Водитель и пешеход


Советы водителям и пешеходам: будьте взаимно бдительны!

Вы приближаетесь на машине к пешеходному переходу по левой или средней полосе. В крайней правой медленно движется или вовсе остановился автомобиль. Людей не видно, и вы мчите, не сбавляя скорости.

Серьезная ошибка! Ситуация близка к опасной. Немалое количество наездов происходит именно при таких обстоятельствах. Обзор дороги ограничен автомобилем справа, а пункт 11.5 ПДД гласит, что опережение транспортных средств в таком случае допускается только в отсутствие пешеходов. Всегда ожидайте подвоха, то есть появления пешехода! Особенно если справа автобус или грузовик, за которым человека, конечно же, не видно. Гляньте ниже, под бампер стоящей справа машины. Если это грузовик или автобус, можно увидеть ноги пешехода, идущего в вашем направлении. Обязательно сбросьте скорость. В идеале следует вовсе отказаться от опережения других машин непосредственно перед переходом.

2. НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ

Вы проезжаете нерегулируемый переход. Обзор отличный. У края проезжей части стоит человек, думает о чем-то своем и переходить дорогу вроде не собирается. Вы двигаетесь, не сбавляя скорости…

Снова ошибка! Пешеходы порою непредсказуемы. Всегда нужно готовиться к худшему сценарию — вдруг пеший сорвется с места и бросится через дорогу, прямо под ваши колеса? Руководствуясь пунктом 14.1 ПДД, снижаем скорость: нельзя исключить вероятность того, что потребуется экстренное торможение. Кстати, настоятельно рекомендую встретиться с пешеходом глазами — установить, так сказать, визуальный контакт: всегда лучше договориться взглядами или жестами, чем рисковать вслепую.

3. БОКОВОЙ ИНТЕРВАЛ

Вы поворачиваете направо и сразу же пересекаете переход. На тротуаре у «зебры» стоит пешеход. Как следует из Правил, поворачивать направо нужно из крайнего правого ряда. Кроме того, пункт 13.1 требует уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую мы поворачиваем. Часто водители акцентируют свое внимание лишь на автомобилях. И при повороте направо мы обычно смотрим на автомобили, приближающиеся слева; поймав свободное окно, резко ускоряемся и поворачиваем.

Ошибка! На переходе может оказаться пешеход. Поэтому при повороте следует оценить ситуацию панорамно. Сначала плавно выезжайте на поперечную дорогу. Затем убедитесь в отсутствии пешеходов. При этом оставляйте достаточный боковой интервал справа между вашим автомобилем и краем проезжей части.

О ПСИХОЛОГИИ

По мнению психологов, охотно пропускают пешеходов (во всяком случае в столицах) водители новых машин, обычно дорогих. Может, сказывается опыт вождения за рубежом? А вот нарушают правила и не уступают дорогу чаще всего владельцы старых автомобилей. Жизнь не удалась и нужно как-то самоутверждаться? Надеюсь, вы не из их числа.

НАКАЗАНИЕ

Водитель, не уступивший дорогу пешеходу на переходе, заплатит штраф в размере 1500 рублей (статья 12.18 КоАП РФ). Если пешеход пострадал, наказание будет жестче. В случае причинения легкого вреда здоровью — штраф от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет. При вреде средней тяжести — штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на срок от полутора до двух лет.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕШЕХОДАМ

Формально у вас есть преимущество на пешеходном переходе, но это не означает, что следует смело ступать на «зебру» (и тем более на проезжую часть), не оглядевшись по сторонам. Вспомните, как в школе учили: сначала посмотрите налево, потом направо — и только после этого можно идти. Не нужно топтаться у края тротуара и уж тем более стоять к дороге боком или спиной. «Зебра» — чтобы переходить дорогу, а не болтать! Если заметили, что к переходу на большой скорости приближается автомобиль, лучше пропустите его, особенно когда дело происходит зимой или в дождь. Тормозной путь любого современного автомобиля, даже если он движется с разрешенной скоростью, составляет десятки метров, а на скользкой дороге может увеличиться вдвое и больше. Идеальный вариант — когда вы можете встретиться взглядом с водителем автомобиля, который приближается к переходу. По взгляду вы поймете, пропустит он вас или нет. Психологи считают, что человек, который не собирается пропустить пешехода, выглядит напряженно или намеренно отводит взгляд. В таком случае безопаснее переждать на тротуаре.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОДИТЕЛЯМ

