми от ВАЗ-21213).



Позже появились модификации фургонов с однорядными и двухрядными кабинами для спецслужб: МЧС, пожарной охраны, МВД. Эти машины получили индексы 294600, 294610, 294601, 294611. Производство пикапов и фургонов «сорок шестой» модели формально продолжается до сих пор, но в очень незначительных объемах: спрос на них невелик.

Интересной разновидностью пикапов марки ВИС на базе «Нивы» стала модель ВИС-2348. Формально это была та же модель ВИС-2346, но только вместо кабины от «Нивы» у нее использовалась передняя часть кузова от «пятнашки». При этом силовой агрегат и вся трансмиссия у этой машины были «нивовские». Разработали такой пикап в 2004 году, сертифицировали и наладили мелкосерийное производство в 2005-м. Машина получилась довольно дорогой и спросом не пользовалась. Но чем вообще было вызвано появление такого гибрида? Слухами о скором снятии с производства обычной «Нивы»! Надобность в такой модели отпала, как только АВТОВАЗ определился, что «старая Нива» будет жить дальше параллельно с выпуском «новой Нивы» на СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ». Суммарный тираж таких машин – порядка сотни единиц.


Ну и еще одна машина, о которой стоит упомянуть в этом разделе – опытный пикап «Капрал» с шарнирно-сочлененной рамой, построенный «ВАЗинтерСервисом» в 2002 году на базе ВИС-23464 с удлиненной кабиной. Его изюминкой была шарнирно-сочлененная конструкция: на бездорожье задняя полурама могла поворачиваться относительно кабины в поперечном направлении на угол до 20 градусов. Интересно, что десятилетием ранее тем же конструкторским коллективом еще в бытность работы на фирме «Восточное кольцо» аналогичное шарнирное транспортное средство было построено на шасси «уазика», но это, как говорится, уже другая история…

