Все о формуле 1


Формула 1 на F1news.ru

Пьер Гасли

Пьер Гасли прокомментировал инцидент с Лэнсом Строллом в Монце, а также рассказал о своём прогрессе в...

Даниэль Риккардо

Даниэль Риккардо признался, что давно ждал этого результата, особенно после неудачи в Спа.

Андреас Зайдль

Хотя Гран При Италии сложился для McLaren не так, как хотелось, Андреас Зайдль, руководитель команды,...

Нико Хюлкенберг

В Монце Нико Хюлкенберг финишировал пятым, добившись лучшего в сезоне результата.

Себастьян Феттель

Себастьян Феттель прокомментировал разворот в Ascari и столкновение с Лэнсом Строллом во время возвращения...

Макс Ферстаппен

Перед стартом в Монце Макс Ферстаппен рассчитывал финишировать пятым, но на первом круге ошибся, повредил...

Тото Вольфф

Итальянский этап закончился для Mercedes двойным подиумом, но победу в гонке праздновали Шарль Леклер...

Шарль Леклер

В Монце Шарль Леклер сумел сдержать прессинг со стороны обоих гонщиков Mercedes и обеспечил Ferrari победу...

Александер Элбон

В Монце Александер Элбон заработал очки во второй гонке подряд после перехода в Red Bull Racing, но сделать...

Майкл Маси, директор гонок FIA

После финиша Гран При Италии Майкл Маси, директор гонок FIA, прокомментировал наиболее важные решения,...

Александер Элбон

Александер Элбон прокомментировал итоги вчерашней квалификации в Монце, а также рассуждал о безопасности...

Кими Райкконен

Кими Райкконен прошёл в финал квалификации в Монце, но разбил машину и не участвовал в борьбе. После...

Новости Формула 1 - последние новости по Формула 1

Фильтры:

Чемпионат Пилот Команда Этап Местонахождение Тип материала

62 382 статей

Местонахождение

Тип материала

Гран При Италии Гран При Италии Гран При Италии Гран При Италии Гран При Италии Гран При Италии Гран При Италии Гран При Италии

Энциклопедия Формулы 1:1950-2019

+17.796

17.796

19

Page 2

Старты:

634

Победы:

42

- подряд:

5

Подиумы:

127

- подряд:

5

Поул-позиции:

35

- подряд:

3

Первый ряд:

97

- подряд:

7

Быстрые круги:

57

- подряд:

3

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

13

Хет-трики:

5

Лидирование старт/финиш:

11

Большие шлемы:

2

Круги:

35820

- лидирования:

2316

Километры:

178031.79

- лидирования:

11535.61

Очки:

2529.5

- за один сезон:

258

- подряд:

17

Page 3

Гонки2019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119901989198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950ТрассыА1-РингАделаидаАидаАйн-ДиабАндерсторпАФУСБакуБольшая НойдаБремгартенБрэндс-ХэтчБуэнос-АйресВаленсияДалласДетройтДижон-ПренуаДонингтон-ПаркЖакарепагуаЗандфортЗольдерИмолаИндианаполисИнтерлагосИст-ЛондонЙонамКаталунья-МонмелоКлермон-ФерранКьяламиЛас-ВегасЛе-Ман (кольцо Бугатти)Лонг-БичМаньи-КурМельбурнМехико-СитиМон-ТрембланМонжуик-ПаркМонреальМонсанто-ПаркМонте-КарлоМонцаМоспорт-ПаркНивель-БолерНюрбургрингОстеррайхрингОстинПедральбесПескараПоль-РикарПортуРеймсРеймс-ГуРиверсайдРуанСахирСебрингСепангСилверстоунСингапурСочиСпа-ФранкоршанСтамбулСудзукаУоткинс-ГленФиниксФудзиХарамаХерес-де-ла-ФронтераХокенхаймХунгарорингЦельтвегШанхайЭйнтриЭшторилЯс МаринаГран ПриАбу-ДабиАвстралииАвстрииАзербайджанаАргентиныБахрейнаБельгииБразилииВеликобританииВенгрииГерманииГолландииЕвропыИндииИспанииИталииКанадыКитаяЛюксембургаМалайзииМароккоМексикиМонакоПескарыПортугалииРоссииСан-МариноСингапураСШАСША-ВостокСША-ЗападТихого океанаТурцииФранцииЦезарс-ПаласШвейцарииШвецииЮжной АфрикиЮжной КореиЯпонииГонщикиABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWYZШассиABCDEFGHIJKLMOPRSTVWZДвигателиABCDEFGHIJKLMNOPRSTVWYZШиныAvonBridgestoneContinentalDunlopEnglebertFirestoneGoodyearMichelinPirelliНацииАвстралияАвстрияАргентинаБельгияБразилияВеликобританияВенгрияВенесуэлаГДРГерманияГолландияГонконгДанияИндияИндонезияИрландияИспанияИталияКанадаКитайКолумбияЛихтенштейнМалайзияМароккоМексикаМонакоНигдеНовая ЗеландияПольшаПортугалияРодезияРоссияСШАТаиландУругвайФинляндияФранцияЧехияЧилиШвейцарияШвецияЮжная АфрикаЯпонияСтатистикаГонщикиШассиДвигателиШиныНацииТрассыГран ПриЧемпионатыРейтингиГонщикиШассиДвигатели