Действия пешеходов непредсказуемы, поэтому едем осторожно. Всегда нужно быть готовым затормозить в любой момент. В темное время перед переходом, а также при проезде населенного пункта нужно максимально снизить скорость. Можно подать предупредительный сигнал (переключить свет фар). Проезжать пешеходный переход следует лишь при полной уверенности, что пешеходы вас видят и пропускают. Убедиться в этом можно по их жестам или взглядам. В плохую погоду (дождь, снег) пешеходы смотрят под ноги и не видят приближающийся автомобиль, поэтому лучше остановиться и пропустить их. Останавливаться перед пешеходным переходом следует с небольшим запасом. Он поможет избежать наезда на пешехода в случае, если ваш автомобиль подтолкнут сзади. Нелишним будет включить аварийную сигнализацию, поскольку водитель идущего следом автомобиля может не заметить, что вы резко тормозите.

Советы водителям и пешеходам: будьте взаимно бдительны!

Водитель против пешехода

Андрей Ломанов

27.10.201711:2527.10.2017 11:25:42

Водители не любят пешеходов, но как только паркуют свой автомобиль, начинают ненавидеть водителей. 

Начну с короткой истории. В одном небольшом провинциальном городе мой друг решил перейти улицу и вышел на «зебру», где его чуть не сбил черный «крузак». Водитель даже не думал останавливаться перед пешеходным переходом. Более того, проехав еще метров десять, он затормозил, выскочил из машины и выдал: «Куда прешь, не видишь, я еду!» Мой друг не растерялся: «Виноват, разрешите принести Вам извинения, я из Москвы, у нас на таких машинах всегда пропускают пешеходов. Просто не знал местные правила. Еще раз простите, могу ли я чем-то компенсировать причиненное беспокойство». Тут водитель «крузака» пошел на попятную и стал убеждать, что в их городе на таких машинах тоже всегда уступают пешеходам, но просто он не думал, что мой друг собирается перейти дорогу… 

Кто виноват, кто прав? Водитель или пешеход? Я не стану обсуждать поведение водителя «крузака», это отдельная история, и бороться с хамами можно только одним способом — сделать наказание жестким и неизбежным. Но давайте порассуждаем на другую тему, почему водители все реже стали пропускать пешеходов. Да и такие ли «белые и пушистые» сами пешеходы? В этом году уже зафиксировано 52 000 наездов на пешеходов, и в трети этих ДТП виноваты пешие граждане. Есть категория людей, которые абсолютно уверены, что на «зебре» им обязаны уступить дорогу. Это не совсем так. Существуют правила перехода улицы. Перед тем как выйти на «зебру», нужно убедиться, что это безопасно и водители видят пешехода. Тормозной путь автомобиля на скорости 60 км/ч в идеальных условиях составляет более 20 метров, а при плохой погоде он может достигать и 50 метров. А потом у всех водителей разная скорость реакции… А еще пешеход должен быть уверен, что не вводит в заблуждение водителей своими действиями и не провоцирует ДТП. Очень распространенная авария, когда человек вышел на «зебру», потом смекнул, что машина едет слишком быстро, и делает шаг назад. Водитель же решает, что пешеход продолжит движение и бьет по тормозам, в итоге получает удар от машины сзади. На самом деле у пешехода достаточно много обязанностей, но подавляющее большинство наших сограждан о них даже не знают, а используют принцип: на «зебре» я главный. 