Продолжение следует!Первую часть статьи «Грузовые Лады» читайте ЗДЕСЬВторую часть статьи «Грузовые Лады» читайте ЗДЕСЬ
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным - это важно для дальнейшего развития канала!Почта для связи: [email protected], Мария МарковаСпециальные автомобили: фургоны, вездеходы, снегоболотоходы на базе 4x4 и Granta - Официальный сайт LADA
1 - Республика Адыгея 2 - Республика Башкортостан 5 - Республика Дагестан 9 - Республика Карачаево-Черкессия 10 - Республика Карелия 11 - Республика Коми 12 - Республика Марий Эл 13 - Республика Мордовия 14 - Республика Саха (Якутия) 15 - Республика Северная Осетия 16 - Республика Татарстан 17 - Республика Тыва 18 - Удмуртская Республика 19 - Республика Хакасия 20 - Чеченская Республика 21 - Чувашская Республика 22 - Алтайский край 23 - Краснодарский край 24 - Красноярский край 26 - Ставропольский край 27 - Хабаровский край 28 - Амурская обл. 29 - Архангельская обл. 30 - Астраханская обл. 31 - Белгородская обл. 32 - Брянская обл. 33 - Владимирская обл. 34 - Волгоградская обл. 35 - Вологодская обл. 36 - Воронежская обл. 37 - Ивановская обл. 38 - Иркутская обл. 39 - Калининградская обл. 40 - Калужская обл. 41 - Камчатский край 42 - Кемеровская обл. 43 - Кировская обл. 44 - Костромская обл. 45 - Курганская обл. 46 - Курская обл. 48 - Липецкая обл. 51 - Мурманская обл. 52 - Нижегородская обл. 53 - Новгородская обл. 54 - Новосибирская обл. 55 - Омская обл. 56 - Оренбургская обл. 57 - Орловская обл. 58 - Пензенская обл. 59 - Пермский край 60 - Псковская обл. 61 - Ростовская обл. 62 - Рязанская обл. 63 - Самарская обл. 64 - Саратовская обл. 65 - Сахалинская обл. 66 - Свердловская обл. 67 - Смоленская обл. 68 - Тамбовская обл. 69 - Тверская обл. 70 - Томская обл. 71 - Тульская обл. 72 - Тюменская обл. 73 - Ульяновская обл. 74 - Челябинская обл. 75 - Забайкальский край 76 - Ярославская обл. 77 - Москва и МО 78 - С-Петербург и Ленинградская область 86 - Ханты-Мансийский авт.окр. 91 - Республика Крым 92 - Севастополь
- Тольятти
- Самара
- Красный Яр
- Новокуйбышевск
- Сызрань
Автомобили Лада пикап в модельном ряду АвтоВАЗа
Под термином «пикап» понимают, в частности, тип кузова автомобиля. Пикап (англ. pick-up — отрывать, поднимать) — лёгкое коммерческое транспортное средство с открытой грузовой платформой. Обычно разрабатывается на основе легковых машин или внедорожников. Грузоподъёмность не превышает 2,5 тонн. Определение настолько расплывчатое, что под него подходит почти всё что угодно — от мотороллера «Муравей» до бортовой «Газели». Например, если ВАЗовская «пятёрка» потеряла где-то крышку багажника и так ездит по родному селу, это уже «Лада пикап» или ещё «Лада седан»?
Автомобили с кузовом пикап
Есл исходить из приведенного выше определения, то легендарный первенец отечественного автомобилестроения ГАЗ-АА «полуторка», самый массовый отечественный автомобиль первой половины 20-го века — это самый настоящий пикап. Грузоподъёмность в 1,5 тонны как раз укладывается в лимит. А ведь это классический грузовик.
Если проводить аналогию со спортивными автомобилями, пикапы тоже можно разделить на два класса:
- машины с открытыми задними колёсами;
- машины с закрытыми задними колёсами.
Задняя часть моделей с открытыми колёсами устроена по образу и подобию грузовика. Тот же бортовой кузов с откидными бортами, та же рама, та же рессорная подвеска. Нередко встречается по-грузовому двубортная ошиновка. Такие варианты моделей сегодня характерны скорее для полу-профессиональных производителей или даже для любителей. Если кто-то задумал сделать ВАЗ пикап своими руками, скорее всего, получится вариант с открытыми задними колёсами.
Именно так выглядят многие разработки на базе моделей ВАЗ, выполненные разными фирмами и фирмочками. Эти «дочки» АвтоВАЗа делают такие машины на своих производственных мощностях или, в лучшем случае, где-то рядом с опытно-промышленным производством АвтоВАЗа. Тиражи подобных моделей невелики.
Лидеры мирового автопрома таких пикапов не делают. Машина, сошедшая с конвейера автогиганта, выглядит скорее как внедорожник со снятой задней верхней частью кузова и установленной перегородкой, отделяющей грузовой отсек от салона, а не как гибрид легковушки и грузовика. Пикапы с закрытыми задними колёсами среди моделей на базе ВАЗ тоже имеются.
Вернуться к оглавлениюАвто с закрытыми задними колёсами
Существует мнения, что пикапы имеют преимущество дешевизны над базовыми моделями автомобиля. Это мнение безосновательно при малых тиражах выпуска.
Для того чтобы изготовить пикап, надо взять автомобиль, отрезать заднюю часть кузова и, скорее всего, выкинуть её за ненадобностью. Потом сварить раму, установить рессоры, смонтировать задний мост, склепать бортовую платформу вместе с бортами и собрать всё в единое целое. Обычно всё это обходится существенно дороже.
Тем не менее, своего потребителя такие пикапы находят. А что делать, если вы перевозите рассыпной цемент на стройку своего загородного дома? Или если вы фермер и перевозите навоз на собственную ферму? А если вы разводите рыбу в садках и вам надо погрузить в машину пару центнеров осетров? Нет вариантов.
Пикапов на базе модельного ряда АвтоВАЗа за всю историю зарегистрировано относительно немного. На базе прототипа Niva Chevrolet в 2000 году было изготовлено несколько опытных образцов с закрытыми задними колёсами. В серию машина не пошла. Аналогичная участь постигла ВИС 2348 — модели на базе Lada Samara 2 с кабиной от ВАЗ 2114, шасси от «Нивы» и сварной полурамой под грузовой платформой.
До определенной степени востребованным потребителем оказался полноприводный двухместный пикап с закрытыми задними колёсами ВАЗ 2328 «Волк». Основой послужил известный внедорожник ВАЗ 2121 (трёхдверная «Нива»). У «Волка» была заметно большая колёсная база, усиленные пружины и другие элементы подвески. И все же ни «Волк», ни другие варианты с закрытыми колёсами не пользовались достаточной для массового производства популярностью.
Вернуться к оглавлениюМашины с открытыми колёсами
На базе моделей ВАЗ есть и такие пикапы. Их значительно больше, чем с закрытыми колёсами. Есть целая серия моделей, разработанная «ПСА «ВИС-АВТО», дочерним предприятием АвтоВАЗа. Головной автомобиль серии носит название ВИС 2346. Модель разработана на базе ВАЗ 2121 4×4 «Нива». От «Нивы» ВИС перенял двигатель и коробку передач. Конструкция полурамная, задняя подвеска рессорная. Задний борт грузовой платформы откидной. Грузоподъёмность — 600 килограмм.
Кроме бортовой платформы, ВИС 2346 выпускался в комплектации «фургон» с пластиковым верхом, который крепился на платформу и имел распашные задние двери. Кабина авто была двухместной. Модель ВИС 23461 оснащалась пятиместной кабиной. Ее удлинили за счёт укороченной на 60 сантиметров платформы, от которой осталось всего 124 сантиметра. Колёсная база автомашины не изменилась. Выпускался вариант с алюминиевой грузовой платформой и с пластиковой надстройкой.
Не пошла в серию конструкторски очень оригинальная модификация ВИС 2346Э «Капрал». Это опытный автомобиль предприятия. Машина оснащена специальным опорно-поворотным устройством, которое позволяет передней и задней частям авто поворачиваться вокруг продольной оси на 30 градусов относительно друг друга. Данная конструкция предотвращает диагональное вывешивание и значительно увеличивает проходимость автомобиля в экстремальных условиях. Спроса на такую экзотику производитель не нашёл.
АвтоВАЗ не оставляет попыток найти рыночную нишу для автомобиля Лада с кузовом пикап. Неудачей закончились попытки разработать вариант на базе популярной ВАЗ 21093 и перспективной ВАЗ 2124. Разработку таких моделей АвтоВАЗ ведёт со своим традиционным партнёром в этой области — предприятием «ПСА «ВИС-Авто».
В настоящее время продолжаются усилия по запуску в производство пикапа на базе «Гранты». Это авто — типичный представитель класса с открытыми задними колёсами.
Пикапы на базе "Классики". Часть 1. ВАЗ-21043-33 — DRIVE2
В 1991 году грянул гром и на просторах нашей страны стали как грибы после дождя появляться различные коммерческие мини-предприятия, выпускающие в том числе и автомобили. Так, 27 июля на базе тольяттинского Левобережного ремонтно-механического завода было организовано закрытое акционерное общество «ВАЗинтерСервис». С 1993 года, ввиду увеличения спроса на развозные автомобили малой грузоподъемности, его производство было переориентировано на производство пикапов. В итоге там был собран первый пикап на базе ВАЗ-21043, получивший обозначение ВАЗ-21043-33. Следует отметить, что такой индекс позволял «поднырнуть» под существующее ОТТС на автомобили семейства ВАЗ-2104 и тем самым избежать необходимости отдельной сертификации пикапа.
Очень часто пикапы встречаются именно в Самарской области, по месту расположения фирмы-производителя
ВАЗ-21043-33 существенно отличался в лучшую сторону от внутризаводских пикапов аналогичной конструкции: появился ровный пол, грузовая платформа изнутри была обварена стальным листом (немного выступавшим над уровнем борта, что позволяло пристегивать к ней тент через проушины в этом листе), а задние двери заваривались, стыки шпаклевались и после окрашивания кузова становились практически невидимы. Именно на этих пикапах впервые появился шильдик «VIS» (на автомобилях последних выпусков). Также были создан варианты пикапа с высокой пластиковой надстройкой и распашными задними дверями как с обитаемым грузовым отсеком, так и с грузовым отсеком, но в серию они запущен не были.
Ещё живой экземпляр
Из недостатков пикапа следует отметить унаследованную заднюю подвеску ВАЗ-2104, благодаря которой грузовая платформа существенно теряла в полезной площади из-за колесных ниш и опорных чашек пружин. Кроме того, несмотря на введенные в конструкцию кузова усилители, такие пикапы все равно имели менее жесткий кузов, по сравнению с ВАЗ-2104.Автомобиль выпускался сравнительно небольшими партиями и вскоре, в 1997 году, уступил место полурамному ВИС-2345.
Ниже две фотографии пикапов пользователей Драйв2: первый уже где-то погиб, испытав судьбу аЦЦкого корча, второй — только строится.
Корч