Все о «Формуле-1»: цифры, факты, анекдоты и герои

Не сомневаемся, ты прекрасно знаешь историю, правила и технический регламент «Формулы-1». Или нет? Или знаешь, но тебе это кажется скучным разговором? Специально для тебя мы собрали коллекцию фактов, цифр и анекдотов, которыми можно удивить друзей во время просмотра сочинского этапа «Формулы-1», который пройдет с 29 апреля по 1 мая.

«Формула-1» родилась из национальной гордости. До Второй мировой немцы громили всех и вся на гоночных трассах. Война кончилась, немцам было не до гонок, и национальный автоклуб Италии решился на ответный удар: в 1949 году на конгрессе Международной автомобильной федерации (FIA) клуб пролоббировал cоздание чемпионата мира по гонкам в классе «Формула-1».

Первым чемпионом мира 1950 года стал племянник основателя компании Pininfarina Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Итальянские пилоты еще два раза брали чемпионство (Альберто Аскари, 1952–1953 гг.), но на этом их успехи в Ф-1 и закончились. Немцы, к слову, после возвращения в спорт «взяли» уже 11 чемпионских титулов в «Формуле».

2 миллиарда долларов составила выручка управляющей компании «Формулы-1» в прошлом сезоне (данные Forbes).

  • Спонсорские контракты $400 млн
  • Продажа прав на телетрансляции $600 млн
  • Взносы организаторов Гран-при $700 млн
  • Продажа сувениров $100 млн
  • Продажи VIP-билетов $200 млн

Звучит абсурдно, но в 1952-53 гг. чемпион «Формулы-1» определялся за рулем «Формулы-2». После ухода Alfa Romeo из «Больших призов» (как еще называют Ф-1) болидов первой «Формулы» стало просто не хватать: например, заводы Auto Union, оказавшиеся в советской оккупационной зоне, были демонтированы. Так появилась идея «пересесть» на болиды «Формулы-2» с их 2-литровыми атмосферными или 500-кубовым­и наддувными моторами. Кстати, в том чемпионате участвовала и команда СССР на болидах «Сокол-650» — доработанных копиях продукции Auto Union, вывезенных из Германии после войны. Выше 5-го места «Соколы» не взлетели.

200 км/ч

Такую скорость болида способна при ударе поглотить система отбойников на трассах «Формулы-1». Машина будет разрушена, но пилот не получит серьезных травм. По крайней мере, в теории.

Сегодня кажется, что 84-летний управляющий и совладелец* «Формулы-1» Берни Экклстоун был у руля Ф-1 всегда. На самом деле Бернард Чарльз Экклстоун поначалу хотел рулить не всей организацией, а одним болидом. В 1958 году Берни пытался отобраться для участия в Гран-при Монако, однако не смог пройти квалификацию. Легенда гласит, что, вылезая из болида, Экклстоун гневно заявил: «Еще посмотрим, чья возьмет в итоге!» Стать главным в «Формуле» из вредности — это на Экклстоуна похоже.

* Экклстоуну напрямую принадлежит 5,3% компании Formula One Group и еще 8,5% — через семейный траст.