Представители всевозможных общественных организаций и движений регулярно заваливают Госдуму предложениями и проектами, как сделать перемещение пешеходов наиболее безопасным. С одной стороны — это справедливо, ведь пешеход на дороге беззащитен. Одни предлагают законодательно заставить всех носить на одежде в темное время суток светоотражающие элементы, другие требуют сделать обязательной остановку автомобиля перед «зеброй», даже если в километре от нее нет ни одного человека. Мы, конечно, можем плодить законы и регулярно менять регламенты, но не проще ли поискать причинно-следственную связь: почему водители не спешат уступать дорогу пешеходам? Может, дело вовсе не в законе на бумаге? Итак, всего два пункта. 

Пункт первый, инфраструктура. Москва каждый вечер уверенно показывает загрузку дорог 8–9 баллов. Серьезные пробки стали появляться почти во всех крупных городах России. Это превращает водителей в неврастеников, ведь требуется серьезная концентрация за рулем, даже если вы два часа подряд толкаетесь в заторах. И пропускать пешехода, который подходит к переходу в формате «боженька пописать отпустил», право, не хочется. Да и в принципе в городе с тяжелым трафиком уступить дорогу не всегда реально. Можно привести тысячи примеров, но я в качестве иллюстрации возьму ситуацию из своего ежедневного маршрута. Метро «Водный стадион», улица Кронштадтский бульвар. У метро выстроили огромные жилые и деловые комплексы. Но застройщикам и тем, кто выдавал разрешение на строительство, в голову не пришло, что нужны подземные переходы, в противном случае их застройка парализует целый микрорайон. А может, об этом и задумывались, но нарисовать белые полоски на черном асфальте в десятки тысяч раз дешевле, чем создать действительно удобную инфраструктуру для пешеходов и водителей. Как результат — в час пик наши граждане безостановочной рекой текут по «зебре», а водители стоят и ждут, когда появится хоть какое-нибудь окошечко, чтобы проскочить. 

Почему это происходит — вопрос к ЦОДД. Зайдите на сайт этой организации и прочтете целый список функций, возложенных на нее. От моделирования городских транспортных и пассажирских потоков до проектирования и выполнения работ, необходимых для бесперебойного функционирования безопасной и эффективной системы дорожного движения в городе Москве. Только решать такие проблемы сложно, гораздо проще повесить на мачты светофоров цветные светодиодные ленты и потом отчитаться, как высоко москвичи оценили это нововведение. Я ни в коем случае не ворчу, просто мне кажется, что в приоритете должна быть одна цель: удобство перемещения по городу, а развешивать «бантики» можно, лишь когда все остальное работает уверенно. 

Пункт второй. Наказание. 1500 рублей с водителя, 500 рублей с пешехода. Почему так? Переход улицы в неположенном месте представляет меньшую опасность? Но, как вы понимаете, дело совсем не в цифрах. Попробуйте найти статистику, сколько пешеходов были оштрафованы за неправильный переход дороги в 2017 году. Формально она есть, ведь ГИБДД ведет статистику штрафов и нарушений, но в открытых источниках мне найти не удалось. Более того, у нас нет такого количество полиции, чтобы следить за перемещением пешеходов. А теперь вдумайтесь в такую фразу: «В качестве доказательства нарушения неправильного перехода улицы может быть использована запись с видеорегистратора». Она может быть только дополнительным доказательством, если пешехода остановила полиция или случилось ДТП, а если это просто видеофайл с человеком, перебегающим дорогу, то его можно оставить для домашнего архива или просто стереть. 

Другое дело — водители, которые не пропускали пешеходов. Тут статистика во всей красе. Даже есть регионы, где больше всего штрафов за это нарушение: Республика Крым, Астраханская область, Кемеровская область. Так почему водителя оштрафовать проще? А все просто: у него априори есть с собой документы, следовательно, ничто не мешает составить протокол на месте. А теперь представьте пешехода, которого остановил инспектор ГИБДД за переход в неположенном месте. Пешеход уверят, что с собой у него нет ни одного документа. В булочную за хлебушком вышел. Протокол не составишь. Можно, конечно, доставить в ближайшее отделение полиции и установить личность, но столько суеты из-за штрафа в 500 рублей! Сомнительно, что найдутся инспекторы, у которых во время дежурства так много свободного времени. 