Ламбо-пикап
Производство данной модификации ВАЗ длилось сравнительно недолго — всего 3 с небольшим года, и то небольшими партиями. До наших дней дожили реально единицы. Некоторые на моих глазах сдавались в утиль.С другой стороны факт эксклюзивности придаёт этой модели некую самородность. Через 10 лет ВАЗ-21043-33 останется только на фотографиях…Page 2
В 1991 году грянул гром и на просторах нашей страны стали как грибы после дождя появляться различные коммерческие мини-предприятия, выпускающие в том числе и автомобили. Так, 27 июля на базе тольяттинского Левобережного ремонтно-механического завода было организовано закрытое акционерное общество «ВАЗинтерСервис». С 1993 года, ввиду увеличения спроса на развозные автомобили малой грузоподъемности, его производство было переориентировано на производство пикапов. В итоге там был собран первый пикап на базе ВАЗ-21043, получивший обозначение ВАЗ-21043-33. Следует отметить, что такой индекс позволял «поднырнуть» под существующее ОТТС на автомобили семейства ВАЗ-2104 и тем самым избежать необходимости отдельной сертификации пикапа.
Очень часто пикапы встречаются именно в Самарской области, по месту расположения фирмы-производителя
ВАЗ-21043-33 существенно отличался в лучшую сторону от внутризаводских пикапов аналогичной конструкции: появился ровный пол, грузовая платформа изнутри была обварена стальным листом (немного выступавшим над уровнем борта, что позволяло пристегивать к ней тент через проушины в этом листе), а задние двери заваривались, стыки шпаклевались и после окрашивания кузова становились практически невидимы. Именно на этих пикапах впервые появился шильдик «VIS» (на автомобилях последних выпусков). Также были создан варианты пикапа с высокой пластиковой надстройкой и распашными задними дверями как с обитаемым грузовым отсеком, так и с грузовым отсеком, но в серию они запущен не были.
Ещё живой экземпляр
Из недостатков пикапа следует отметить унаследованную заднюю подвеску ВАЗ-2104, благодаря которой грузовая платформа существенно теряла в полезной площади из-за колесных ниш и опорных чашек пружин. Кроме того, несмотря на введенные в конструкцию кузова усилители, такие пикапы все равно имели менее жесткий кузов, по сравнению с ВАЗ-2104.Автомобиль выпускался сравнительно небольшими партиями и вскоре, в 1997 году, уступил место полурамному ВИС-2345.
Ниже две фотографии пикапов пользователей Драйв2: первый уже где-то погиб, испытав судьбу аЦЦкого корча, второй — только строится.
Корч

Ламбо-пикап
Производство данной модификации ВАЗ длилось сравнительно недолго — всего 3 с небольшим года, и то небольшими партиями. До наших дней дожили реально единицы. Некоторые на моих глазах сдавались в утиль.С другой стороны факт эксклюзивности придаёт этой модели некую самородность. Через 10 лет ВАЗ-21043-33 останется только на фотографиях…АвтоВАЗ расширяет производство отечественных пикапов
Размещение рекламы и сотрудничество- Мир
- СНГ
- Россия
- Новинки
- Автобизнес
- Автоспорт
- Происшествия
- Дороги

На производственных мощностях «АвтоВАЗа» были собраны первые серийные пикапы. На официальном интернет-сайте сегодня появилось сообщение, согласно которому производство, которое ранее было налажено на мощностях дочернего предприятия «АвтоВАЗа» — «Вис-Авто», —теперь переехало в сварочно-кузовной цех Lada Priora.