28 тонн — средний вес багажа команды «Формулы-1», с которым она путешествует по миру. Сюда входят не только болиды и запчасти к ним, но и несколько грузовиков с комплектующими для сборки гаражей и «моторхоумов» — кочевых офисов команд. Например, «дом» McLaren имеет 18 метров в длину и 14 в ширину, а также 3 этажа в высоту. Внутри — гостевые зоны, переговорные, офисы, туалеты, душевые, медкабинет и кухня. В таком «моторхоуме» могут разместиться 140 гостей, к услугам которых 60 плазменных панелей для наблюдения за гонкой. Сборка дома со всей «начинкой» занимает 35 часов, разборка — 22 часа. За сезон «моторхоум» проходит через эти фазы по 19 раз.

Строго говоря, пилот McNamara Карл Скарборо стал второй жерт­вой «Формулы-1». Но Чет Миллер из Kurtis Kraft погиб на тренировке, а трагедия Скарборо разыгралась прямо в ходе «Индианаполис-500» (второй этап сезона 1953 года «Формулы-1»). 30 мая 1953 года асфальт «Индианаполиса» буквально плавился, нагревшись до 54 градусов, организаторы даже разрешили пилотам сменять друг друга за рулем. Скарборо до такого пит-стопа проехал 69 кругов, но, выйдя из машины, рухнул на асфальт — тепловой удар и обезвоживание. Спустя несколько часов гонщик умер.

MH Всего в Ф-1 погиб­ли 49 гонщиков, но частота трагедий со временем снижалась. 50-е унесли 18 жизней, 60-е — 14, 70-е — 10, 80-е — 4, 90-е — 2. После «черного уик-энда» в 1994 году (см. ниже) правила и регламент «Формулы-1» были изменены, и с тех пор разбился всего один гонщик — Жюль Бьянки из Marussia (он умер 21 июля после 9 месяцев в коме).

Чуть помедленнее, Квят

Штраф за превышение скорости в «Формул­е-1» — это звучит как издевка, но на самом деле все серьезно. Строгие ограничения действуют на пит-лейне, где нельзя разгоняться быстрее 60 км/ч. За это нарушение в гонке пилотов наказывают дополнительным проездом по пит-лейну. На тренировочных заездах за каждый лишний км/ч на пит-лейне с гонщика берут 200 евро. Например, в прошлом сезоне Данила Квят из Toro Rosso на Гран-при Австралии «попал» на 600 евро.

В 50-е гонщики 40–50 лет от роду были нормой для «Формулы-1». Тогда же был установлен «возрастной» рекорд среди гонщиков: Луи-Александр Широн вышел на старт Гран-при Монако 18 мая 1958 года в возрасте 58 лет и 288 дней. Средний же возраст пилотов «Формулы-1» сегодня — 26 лет. А самый молодой участник Гран-при всех времен — голландец Макс Ферстаппен: ему на момент старта в Японии в 2014 году было 17 лет и 4 дня.

Самая нелепая авария

Гонщик-любитель Джулио Кабьянки в 1960 году неожиданно финишировал четвертым на Гран-при Италии. Год спустя команда Scuderia Castellotti вновь предложила Джулио выйти на ту же гонку. Но на тестах перед гонкой выяснилось, что в выделенном Кабьянки болиде нет коробки передач. Механикам удалось найти «по знакомым» некую КПП, которая вроде бы подходила к мотору Ferrari, и Джулио немедленно прыгнул за руль. На первом же круге «коробку» заклинило на 4-й скорости. Пытаясь сохранить машину, Кабьянки на скорости вырулил с автодрома через открытые ворота прямо на шоссе. Там он протаранил легковушку и фургон, которые в свою очередь врезались в мотоциклиста и некие металлические блоки, которые затем придавили велосипедиста. Погибли сам Кабьянки, водитель фургона, мотоциклист и велосипедист.

2-3 кг теряет за одну гонку пилот Ф-1. С собой в машине у него только 0,5 л воды (трубочка выведена в шлем), а температура внутри кокпита порой достигает 50°C.