Что на бумаге хорошо, на деле буксует. Конечно, нужно приучать водителей, что пропустить пешехода его прямая обязанность, а пешеход должен переходить улицу только в специально отведенных для этого местах. Но для этого мало закрепить все это в ПДД и зафиксировать сумму штрафа, нужно еще и найти исполнителя. Количество инспекторов ГИБДД сегодня настолько скромное, что им точно не до пешеходов. Поэтому мы еще долго будем жить по правилу: где удобно, там и переход. А жаль, потому что единственный способ заставить работать схему «водитель-пешеход» — это активная профилактика и неизбежность наказания как для пешего, так и для водителя. 

Вместо послесловия. Ну и не нужно забывать, что если водитель за рулем обязан быть трезвым, то пешеходу ничто не мешает быть «под мухой». И где эта «муха» заставит его перейти дорогу, вопрос открытый.

Обязанности водителей, пассажиров и пешеходов

Обязанности водителей, пассажиров и пешеходов

1. Водитель механического ТС обязан иметь при себе, а по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

Водительское удостоверение

  • водительское удостоверение той категории, которая соответствует категории транспортного средства. К ТС категории А относятся мотоциклы, а к ТС категории В — легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны, у которых количество предусмотренных конструкцией пассажирских мест не более восьми;
  • регистрационные документы (свидетельство о регистрации) на транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);
  • в специально оговоренных случаях — другие документы, предусмотренные Правилами.

Пристегнуть ремень безопасности

2. При движении на ТС быть пристегнутым ремнем безопасности и добиться от пассажиров, в том числе едущих на задних сиденьях легкового автомобиля, чтобы они тоже были пристегнуты ремнями.

При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

3. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего ТС.

4. По требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние опьянения, которое может быть проведено на месте остановки либо в наркологической лаборатории.

5. Предоставлять своё ТС в случаях предусмотренных законодательством:

  • сотрудникам полиции;
  • сотрудникам федеральных органов государственной охраны;
  • сотрудникам ФСБ;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Право остановки ТС предоставлено регулировщикам. Лица, обладающие правом остановки ТС, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение, или номерной жетон.

Водителю запрещается

Управление ТС в нетрезвом виде

  • управлять транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и замедляющих реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление лицам, находящимся в таком состоянии;
  • употреблять опьяняющие вещества между совершением ДТП и прохождением освидетельствования на состояние опьянения, либо между остановкой с целью проведения освидетельствования и его проведением;
  • передавать управление лицам, не имеющим водительского удостоверения или не вписанным в страховой полис ОСАГО;
  • пересекать организованные транспортные и пешие колонны и занимать место в них;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством «хэнд-фри», которое позволяет вести переговоры без использования рук.

Действия водителя при ДТП

При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими или погибшими водитель, причастный к нему, обязан:

Выставить знак аварийной остановки

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
  2. Вызвать «Скорую медицинскую помощь» или спасателей (с мобильного телефона — по номеру 112). До их прибытия оказать первую помощь пострадавшим.В исключительных случаях допускается отправка пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на попутном или на собственном транспортном средстве. В последнем случае после доставки пострадавшего в больницу участник ДТП обязан вернуться на место происшествия.
  3. Сообщить о случившемся в полицию (с мобильного телефона — по номеру 112). Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.Освобождать проезжую часть можно только по команде сотрудников полиции. Однако если движение других ТС невозможно, то водитель должен зафиксировать в присутствии свидетелей все следы и предметы, имеющие отношение к происшествию и организовать их объезд. После этого можно освободить проезжую часть.
  4. Известить о происшествии свою страховую компанию. После оформления ДТП сотрудниками полиции заполнить совместно с другими участниками происшествия Извещение о ДТП. Впоследствии заполненное извещение подается в страховую компанию вместе с документами, оформленными сотрудниками полиции:
    • копией справки о ДТП;
    • копией протокола об административном правонарушении;
    • копией постановления по делу об административном правонарушении.