Редакция Autoplus.su
---Еще больше интересного в наших сообществах Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках
Вам понравилась статья? данетПоделитесь с друзьями (всего один клик):
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Размещение рекламы и сотрудничествоТоп-10 самых необычных и малоизвестных автомобилей на базе моделей ВАЗ
29.03.2017 | 134994 просмотра
Волжский автомобильный завод был основан в 1966-м, а первый серийный автомобиль сошел с конвейера в 1970-м. С тех пор прошло плюс–минус полвека. Принимая во внимание тот факт, что модельный ряд ВАЗа глобально обновлялся нечасто, история развития завода представляется весьма прозрачной и, кажется, лежит чуть ли не на ладони. Тем удивительнее, что за плечами завода и инженеров накопилось немало необычных и малоизвестных моделей. В этом материале Drom.ru расскажет о неизвестных, редких, а порой и откровенно странных проектах отечественного автопроизводителя.
Концептуальная Lada Gorbi на редких снимках чем-то напоминает «космический» DeLorean. Автор проекта — немецкий промышленный дизайнер Луиджи Колани. Как и на каких условиях началось его сотрудничество ВАЗом — загадка. Но факт, что в 1987 году на агрегатах серийной «Нивы» родился незаурядный проект, практически полностью лишенный прямых линий — Колани уже тогда был известен в отрасли своей страстью к футуристичным концептам с округлыми формами.

Lada Gorbi — прототип от Луиджи Колани, сделанный в единственном экземпляре
Несмотря на применение стандартных агрегатов, конечный продукт был необычен не только с дизайнерской, но и с технической точки зрения. Например, двигатель переместили в базу, сделав концепт среднемоторным, как, например, Porsche Boxster. Максимальная мощность мотора выросла до 200 сил, что в сочетании с небольшой массой концепта делало реальной «максималку» в 200 км/ч. Для лучшей управляемости и маневренности аппарат оснастили шасси со всеми четырьмя управляемыми колесами. Салон имел двухместную компоновку, а сама посадка была полулежачей: во время прыжков на трамплинах такая конфигурация снижала риск получения травмы.
Техническая начинка Lada Gorbi прикрывалась эффектным пластиковым кузовом, прорисованным Луиджи Колани в характерном для него стиле. Автомобиль больше походил на луноход. Почти что космический прототип был сделан в единственном экземпляре.


2. ВАЗ-2801 (ВАЗ-2102Э)
Под непривычным кодом ВАЗ-2801 скрывается не вполне обычный, но и не революционный внешне ВАЗ-2102. Да, у него отсутствуют задние боковые двери, а вместо остекления задней полусферы салона — стенка, но в целом — вполне узнаваемый облик. Тогда почему же этот проект получил отдельный индекс ВАЗ-2801? Все дело в том, что технически этот автомобиль серьезно отличался от серийной «двушки». У машины отсутствовала коробка передач, сцепление, топливный бак и… двигатель внутреннего сгорания. Это был электромобиль, но уже второй генерации.

Вазовский электрокар на базе «двушки» внешне отличался отсутствием задних боковых стекол и несколькими сервисными люками
Первая же опытная партия вазовских электрокаров была готова уже в конце 70-х. Подтверждает этот факт репортаж советского телевидения, в котором сообщалось, что эти электромобили будут использоваться на Олимпиаде 1980 года. Отмечалось, что емкости батареи хватит на 85 км при скорости около 60 км/ч. Под капотом прототипа скрывался электромотор мощностью 12 кВт (16 л.с.). Над проектом работали не только инженеры ВАЗа, но и ученые специалисты некоего объединения «Источник».
Государственная комиссия в 1979 году одобрила перспективную разработку и рекомендовала машину для постановки на конвейер. В 1980–1981 годах была выпущена опытно-промышленная партия (47 экземпляров) предсерийного автомобиля с новым обозначением 2801. На прототипах второй серии мощность двигателя возросла до 25 кВт, что было эквивалентно уже 35 силам. У таких экземпляров вес никель–цинковых аккумуляторных батарей составлял 380 кг, а запас хода — 130 км. Но главное, что, в отличие от ранних прототипов, массу аккумуляторов воспринимал не несущий кузов, а специальная встроенная алюминиевая рама. Для доступа к батареям и их обслуживания на месте задней правой двери сделали люк. Еще один технический люк был в передней части, над бампером (их использовали от ВАЗ-21011). Максимальная скорость электромобиля составляла 87 км/ч, а грузоподъемность фургона — 320 кг.
Часть машин проходила ходовые испытания прямо на территории завода в Тольятти, где они использовались для перевозок почты, завтраков и для других внутризаводских целей. Несколько экземпляров ВАЗ-2801 работали вдали от автозавода. Говорят, что пара машин голубого цвета в 1983–1984 годах трудились в 34-м Московском автокомбинате. Целая группа электромобилей и вовсе ушла в Украинскую ССР, где обслуживала советские предприятия по ремонту телевизоров и другие организации.Почему проект сегодня не помнят? Все дело в том, что опыт эксплуатации откровенно и без прикрас указал на слабые стороны — даже не вазовского продукта, а электромобилей в целом. Малый запас хода, отсутствие специализированных зарядных станций (с удлинителем не набегаешься, от обычной сети будешь заряжаться вечность), большой вес батарей, проблемы с их утилизацией, но главное — высокая стоимость электрооборудования, а следовательно, и всего проекта. Все эти факторы в совокупности поставили крест на идее.