5 лидеров по зарплатам в «Формуле-1» /2015

  • Хэмилтон (Mercedes) €25 млн
  • Алонсо (McLaren) €23 млн
  • Феттель (Ferrari) €22 млн
  • Росберг (Mercedes) €20 млн
  • Райкконен (Ferrari) €18 млн

1. Создатель сочинской трассы — главный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. «Сочи Автодром» — его 11-я работа на сегодня.

2. 5853,7 метров сочинской трассы пилоты проезжают в среднем за 96,9 секунды, проходя 18 поворотов (12 правых и 6 левых). А самая длинная трасса чемпионата — Гран-при Бельгии (7004 метра дистанции, даже у самых быстрых пилотов на нее уходит больше 2 минут).

3. Скорость в поворотах в Сочи достигает 305 км/ч, на прямых — до 320 км/ч. А самая быстрая трасса в чемпионате — итальянская Монца: в 2005 году Кими Райкконен разогнался там до 370 км/ч.

4. Ширина нашей трассы считается оптимальной — 13–15 метров. Самая узкая трасса «Формулы-1» расположена в Монте-Карло (12 метров).

4 000 000 долларов — примерная средняя стоимость производства одного болида без учета расходов на конструкторские работы.

Откуда: команда McLaren Honda Двукратный чемпион мира в классе «Формула-1» (2005, 2006), трехкратный вице-чемпион (2010, 2012, 2013). Посол ЮНИСЕФ, посол бренда TAG Heuer

Мой папа любил картинг и построил карт для меня. Точнее, сначала он построил карт для моей сестры (ей тогда было 7, а мне — 2), но я проявил интерес к этой игрушке, и вскоре пришла моя очередь. Это был простой 50-кубовый карт, и я впервые поучаствовал на нем в гонке, когда мне было 3 года. Финишировал последним во всех заездах.

Какая гонка для тебя была самой сложной?

Помню, тяжелее всего приходилось в 2005 году, ведь тогда машины были куда быстрее, чем сейчас. Возьмите время победителя Гран-при Малайзии этого года и сравните со временем победителя той же гонки в 2005-м: сейчас победитель на шесть кругов медленнее. Управлять теми машинами было физически и психологически сложнее (в 2005 году в «Формуле-1» использовали 3-литровые V10 мощностью до 950 л. с. Сегодня у всех болидов — V6 объемом 1,6 л (600–700 л. с.) плюс электромотор — MH).

Стали ли от этого скучнее гонки?

Нет, потому что борьбы с другими гонщиками меньше не стало, а значит, и адреналина не убавилось.

Какие изменения пойдут на пользу «Формуле»?

Я бы вернул дозаправки и «шинные войны» — когда существует несколько производителей шин, это идет на пользу всем (сейчас единственным официальным поставщиком «Формулы» является итальянская Pirelli — MH).

Таков список побед немца Михаэля Шумахера (выступал за Benetton, Ferrari и Mercedes). Также в его активе 155 подиумов и 7 чемпионских титулов (1994, 1995, 2000–2004) — все это абсолютные рекорды «Формулы-1».

600 литров топлива, 35 литров моторного и 15 литров трансмис­сион­ного масла сжигает болид за гоночный уик-энд.

Самая грязная махинация

Споры о том, можно ли разрешать боссам команды руководить действиями гонщиков по радио и можно ли «принижать» результаты одного, чтобы помогать в победе второму, идут на протяжении всей истории «Формулы». Но то, что произошло 28 сентября 2008 года на трассе Гран-при Сингапура, было признано преступной махинацией без всяких сомнений. В тот день пилот Renault Нельсиньо Пике услышал в наушниках голос: тот приказывал гонщику разбить его болид, за что Пике было обещано продление контракта еще на год.

Нет, это была не галлюцинация, по радио вещал руководитель команды Флавио Бриаторе. Пике послушно долбанул машину об отбойник в узком месте трассы, создав помехи другим гонщикам и поставив под угрозу безопасность зрителей. Зато это позволило его партнеру по Renault Фернандо Алонсо получить огромное преимущество и выиграть Гран-при. Только через год мошенничество вскрылось: команду Renault оштрафовали, а Бриаторе пожизненно изгнали из Ф-1.