ДТП без пострадавших

ДТП без пострадавших

При ДТП без пострадавших необходимо выполнить пункты 1, 3 и 4. До прибытия полиции следует тщательно осмотреть место происшествия и повреждения на своем транспортном средстве.

Собранная вами информация может очень пригодиться при оформлении ДТП.

Если в ДТП нет пострадавших и разногласий между его участниками, то допускается вместо вызова ГИБДД самостоятельно приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции с составленной и подписанной обоими участниками схемой ДТП.

Поскольку схема ДТП является доказательством по делу о дорожно-транспортном происшествии, подписывать ее можно, только убедившись, что всё изображенное на схеме соответствует действительности.

Если в ДТП без пострадавших участвует только два ТС, владельцы которых имеют действующие полисы ОСАГО, и отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия и характера причиненных повреждений, допускается не привлекать сотрудников полиции к оформлению происшествия, а ограничиться заполнением Извещения о ДТП, чтобы страховая компания возместила потерпевшему причиненный вред.

При этом потерпевший должен иметь в виду, что при упрощенной процедуре оформления максимально возможная сумма возмещения составляет 25 тысяч рублей. Если предварительная оценка причиненного вреда превышает эту сумму, необходимо оформить ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД.

Обязанности пассажиров

1. Пассажиры обязаны:

  • во время поездки в транспортном средстве быть пристегнутыми ремнями безопасности, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку из автомобиля производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки. Посадка и высадка со стороны проезжей части допускается при условии, что это будет безопасно для пассажира и не создаст помех другим участникам дорожного движения.

2. Пассажирам запрещается:

  • отвлекать водителя во время движения;
  • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  • открывать двери ТС во время его движения.

Обязанности пешеходов

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, обочинам или по пешеходным дорожкам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
  2. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии, продолжающей линию тротуара или обочины. На нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того как оценят расстояние до приближающихся ТС и их скорость, и убедятся в том, что переход дороги будет для них безопасен. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу строго поперек проезжей части при условии, что участок дороги не имеет разделительной полосы и ограждений и хорошо просматривается в обе стороны.
  3. В местах где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.
  4. Если к месту, где пешеход переходит дорогу, приближается ТС с включенными спецсигналами (синим проблесковым маячком и сиреной), то пешеход должен воздержаться от перехода. Пешеход, который в этот момент уже находится на проезжей части, должен незамедлительно освободить ее, не создавая помех специальному ТС.
  5. Ожидать трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное и обычное такси разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или на обочине. Выходить на проезжую часть для посадки в ТС разрешается лишь после его остановки (это требование относится и к посадке в трамвай, остановившийся посередине проезжей части).