3. ВАЗ-2106 «Турист»
Легковой пикап с интегрированной в кузов палаткой — это не пустая фантазия, а реальная экспериментальная разработка вазовских инженеров, пусть и лишенная серийных перспектив. Ну как в советское время, в эпоху тотального дефицита могли утвердить столь нишевый двухместный автомобиль?

ВАЗ-2106 «Турист» — прототип, воплощенный в металле случайно
Вообще удивительно, как ВАЗ-2106 «Турист» смог воплотиться в металле. Тем не менее облик пикапа вышел весьма симпатичным. Эгоистичности прототипу добавлял модный и редкий в то время цвет «серебристый металлик». Своеобразно выглядит абсолютно серийное заднее стекло — для изготовления машины приходилось использовать уже имеющиеся ресурсы.
Сущность «Туриста» могла раскрыться только на ровных шоссе и желательно в теплом климате. Ездить на этой машине предпочтительно было в сторону Краснодарского края и Черного моря: во-первых, привод на заднюю ось, во-вторых, палатка явно не согрела бы где-нибудь в Сибири.Впрочем, говорят, что у команды разработчиков были планы внедрить в эгоистическую «шестерку» систему полного привода с подключаемым передним мостом и блокировкой дифференциалов, чтобы расширить туристическое предназначение проекта. Однако пробный единственный экземпляр не успели даже оснастить палаткой. Дирекция завода полностью отвергла модель, что было совсем не удивительно для СССР. После закрытия направления «Туриста» перекроили в обычный пикап, сделав его одной из «техничек».



4. «Мега-Лада», «Желтая Акула», ВАЗ-21106 GTI и другие заряженные «десятки»
Проект спортивной машины на базе гражданской «десятки» начался в гараже. Никита Матюхин — бывший сотрудник дизайн-центра ВАЗа, в 90-х ушедший в свободное плавание и занимавшийся изготовлением аэродинамических обвесов — по старым каналам получил заказ на разработку обвеса для будущей спортивной «десятки». Машину пригнали в гараж, где и началась работа.

Лепить пришлось в ударном темпе, чтобы успеть к Московскому автосалону, где планировали показать готовую версию. Поиск решений велся прямо в пластилине, впрочем, это был фирменный почерк Матюхина. В процессе лепки обвеса направление работ постоянно координировалось с заводскими конструкторами, отвечающими за начинку проекта. Согласовывался вынос колес, ход подвески, аэродинамические характеристики. Пластилиновый макет одобрили, и он стал основой для эпоксидных матриц.



Проект будущей спортивной машины на базе «десятки» начался в гараже. На фото — прототип в процессе подготовки аэродинамического обвеса
Готовый кузов с навешенными деталями отвезли на «Мега-Ладу» для покраски, установки агрегатов, интерьера и подготовки к автосалону. Готовый проект решили назвать «Желтой акулой». На все работы с нуля ушло всего два месяца, машину показали на выставке и получили пусть не восторженные, но одобрительные отзывы. Желтый седан стал прототипом для мелкосерийного ВАЗ-21106.



Из прототипа на «Мега-Ладе» сделали концепт «Желтая акула». Со временем из него выросла заряженная «десятка» ВАЗ-21106
Под индексом ВАЗ-21106 скрывались разные версии «десятки». Самая редкая и необычная из них — с кузовом купе. Но отличия были не только в двухдверном кузове, расширенных колесных арках и специальном обвесе. Таких «десяток» выпустили всего 150 экземпляров. Впрочем, наряду с купе существовал и вполне обычный на первый взгляд седан, хотя на самом деле он также заметно отличался от стандартной модификации тем же пакетом доработок.



«Десятка»-купе на самом деле больше, чем просто «десятка»
Изначально под капотом ВАЗ-21106 скрывался 2,0-литровый двигатель Opel C20XE (150 л.с. и 198 Нм) с системой управления Bosch Motronic M2.8 и коваными поршнями, в паре с ним работала опелевская же МКПП, а в конструкцию автомобиля интегрировали подрамник и задний стабилизатор поперечной устойчивости. Кроме того, в сравнении с обычной «десяткой» колея модели 21106 была расширена на 76 мм. Наличие кондиционера, подогрева передних сидений и гидроусилителя ZF в российском автомобиле в то время было поводом для гордости. Позже мотор заменили на C20SE мощностью в 136 л.с., который считался значительно менее удачным, чем первый агрегат.