«Формулу-1» часто упрекали в том, что победу здесь можно «купить за деньги»: чем больше бюджет команды, тем круче у нее болид, тем больше у нее наград. В 2002 году FIA предложила «гениальный» план реформ: гонщики должны были меняться командами и болидами перед каждым Гран-при. Умно? Представь, что в чемпионате России по футболу игроки каждый тур проводят за разные команды: сегодня они «Спартак», завтра — «Уфа» или «Мордовия». Тут даже самые преданные фанаты запутаются. Короче, реформа «Формулы» провалилась, не начавшись.

1/100 секунды занимает переключение передачи на болиде Ф-1. За гонку пилоты выполняют эту операцию в среднем 2600 раз (на Гран-при Монако — 3100 раз).

05.09.1970 Австриец Йохен Риндт, после девяти этапов возглавлявший чемпионскую гонку 1970 года, приехал на Гран-при Италии с новой машиной Lotus 72 и радикальной идеей: прямо перед гонкой 5 сентября 1970 года с его болида сняли антикрыло, что увеличило максимальную скорость на прямых до 330 км/ч.

Партнер Риндта по команде Джон Майлз вспоминает: «Без прижимной силы автомобиль стал неуправляемым. Задние колеса будто выскальзывали из-под тебя». На 5-м круге болид Риндта вильнул и вылетел с трассы, разбившись об отбойник.

Тело гонщика настолько сместилось вперед и вниз, что ремень безопасности затянулся у него на шее. Риндт умер, но заработанных на предыдущих этапах очков хватило для завоевания титула — это единственный чемпион Ф-1, награжденный посмертно (и надеемся, этот рекорд уже никто не побьет).

Неудачливый пилот — это судьба. Алекс Диас Рибейру из команды March в конце 70-х лишь в половине из своих 20 гонок смог пройти квалификацию. Но 20 лет спустя он вернулся в «Большие призы» — на сей раз в качестве водителя скорой помощи. Увы, смена болида на машину с красным крестом помогла не сильно. На Гран-при Монако Алекс не вписался в поворот «Табак» и разбил свою неотложку, травмировав сидевшего в ней врача. На Гран-при Бразилии Рибейру сам едва не попал на больничную койку: остановив автомобиль в повороте «Сенна С», чтобы помочь попавшему в аварию гонщику, Алекс распахнул дверь — и в нее тут же врезался болид Ника Хайдфельда из команды Sauber.

В общем, тут бывший Рибейру понял, что с «Формулой» пора завязывать... А еще однажды он встретил лягушку-альбиноса, под влиянием этого рандеву пересмотрел свои взгляды на мир, вступил в организацию «Спортсмены во Христе» и забыл о гонках (все описанное — реальные факты, не веришь — проверь).

15 больниц

Столько медучреждений, расположенных недалеко от места проведения гонки, в дни заездов приводят в состояние повышенной готовности. А рядом с самой трассой дежурят шесть санитарных машин и вертолет.

Самый нелепый сход

Считается, что укачать в машине может только пассажиров. Но гонщик Марк Уэббер из Red Bull Racing опроверг эту теорию. В 2007 году во время Гран-при Японии пилоту потребовался пакетик — вот только где его взять в болиде? Вскоре Марк прекратил гонку, передав по рации, что в его машине уже слишком много, скажем так, лишнего.

Откуда: команда Mercedes AMG Petronas Вице-чемпион мира в классе «Формула-1» (2014), посол фонда Laureus Sport for Good, посол марки Thomas Sabo

Например, в обычной машине усилие на педали тормоза всегда одно и то же, а в «Формуле» оно меняется в зависимости от скорости и прижимной силы, поэтому тормозить на 300 км/ч и тормозить на 20 км/ч приходится совсем по-разному. Чтобы быть самым быстрым в «Формуле-1», надо уметь лучше всех тормозить.

Что бы ты изменил в «Формуле-1»?

Если бы я был во главе «Королевских гонок», то избавился бы от всего, что повышает цену для зрителей и снижает зрелищность. Например, то, что отказались от антипробуксовочной системы Traction control, — я считаю, это только на пользу «Формуле», смотреть гонки стало интереснее.