Читайте также

ВОДИТЕЛЬ и ПЕШЕХОД - Май 1969 года - архив За рулем

21

ВОДИТЕЛЬ и ПЕШЕХОДпроезжую часть из-за стоящего автобуса или троллейбуса, и переход улицы на красный сигнал светофора, и многое другое, что мешает водителям работать, действует им на нервы, угрожает жизни и здоровью самих пешеходов. Не всегда, однако, пострадавшим оказывается сам виновник происшествия. Нередко водители, когда уже поздно тормозить, чтобы спасти внезапно возникшего перед машиной прохожего, резко сворачивают в сторону, и под колеса попадают ни в чем не повинные люди. Может возникнуть вопрос — почему это автор взывает к пешеходам в автомобильном журнале, который они вряд ли читают? Одна причина в гом, что сплошь и рядом водитель, оставив машину и превратившись в пешехода, ведет себя так же безответственно, как вызывавшие только что его возмущение сограждане. А потом, говорят, как аукнется, так и откликнется. Мы всегда говорим о взаимности. Так насколько предупредителен сам водитель к тому же пешеходу, велосипедисту, наконец, к своему коллеге, сидящему в другом автомобиле? Часто ли от него можно услышать слово «пожалуйста» или увидеть приглашающий жест? Нет. И это уже не от незнания норм поведения, а от неуважения к ним. На экзамене по Правилам движения в ГАИ вряд ли кто-нибудь не скажет, что шофер должен быть предупредительным к другим участникам движения, не создавать помех движению, оберегать жизнь и здоровье окружающих людей. Это на экзамене. А вот в жизни, товарищи водители, профессионалы и любители, получается не так1 Зачастую можно видеть, как водитель, выезжая на главную улицу, мешает идущим по ней машинам. Как, трогаясь от тротуара, не обращает внимания на движущиеся в том же направлении транспортные средства. Как, изменяя занимаемый ряд, заставляет других снижать скорость. А отношение « велосипедистам? Большинство шоферов их «не замечает», не признает за равноправных участников движения, с полным пренебрежением к ним совершает повороты и другие маневры, зачастую ставя велосипедистов в затруднительное положение, «прижимая» к тротуару, заставляя резко тормозить. Сейчас все шире применяется разметка проезжей части улиц и дорог. Разметкой предусмотрен «островок безопасности» — место для остановки пешеходов. Известно, что водители не имеют права заезжать на «островок», даже если на нем никого нет. Но многие ли придерживаются этого правила? Например, в Москве на улице Горького любители быстрой езды, норовящие держаться в крайнем левом ряду, пытаются даже «отжать» пешеходов с их площадки. А часто ли можно видеть, чтобы водитель приостановил машину и жестом пригласил пешехода перейти улицу? Очень редко, хотя необходимость в этом возникает в весьма острых ситуациях. Нередко шоферы прямо нарушают правило, обязывающее их пропускать тех, кто не успел закончить переход улицы к моменту смены сигнала светофора. Наш дорожный кодекс требует, чтобы на переходах, где движение регулируется, водители пропускали переходящих улицу при разрешающих сигналах. Иначе говоря, пешеход, идущий на зеленый сигнал светофора, имеет преимущество перед автомобилем или мотоциклом, поворачивающим направо. Но многие ли водители учитывают это? Очень немногие. Пешеходы стоят на проезжей части, и ни один водитель не сделает приглашающего жеста: «Идите, пожалуйста, я пропущу вас». И не случайно многие пешеходы ориентируются не на правила и сигналы светофоров, а на случайную возможность в уличных ситуациях. Вы сами, товарищи водители, приучаете их к этому. Другой пример. Пешеходы идут по тротуару широкой улицы и должны пересечь выходящий на нее переулсхк. По переулку приближается автомобиль. Обстановка на улице, и водитель это видит, складывается так, что повернуть направо в данный момент невозможно и приходится остановиться. Где же водитель остановит машину? Логично думать, что перед мысленной линией, соединяющей углы зданий. Ничего подобного. Он встанет у линии, соединяющей углы тротуара, загородив машиной путь пешеходам. А сколько жалоб поступает на водителей, которые, не обращая внимания на лужи, не пытаясь объехать их, не снижая скорости, проносятся мимо людей, обдавая их фонтанами грязи. Какая уж тут взаимная предупредительность. Да, товарищи водители! Пешеходы зачастую ведут себя неправильно, но мы и сами не без греха. Так давайте вспомним хорошее слово «пожалуйста» и будем пользоваться им постоянно. Поверьте, что это нисколько не уронит ваш авторитет в глазах пешеходов, никто не обвинит вас в слабохарактерности, а в выигрыше будут все участники движения, будут сохранены жизнь и здоровье многих людей, и вы сами будете спокойнее чувствовать себя за рулем. Л. КУЗНЕЦОВ, полковник милиции Рис. В. СтепановаКакое это хорошее слово — «пожалуйста»! Как объясняют словари, оно употребляется в качестве вежливого обращения при выражении просьбы и для вежливого выражения согласия. Заметьте: в обоих случаях речь идет о вежливом обращении друг с другом. Жаль, что слово это очень редко звучит в обращении между участниками движения — водителями и пешеходами. Более того, иногда создается впечатление, что эти высокие стороны всеми возможными средствами стараются помешать друг другу на улице, не щадя ради этого ни здоровья, ни даже самой жизни, преимущественно чужой. Большинство пешеходов считает, что во всех бедах на улице виноваты водители. И наоборот, шофер первопричину многих неприятностей видит в поведении пешехода. Я не собираюсь оправдывать ни тех, ни других. Так или иначе, но на территории РСФСР в 1967 году пострадали тысячи пешеходов, многие из них поплатились жизнью, и только в одной трети этих трагедий можно усмотреть вину водителей. Факты говорят сами за себя. Недисциплинированность пешеходов в наших городах, их пренебрежение элементарными правилами уличного движения и личной безопасностью общеизвестны. У водителей есть много оснований быть недовольными пешеходами — тут и попытки перебежать дорогу «под носом» приближающегося автомобиля, и выход на21