Опелевский мотор в сочетании с доработкой кузова и шасси делал из «десятки» весьма прыткий автомобиль. Разгон до сотни за 9,5 секунды, максимальная скорость — 205 км/ч. Спидометр размечался до 240 км/ч
Примечательно, что большинство кузовов для 21106 сделали сразу — в 1998 году, а уже собирали «супердесятки» по мере поступления заказов до первой половины нулевых. Немецкие агрегаты делали реальными разгон до «сотни» за 9,5 секунды (по вазовским меркам достойно, обычной «десятке» требовалось на 3 секунды больше) и максимальную скорость в 205 км/ч (вместо 185 км/ч на обычной «десятке»).
Другие заряженные и спортивные модификации ВАЗ-2110:
• ВАЗ-21107 — модификация для соревнований по ралли. Вварной каркас безопасности, иная конструкция подвески. Предварительно изготовленные в НТЦ ВАЗа, тестировались и доводились фирмой «MSD». Тестирование на английских раллийных трассах проводил Алистер МакРей. • ВАЗ-21127 — модификация с кузовом ВАЗ-2112. Увеличена мощность двигателя. • ВАЗ-21106 «С» Купе — модификация с кузовом типа «купе», двигатель Opel C20SEL мощностью 136 л.с.
• ВАЗ-21106 WTCC — участвовал в международном чемпионате FIAWTCC 2008 года, в команде «Русские медведи» (Russian Bears Motorsport). В 2009 была у команды «Lada Sport».



5. ВАЗ-2110 «Премьер» и LADA Consul (ВАЗ-21109)
Откровенно странная версия ВАЗ-2110 «Премьер» — известный в России седан десятого семейства с... удлиненной колесной базой. Модель, незаурядная не столько по исполнению, сколько по идеологии. Своего рода седан для бедного заднего пассажира и, видимо, еще более бедного водителя. Чисто теоретически, да и то с натяжкой, целевой аудиторией машины могли стать таксисты или люди с очень высоким ростом. Иначе объяснить существование «премьерной» модели затруднительно.

Лонг-версия седана гольф-класса — это что-то необычное не только для российского, но и мирового автопрома. Если такие машины где-то и востребованы, то только в Китае
Но оказалось, что «Премьер» — всего лишь разминка. В 1997 году вазовцы представили растянутую версию все той же «десятки» — Лада-«Консул» (ВАЗ-21109) — чей кузов удлинили аж на 700 миллиметров. Вышел очень необычный представительский лимузин с подушками безопасности, ABS, кожаным салоном, климатической установкой, легкосплавными колесными дисками и… двигателем от ВАЗ-2112. Вероятно, троллейбус был чуть быстрее вазовского VIP-шаттла. Несмотря на свою длину, машина могла принять на борт не более четырех человек — двоих спереди, двоих сзади. Остальное пространство в салоне занимали столики, а также встроенный бар, портативный холодильник и видеомагнитофон с небольшим телевизором. Почти как в Maybach.

По-настоящему странный продукт — LADA Consul — лимузин на базе «десятки» с удлиненной на 700 мм колесной базой
6. ВАЗ-1151 Лада «Гном» и экспортная «Бора»
Крошечный прототип ВАЗа с характерным для 90-х годов прошлого века биодизайном получил забавное название «Гном». В длину автомобильчик был чуть больше двух с половиной метров (2650 мм), а в основу конструкции легла укороченная платформа от «Оки». Двигатель располагался спереди, привод — на переднюю ось. Боковые стекла не опускались. Вместо этого они получили сдвижные форточки, как на раннем прототипе ВАЗ-2110.



«Гном» — вазовский прототип малолитражки, так и не превратившийся в серийный вариант
«Гном» задумывался отнюдь не как шоу-кар, а как вполне реальный автомобиль, чье производство планировалось наладить серийно тиражом 10 тысяч экземпляров в год. Но в силу экономических и технических сложностей он так и остался лишь опытным образцом.



Наряду с обычным вариантом были разработаны прототипы с электродвигателем, а также пикап с увеличенным клиренсом — Лада «Эльф»
Редко, а может быть, и вовсе никогда, кроме этого случая, ВАЗ не готовил модель специально для иностранного рынка. Речь идет о проекте «Бора», который был реализован под руководством Евгения Соколова. «Бора» должен был стать простым, утилитарным и проходимым автомобилем, который создавался для фермеров Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока и Северной Африки.



ВАЗ «Бора» — единственная машина, сделанная в первую очередь для внешнего рынка
«Бора» была построена на агрегатной базе вездесущей «Нивы», от которой взяли мотор, трансмиссию, колеса. Но в основе кузова была уникальная алюминиевая рама!
В 1992-м было составлено техническое задание, а к 1995 году изготовили окончательный вариант предсерийного автомобиля, но были ли серийные версии — доподлинно неизвестно. Ездовой прототип испытывали в пустынях ОАЭ. Предполагалось, что внезаводское производство «Боры» и последующие поставки в азиатские страны достигнут 5000 штук в год, но проект не получил развития, так и оставшись случайным гостем в модельном ряду ВАЗа.
7. Минивэны «Икс» и ВАЗ-2120 «Надежда»
ВАЗ «проекта X» — один из немногих тольяттинских автомобилей, которые не имеют цифрового обозначения. Идея создания минивэна возникла в 80-х, но уже на этапе разработки было известно, что машина не пойдет в серию, превратившись из чертежей дизайнерских скетчей лишь в единственный полноразмерный прототип.

У ВАЗ-Х была иная миссия: продемонстрировать дизайнерский и инженерный потенциал. Проект был и впрямь весьма футуристичен, особенно по меркам СССР. Идея родилась не зря: концептуальный однообъемник внес свой вклад в создание научно-технического центра ВАЗа. Правда, его работа вряд ли сильно повысила уровень российской автомобильной промышленности.