Знаменитый английский гонщик Найджел Мэнселл за свою карьеру выиграл 31 Гран-при. Побед было бы еще больше, если бы 2 июня 1991 года в Монреале британец, лидируя на последних метрах гонки, не решил поприветствовать зрителей. Мэнселл поднял руку, чтобы помахать трибунам, и в этот момент случайно заглушил двигатель своего Williams. В итоге он помахал рукой и проносящимся мимо болидам соперников.

Почем ТО?

Средние цены на детали для болидов Ф-1.

  • Гайки колеса $110 Расход за сезон: 500 штук
  • Радиатор $11 000 Расход за сезон: 20 комплектов
  • Носовой обтекатель в сборе с передним антикрылом $19 000 Расход за сезон: 10 комплектов
  • Заднее антикрыло $20 000 Расход за сезон: 15 штук
  • Выхлопная система $26 000 Расход за сезон: 54 комплекта
  • Комплект дисков и тормозных колодок $48 000 Расход за сезон: 40 комплектов
  • Рулевое колесо $40 000 Расход за сезон: до 8 штук
  • Выполненные из титана и углепластика рычаги передней подвески $100 000 Расход за сезон: 20 штук
  • Рычаги задней подвески $120 000 Расход за сезон: 20 комплектов
  • Полуавтоматическая коробка передач $130 000 Расход за сезон: 10 штук

1,7 секунды — Среднее время разгона болида «Формулы-1» до 100 км/ч. Время торможения со 100 км/ч — 1,4 секунды.

Некоторые моменты из истории «Формулы-1» могли бы украсить фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». Например, 18 октября 2009 года два горячих финна буквально зажгли на Гран-при Бразилии: Хейкки Ковалайнен, раньше времени стартовав с пит-стопа, вырвал заправочный шланг — его McLaren помчался вперед с этим «хвостом», окатив бензином Ferrari шедшего следом Кими Райкконена. Топливо вспыхнуло, на несколько секунд превратив машину Кими в огненный шар, но надо отдать Райкконену должное — он не только не остановился, но даже и скорость не сбросил. Первой личной машиной Кими была наша «Лада», его такой ерундой не испугать.

40 секунд открытого пламени выдерживает огнеупорный костюм пилота.

«Черный уик-энд»: 3 худших дня в истории «Формулы»

4 аварии и 2 смерти превратили Гран-при Сан-Марино-1994 в трагедию, которую весь мир увидел в прямом эфире.

29.04.1994, 13:14

Айртон Сенна, проводящий дебютный сезон за Williams, завершает свой самый быстрый круг квалификации, когда его земляк Рубенс Барикелло из команды Jordan на скорости 225 км/ч врезается в ограждение. Придя в себя, первым Барикелло увидел примчавшегося к нему Сенну. Барикелло отделался незначительными травмами, но Айртон плакал: нервы гонщика и так были на пределе из-за непредсказуемого поведения его новой машины.

30.04.1994, 13:18

Айртон в паддоке пытается найти оптимальные настройки для непослушного болида, когда по треку передают: Роланд Ратценбергер из Simtek на скорости 314,9 км/ч влетел в стену. Сенна закрывает лицо руками — Роланд испытывал те же проблемы с управляемостью и жаловался механикам: «Болид такое вытворяет!» Гибель гонщика на трассе означала отмену Гран-при, но смерть Роланда фиксируют уже в гос­питале, так что гонка может состояться.

01.05.1994. 14:00

Очевидцы говорят, что никогда не видели Сенну таким подавленным. Старт гонки добавил негатива: Юрви-Ярви Лехто из Benetton заглох и в него влетел Педро Лами из Lotus; удар был такой силы, что оторвавшееся колесо вылетело на трибуну, ранения получили 9 человек. Пока с трассы убирали обломки, перед лидировавшим Сенной выехала машина безопасности.

Утром того дня Айртон уже жаловался организаторам, что из-за медленного темпа движения этого Opel Vectra у болидов остывают шины, что плохо сказывается на сцеплении. Но правила не изменили, и первые пять кругов болиды едут за Opel. Когда машина безопасности ушла с трассы, Сенна газанул — и через полтора круга, на скорости 300 км/ч, его машину сорвало с траектории в повороте «Тамбурелло». Одна из самых ярких звезд в истории «Формулы» погасла навсегда.