Водители и пешеходы: как всем ужиться на дороге? Учим правила...

И эти картинки лишь ненамного утрируют представление друг о друге этих двух групп людей. В чём же причина таких взглядов, больше напоминающих отношения кошек и собак? И дело даже не в отсутствии вежливости — я много раз видел, как вполне воспитанные и культурные люди преображаются, оказавшись на дороге в той или другой роли. Как же ужиться на дороге водителям и пешеходам?

Будучи профессиональным автоинструктором, я имею возможность наблюдать людей в «пограничном» состоянии — процессе превращения пешехода в водителя. Беседуя с ними, понял, что и те, и другие часто или не знают Правила дорожного движения (особенно пешеходы), или неправильно их трактуют.

Хотя в Правилах есть отдельный раздел для пешеходов, их взаимодействие с водителями встречается и во многих других пунктах. Комментарии к Правилам объясняют последовательно каждый из пунктов. Поэтому даже добросовестно изучающим эту науку трудно собрать воедино весь спектр взаимоотношений. Отсюда взаимное непонимание и раздражение.

Вот что обычно я рассказываю своим ученикам, чтобы за деревьями отдельных пунктов они увидели весь лес…

Водители часто забывают, что пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения. И относиться к ним нужно не менее серьёзно, чем к другим автомобилям. И не гудеть им, если они не нарушают Правила.

Пешеходы же часто преувеличивают свои права и игнорируют обязанности. Самое большое и опасное заблуждение пешехода — что на пешеходном переходе он царь и бог. Но переход — часть дороги, а вступать на неё, в соответствии с Правилами, нужно, только убедившись в безопасности этого шага. Машину сразу остановить нельзя. А многие бросаются на нерегулируемый переход, даже не посмотрев по сторонам. Да ещё из-за припаркованного перед переходом автомобиля, водитель которого тоже нарушил требование стоять не ближе пяти метров до перехода.

Водители, в свою очередь, должны уступать дорогу пешеходам, идущим по нерегулируемому переходу. То есть даже если пешеход только сошёл с тротуара, следует остановиться и пропустить его. А пешеходы не должны необоснованно задерживаться на переходе.

Важно помнить, что нерегулируемые пешеходные переходы могут обозначаться не только «зеброй» с соответствующими знаками перед ней, но и только знаками без «зебры», и наоборот.

На регулируемых переходах тоже есть проблемы. Водителям предписано после включения разрешающего сигнала светофора пропустить машины и пешеходов, завершающих движение через перекрёсток. А пешеходы часто злоупотребляют этим на широких улицах. Вместо того, чтобы дождаться следующего сигнала на разделительной полосе в середине дороги, идут до противоположной стороны, задерживая движение.

Знание перечисленного выше уже, как показал мой опыт, достаточно водителям и пешеходам, чтобы лучше понимать друг друга и не нервничать на дороге.

Желаю вам приятных и безопасных поездок и прогулок!

ПЕШЕХОД И ВОДИТЕЛЬ: КТО ПРАВ, А КТО ВИНОВАТ?