Экспериментальный автомобиль, ставший толчком к созданию научно-технического центра ВАЗа
Серийное же воплощение минивэна из Тольятти оказалось куда более прозаичным. В 1998 году появилась вазовская «Надежда» — однообъемник, созданный на платформе 5-дверной «Нивы». ВАЗ-2120 располагал постоянным полным приводом, понижающей передачей и механической блокировкой центрального дифференциала. Удивительно, что на автомобили устанавливали и диковинный на тот момент для российского рынка гидроусилитель руля ZF.

Колеса от «Нивы» неспроста: в основе машины 5-дверный вариант «Нивы»-2131 со всеми вытекающими внедорожными возможностями. На этом фото версия до рестайлинга
Выпускали машину на мощностях опытно-промышленного производства (ОПП). Сначала на выбор предлагалось два мотора — карбюраторный рабочим объемом 1,8 л либо с распределенным впрыском топлива (1,7 л). Позже в производстве остались только автомобили с карбюраторными двигателями. Последняя версия стоила $6500, а за доплату в $2400 можно было рассчитывать на «эксклюзивную» модификацию с импортными шинами на легкосплавных дисках, «кенгурятниками» и дополнительными порогами.
Задние фонари от «Оки», элементы салона — «каждой твари по паре»: чуть ли не от всех моделей ВАЗа (боковые дефлекторы от «пятерки» и «семерки», центральные — от «Самары»), передние фары от «десятого» семейства... Этот набор вынужденных заимствований нарекли «Надеждой».



Даже после обновления интерьер, как и экстерьер, остался собран из того, что было
Если не все, то многие знают о существовании Porsche 911 Targa или Chevrolet Corvette с аналогичным типом кузова. А вот о факте существования такой «восьмерки» осведомлены единицы. К 1988 году на ВАЗе сделали единственный экземпляр ВАЗ-2018 «Тарга». Вазовские дизайнеры (автор внешнего облика машины — Владислав Иванович Пашко) полностью преобразили хвост базового хэтчбека: кузов стал трехобъемным, с отдельным багажником. Конструкцию дверей усилили, правда, и остекление пришлось разделить на две части — неподвижный стеклянный треугольник и опускаемую часть. Проект вышел потенциально интересным, но не особо жизнеспособным в условиях советско-российской действительности того времени. Поэтому не удивительно, что впоследствии его уничтожили.



«Восьмерка»-тарга и «восьмерка»-«кабриолет — немного разные вещи. Кузов «тарга» воспринимался более законченным, но прототип проекта был выпущен лишь в единственном экземпляре и впоследствии уничтожен
Выбрав концепцию тарги, инженеры практически избавили себя от проблем с ухудшением жесткости кузова, которые неизбежно возникают при строительстве кабриолета.
В полноценный же кабриолет «восьмерку» превращали в основном за рубежом. Иностранные импортеры и дилеры стремились расширить и закрепить успех местами весьма популярных «Самар», нащупывая новые рыночные ниши. Одним из самых известных проектов стал кабриолет Лада «Наташа», реализованный бельгийской компанией Scaldia–Volga.

Lada Natasha — полноценный кабриолет, разработанный при помощи российских инженеров и выпускающийся в Европе
Являясь сильнейшим зарубежным импортером Lada, «Скалдия-Волга» вполне могла позволить себе такую роскошь, как заказать разработку кузова «кабриолет» специализированной бельгийской же фирме Garage Meeus. Впрочем, в этой работе принимал участие и сам ВАЗ. Внешность дорабатывал Владимир Ярцев, усилением кузова тоже занимались российские специалисты. Первый опытный образец кабриолета был построен в 1989 году, а публичный дебют уже серийного варианта новинки состоялся на Брюссельском автосалоне в январе 1990 года.
Варианты открытых моделей ВАЗа, которые планировалось выпускать силами частных компаний:
Проба пера в создании «открытой восьмерки», не считая «Тарги», на российской земле осуществлялась и без участия иностранного интереса. Причем работали над ними сразу несколько команд, правда, не по решению завода, а по собственной инициативе с последующими планами мелкосерийного производства отдельными частными компаниями. Не сложилось, но благодаря им нам стали известны такие проекты, как кабриолет Хаинова (1991), проект «ЛЛД-Авто», или Lada Amadeo (1993) с диковинными на тот момент опциями: электростеклоподъемниками, электрозеркалами, 14-дюймовыми литыми дисками, спортивным рулем малого диаметра и улучшенной панелью приборов.



Кабриолеты были, тарга тоже. Почему бы не построить «восьмерку»-ландоле? Пионерами в этом направлении стали представители компании Deutsche Lada — официального представителя ВАЗа в ФРГ. По их заказу другая немецкая фирма — Bosch — создала в 1987 году экзотическую модификацию Lada Samara Fun с полуоткрытым кузовом типа ландо.



Немецкое ландо на базе «восьмерки»
За ней последовали вариации на тему. Похожий вариант представили… австралийцы! Но он был намного проще и дешевле Samara Fun. В отличие от немецкого аналога, матерчатый верх накрывал не только заднюю, но и переднюю часть салона — вплоть до лобового стекла.
Австралийское видение «открытой восьмерки» смотрелось откровенно кустарно
9. ВАЗ-210934 «Тарзан» и ВАЗ-2112-90 «Тарзан-2»
Полноприводный «проходимец» с раздаткой в России всегда пригодится. Поэтому версия ВАЗ-210934 «Тарзан» казалась вполне логичным продолжением модельного ряда. Дело было в 1997 году. Начинку от «Нивы» упаковали в кузов от «Самары», подвеску сделали полностью независимой, и получился… этакий российский BMW X6 конца девяностых!