Что стало причиной аварии: «сырая» машина, холодная резина, трубка, которую вварили в рулевой механизм, чтобы обеспечить Сенне более удобную посадку, или ошибка пилотирования — точно не известно до сих пор.

75 литров на 100 км — расход топлива у машин во время гонки. Объем топливного бака болида — 200 л, он сделан из прорезиненной ткани и кевлара.

Откуда: команда McLaren Honda Чемпион мира в классе «Формула-1» (2009). Учредитель благотворительного фонда The Jenson Button Trust, посол марок Rolls-Royce и TAG Heuer

Стараюсь, чтобы ничего лишнего там не происходило. Хорошо тронуться не так просто, нужен баланс, потеря которого грозит тем, что тебя обойдут. Я жду старта и пытаюсь стартовать в тот же миг, когда загорится зеленый. Вот и все мои мысли в момент начала гонки.

Что бы ты изменил в «Формуле-1»?

Не знаю... Я думаю, работа гонщика — не только ездить на машине, но и уметь подстраиваться под новые правила в гонках. Я бы просто хотел всегда помнить эти правила, какими бы они ни были. Чтобы, если вдруг в гонке у меня пропадет связь с инженером, я сам знал, что можно делать, а что нет.

Правила Формулы 1

Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.

Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.

  • 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
  • 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
  • 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

  • 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
  • 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают 7 худших пилотов.
  • 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
  • Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а команды Ф1, занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов. Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок. Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей. Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом. 8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом. Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

  • Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
  • Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
  • Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
  • Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
  • Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
  • Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Все о Формуле 1…

Система очков

От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота. Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

  • Красный цвет – супер — мягкие шины
  • Желтый цвет – мягкие шины.
  • Белый цвет – средние шины.
  • Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Трассы Формула 1

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи. За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии. Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин. При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

  • Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
  • Расстояние между позициями составляет 8 м.
  • С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
  • С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
  • С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
  • Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
  • Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
  • Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
  • Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
  • Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Подготовка к старту

  • За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
  • За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
  • За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
  • За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
  • За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
  • За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
  • За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
  • За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

  • Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
  • В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг. Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.
  • Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
  • Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
  • Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Формула1….стратегии, ставки, трассы

Статьи по истории Формулы 1

Сезон 2004 года стал примером безоговорочного лидерства одного пилота – Михаэля Шумахера...

В 2002-м значительную часть преимущества Скудерии обеспечивали Bridgestone. Но в 2003-м в Michelin сделали большой шаг вперёд...

Сегодня сезоны Формулы 1 с 2000 по 2004 часто называют эпохой доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера, хотя в действительности это были очень разные чемпионаты...

Нельзя сказать, что в 2001 году Михаэль Шумахер властвовал на трассах Формулы 1 безраздельно...

Начиная с 80-х годов ситуация с моторами в Формуле 1 была довольно сложной и запутанной...

В Венгрии сложно обгонять, так что поул здесь очень важен..

Сегодня сезон 2000 года считается началом эры доминирования Михаэля Шумахера в Формуле 1, но в самом 2000 году ни о каком доминировании речи не было.

Пожалуй, самое удивительное в сезоне 1998 года в том, что сражение за титул продолжалось до самого последнего Гран При сезона.

Сезон 1998 года считается одним из примеров тотального доминирования одной команды, хотя в действительности её преимущество было не так уж велико

Всё начиналось достаточно невинно - на Tyrrell Йоса Ферстаппена прямо по ходу круга закончилось топливо...

Во многих отношениях сезон 1997 года был одним из лучших за несколько лет...

Скудерия переживала не лучшие времена - это четвёртое место Шумахера было единственным финишем алых машин в четырёх последних Гран При.

После финиша эту гонку в один голос называли лучшей в карьере Михаэля.

40-летний Найджел имел полное право повесить шлем на гвоздь, но он предпочёл этого не делать.

Hосле трагического уик-энда в Имоле в Формуле 1 не осталось ни одного чемпиона мира

Состав сменила не только Williams - после нескольких лет затишья, рынок переходов перед сезоном 1993 года получился на удивление бурным.

Мы решили вспомнить историю марки Alfa Romeo в автоспорте и её взаимоотношения с Формулой 1.


Смотрите также