Все мы – участники дорожного движения. В суете рабочих будней или на отдыхе нельзя забывать о том, что грамотное поведение на дороге – это один из залогов собственной безопасности. Все мы – водители и пешеходы – должны понимать, что на каждом из нас лежит ответственность за всё, происходящее на проезжей части. Причём ответственность – как на водителях, так и на пешеходах.

Извечная «война» водителей и пешеходов - это уже часть истории дорожного движения. О ней писали ещё сатирики Ильф и Петров в «Золотом телёнке»: «Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить»…

ДТП с участием пешехода являются для последнего весьма опасными и часто ведут к серьезным последствиям.

Однако сразу же следует отметить, что в наезде на пешехода далеко не всегда виноват водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

Среди участников дорожного движения бытуют два противоположных мнения: «всегда виноват водитель» или «всегда виноват пешеход». На практике же все зависит от конкретной дорожной ситуации.

ДТП ПО ВИНЕ ПЕШЕХОДА

Поскольку пешеходы и водители представляют собой два как бы противоборствующих класса участников дорожного движения, то чаще всего они замечают именно нарушения друг друга. Т.е. пешеходы пристально следят за водителями, которые не пропускают их на переходах, ну а водители ругают пешеходов, которые выходят на дорогу в самых неожиданных местах.

Главная особенность поведения типичного пешехода – его наивная уверенность в том, что водители должны его пропускать. Это заблуждение зачастую стоит пешеходу жизни.

Большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения: пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора; пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендуется на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

— Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры (такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, ограничивающие скорость).

— Пешеход-пенсионер, который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю; такого пешехода, как правило, переубедить сложно.

— Местный пешеход, который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был переход. Не всякий пешеход внимательно следит за знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

— Пешеход бежит за автобусом. Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги — это отъезжающий автобус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако рекомендуется обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его невольных участников.

Хочется отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендуется и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью не советуем.

ДТП ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ

Водитель, в отличие от пешехода, имеет куда больше возможностей нарушения правил, которые по его вине приведут к наезду на пешехода:

1. Наезд на пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе. Чаще всего наезд происходит из-за того, что водитель либо вовремя не заметил пешехода на переходе, либо вообще не заметил пешеходный переход. Естественно, специально никто пешеходов сбивать не будет.

2. Наезд на пешехода при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при выезде на дорогу с прилегающей территории  (пункт 8.3 ПДД). В этом случае водитель не всегда знает, что он должен уступить дорогу пешеходам, однако опять же специально совершать наезд водитель вряд ли будет. Дело скорее в том, что очень часто пешехода невозможно вовремя заметить из-за припаркованных автомобилей или других препятствий.

3. Наезд на регулируемом переходе.

4. Наезд на пешехода вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или с нарушением другого пункта правил.

На что следует обратить внимание водителю для предотвращения наезда:

1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы любят неожиданно появляться на дороге.

2. Притормаживающие автомобили. Водители часто пропускают пешеходов даже вне пешеходных переходов и если этого не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.

3. Припаркованные автомобили, особенно в центральной части города. Из-за припаркованных как попало машин движение на дороге затруднено. Однако это не останавливает пешеходов от неожиданного выхода на дорогу.

4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, не всегда можно заметить. Это следует помнить при движении ночью в населенных пунктах.

Апогей для водителя — нерегулируемый пешеходный переход рядом с остановкой автобуса, около которой припаркован грузовик, в темное время суток.

Ситуация в жизни хоть и не часто, но встречается, и следует быть в ней предельно осторожным. Двигаться со скоростью 20-30 км/ч, внимательно анализируя поведение всех участников движения.

Главное, нужно избегать наезда на пешехода даже в том случае, если он переходит дорогу в неположенном месте.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия многих факторов. Поэтому, как будучи пешеходом, так и находясь за рулём автомобиля, следует эти факторы отслеживать и не рисковать собственной жизнью. Особенно это относится к случаям чрезмерной торопливости.


Смотрите также