Потенциально востребованная вазовская машина, выпущенная весьма ограниченным тиражом
Рынок одобрил идею, устав от легендарного, но уж очень утилитарного облика ВАЗ-2121, уходящего корнями в брежневский период застоя. Аудитории нравились аэродинамический обвес с раздутыми бамперами, накладки на пороги, молдинги и прочие оригинальные фишки. Но, несмотря на потенциально высокий спрос, завод выпустил лишь очень ограниченное количество «Тарзанов» (не более 5000 экземпляров).
По слухам, причиной столь скорой «кончины» проекта ВАЗ-210934 «Тарзан» стал спор между ВАЗом и дизайнерской фирмой Decon, которая в содружестве со специалистами «Лады» и спроектировала этот SUV.В 1999 году идея получила продолжение. На шасси «десятого» семейства вырос очередной кроссовер с рамной (!) конструкцией — «Тарзан-2». На сей раз рынку даже предложили два типа кузова — универсал и хэтчбек.



Продолжение проекта «Тарзан»: второе поколение на базе «десятого» семейства
Почти все агрегаты использовали от массовых моделей марки. Трансмиссию и заднюю подвеску взяли от «Нивы», кузов смонтировали на раму с использованием резиновых подушек, задние тормоза были аналогичны передним (дисковые), колеса установили 15-дюймовые. Любопытно, что несмотря на возросшую на 150 кг массу расход топлива у «Тарзана» был меньше, чем у «Нивы». Сработала современная аэродинамика, кузов с более низким коэффициентом аэродинамического сопротивления.
10. Кабриолеты на базе ВАЗ-2121 и «Нива» «Ландоле»
Внедорожники-«кабриолеты» в своем модельном ряду имели и более именитые компании: Jeep выпускал Wrangler, и Suzuki — легендарную Vitara, и даже Mercedes-Benz предлагал «открытый» G-class!

Французский вариант открытой «Нивы»
В Германии, Бельгии, Канаде, Голландии и Франции покупателям предлагались самые разные модификации «Нивы»: пикапы, фургоны и даже кабриолеты. Экспортные открытые «Нивы» были «фановым» продуктом, который имел небольшой, но устойчивый спрос на внешних рынках.
Кабриолеты на базе ВАЗ-2121 изготавливали по сравнительно простой технологии — просто отрезали заднюю часть крыши, а для того, чтобы компенсировать ее отсутствие и уменьшившуюся жесткость кузова, усиливали оставшиеся силовые элементы конструкции.Lada 4x4 Niva Poch Plein Soleil носила статус пляжного кабриолета. Переделка стандартных «Нив» осуществлялась французским кузовным ателье Lebranchu, а продажи уже осуществлялись через сбытовую сеть Poch. Полностью открытой была только задняя часть автомобиля, а над водителем и передним пассажиром по-прежнему оставалась крыша, оснащенная люком. По сути, это ландоле. Во Франции Niva Poch Plein Soleil предлагались как со стандартным бензиновым мотором, так и с дизелем производства Renault.



Еще один вариант «Нивы» с кузовом типа кабриолет — из Германии
Немецкий вариант открытой «Нивы» был более «люксовым». Кроме того, у него уже полностью отсутствовал «жесткий» верх — это был настоящий кабриолет. Для улучшения жесткости кузова использовался трубчатый каркас. Съемный мягкий тент потребовал увеличить багажник: чтобы облегчить доступ к нему, дверной проем расширили, что повлекло перенос задних фонарей на бампер. Сами фонари, кстати, были от «копейки».
Lada Niva Kosak

В ту пору, когда в СССР еще и не думали об ограниченных сериях, в Германии уже предлагали Lada Niva Kosak, выпущенную в итоге ограниченным тиражом в 200 штук. Машина отличалась оригинальным обвесом и была оснащена дополнительными опциями.
Российский проект ВАЗ-212183 «Ландоле» был реализован в 1997 году совместно с предприятием «ПСА-Бронто». Такой автомобиль, скорее, мог бы зародиться где-то на пляжах Малибу. У него не было крыши и дверей, а вместо привычного багажника предлагался откидной борт, как у пикапа. Чтобы не промокнуть от дождя и сохранить поклажу сухой, авторы проекта предусмотрели оригинальный брезентовый верх. Эксплуатация машины предполагалась в экстремальных условиях, поэтому ее оснастили каркасом безопасности, коврики в салоне заменили линолеумом, а кресла обшили легко поддающимся чистке и мойке «кожзамом».

Версия «Нивы» «Ландоле», которую можно купить ограниченным тиражом
Советско-российский автопром практически всегда жил в условиях ограниченных ресурсов, возможностей и финансирования. Большую часть деталей для «новых» модификаций использовали от уже существующих моделей, на тот момент, как правило, или стремительно устаревающих, или уже безвозвратно устаревших. Фары от «пятерки» или «семерки» на ВАЗ «Бора», дефлекторы от «классики» и «Самар» в сочетании с задними фонарями от «Оки» для Лады «Надежда» — примеров масса. И все же отдельные проекты по сей день вызывают если не гордость, то уважение. Жаль, что большинство из них так и остались нереализованными, а серийное воплощение концептов всегда оказывалось не столь ярким и фееричным.