Все про осаго


Для чего нужно ОСАГО: как оно работает, обязательно ли приобретение полиса и каковы особенности действия страховки?

Наличие полиса ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев и служит гарантией возмещения ущерба пострадавшим в ДТП по вине водителя, заключившего договор страхования.

Гражданская ответственность в законодательстве трактуется, как обязательство возместить причиненный ущерб пострадавшей стороне. Соответственно автогражданская ответственность – возмещение водителем транспортного средства, являющегося виновником аварии, ущерба причиненного пострадавшим в ДТП. Например, ремонт автомобиля пострадавшего или оплата лечения пешехода, сбитого машиной.

До 2003 года пострадавший и виновный в дорожно-транспортном происшествии самостоятельно разбирались с возникшей проблемой и определяли размер причиненного ущерба, что зачастую становилось причиной возникновения конфликтных ситуаций. Поэтому с 1 июля 2003 года всем автовладельцам в обязательном порядке предписано заключать договор страхования ОСАГО, страхующий риск возникновения ответственности за причинение вреда.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-72. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что такое полис ОСАГО?

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Данный полис является подтверждением заключенного договора между автовладельцем и страховой компанией, согласно которому страховая обязуется возместить ущерб, нанесенный владельцем авто в результате ДТП где он будет признан виновным.

Согласно договору страхования, весь нанесенный ущерб и убытки, в пределах установленной суммы, третьим лицам – пострадавшим в аварии пассажирам или транспортному средству, возмещает страховая компания.

Однако самому владельцу транспортного средства, заключившего договор ОСАГО и являющегося виновником ДТП на возмещение собственных убытков рассчитывать не приходится. Для страхования своего автомобиля от повреждений или угона приобретается полис КАСКО.

Обязательно ли его иметь?

В соответствии с законодательством РФ, а именно с Федеральным законом «Об ОСАГО», наличие полиса автострахования ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев. При покупке транспортного средства владелец обязан заключить договор ОСАГО, так как управление автомобилем без действующего полиса запрещено.

Максимальный срок после заключения договора купли-продажи транспортного средства, в течение которого водитель может управлять авто без договора страхования – 10 дней. В течение 10 дней владелец нового автомобиля обязан оформить полис ОСАГО.

За вождение транспортного средства без страховки автовладельцу грозят штрафные санкции. Необходимо всегда держать полис в автомобиле, так как водителям, управляющим транспортным средством без страховки, грозит штраф в размере 500 рублей, а тем, кто вообще отказался от приобретения полиса – 800 рублей.

Для чего он нужен?

Каждый автовладелец во время вождения в обязательном порядке должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Наличие данного полиса является гарантией возмещения ущерба, нанесенного транспортным средством, всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Причем возмещением убытков будет заниматься не лично владелец авто, признанный виноватым в аварии, а страховая компания, с которой заключен договор автострахования.

Именно введение обязательного страхования позволило упростить решение проблем, возникающих при попадании в ДТП, таких как компенсация убытков пострадавшим. Сумма выплат для компенсаций рассчитывается для каждого пострадавшего отдельно, с учетом вреда причиненного его здоровью либо исходя из повреждений его транспортного средства. При этом если транспортное средство уже имело повреждения, из страховой выплаты вычитается сумма износа запчастей. Подробнее о том, как оценивают ущерб по ОСАГО, мы рассказывали здесь.

Важно! Наличие страхового полиса позволяет свести все спорные ситуации к минимуму, при этом ежемесячный страховой взнос намного меньше суммы компенсации, выплачиваемой пострадавшим.

Принцип действия страховки

Изначально по принятии Федерального закона «Об ОСАГО» потерпевшая сторона для получения компенсации должна была обращаться непосредственно в страховую компанию, заключившую договор с виновником аварии.

С недавних пор в законодательство было внесено несколько поправок, согласно которым если в ДТП не было нанесено вреда здоровью людей, а также при соблюдении некоторых других условий для получения компенсации можно обратиться напрямую к своему страховщику (особенности прямого урегулирования убытков по ОСАГО).

Стоит помнить, что существует ограничение по сумме страховой выплаты, то есть сумма страховки может не покрыть весь причиненный ущерб. В этом случае доплачивать сверх лимита придется самому виновнику ДТП.

При попадании в аварию необходимо вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола, в котором подробно описываются обстоятельства ДТП. После этого нанесенный ущерб оценивается независимыми специалистами. Более детально об особенностях оформления ДТП по ОСАГО можно узнать тут.

В некоторых случаях участники ДТП могут не обращаться к сотрудникам ГИБДД – применяется Европейский протокол. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • сумма ущерба не должна превышать более 50 тысяч рублей;
  • участников ДТП должно быть не более 2-х;
  • участники должны самостоятельно прийти к общему решению относительно виновности одного из них.

В этом случае важно определить сумму нанесенного ущерба, ведь 50 тысяч рублей является максимальной суммой компенсации при данном виде регистрации дорожно-транспортного происшествия.

При задействовании Европейского протокола важно подтвердить факт совершения ДТП. Обстоятельства аварии должны быть записаны на камеру видеорегистратора или засняты на фото со всех ракурсов. При этом обязательно должны быть видны номера автомобилей, участвующих в ДТП, окружающих домов, а также светофоры и дорожные указатели.

Полис ОСАГО является гарантией того, что пострадавший в ДТП по вине водителя транспортного средства получит компенсацию причиненного ущерба в соответствии с законодательством. Полис ОСАГО должны в обязательном порядке иметь все владельцы авто, так как вождение без него запрещено.

Видео по теме

Что такое ОСАГО и для чего он нужен, можно также узнать из данного ролика:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 288-16-72 (Москва)

+7 (812) 317-60-07 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Все про ОСАГО

Какое значение имеет КВС при расчете стоимости ОСАГО. Для чего служит КВС. Как правильно Коэффициенты при оформлении ОСАГО. Как влияет региональный коэффициент на стоимость полиса ОСАГО. ЯОт чего Расчет КБМ водителя. КБМ по базе РСА. Как самому рассчитать КБМ. Сроки выплат по ОСАГО в случае ДТП - как правильно подавать документы, чтобы получить Как проверить подлинность полиса ОСАГО: в режиме онлайн и без интернета. Как проверить ОСАГО Начиная с 2017 года, все страховые компании, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, Как застраховать автомобиль по ОСАГО без страхования жизни и других дополнительных выплат. Почему страховые Что такое класс водителя по ОСАГО и как этот параметр влияет на стоимость страхования Какой минимальный срок может быть у страховки ОСАГО. Зачем открывать полис на небольшой срок. Страхование автомобиля в другом регионе - возможно ли получить полис ОСАГО, влияет ли регион

С 2014 года существенно изменилось страховое законодательство в области страхования ТС. Теперь страховка обязательна, водить ТС без страховки по дорогам любого региона России – незаконно. Тем не менее, водители сами могут подбирать страховую компанию, комплектовать базовый или расширенный пакет услуг при обязательном страховании.

На какие значимые нюансы обязательного страхования следует обратить внимание при подборе компании страховщика. Возможности онлайн страхования автомобиля – какие могут быть плюсы и минусы при подборе страховки через интернет. Как правильно оценить риски и возможную выгоду от страховки.

Чем может быть полезно обязательное страхование автомобиля, как подобрать лучшие условия по страховке ОСАГО. На что ориентироваться – комплектация пакета, акции, выгодные условия, отзывы, скорость страховых выплат, процент отказов в выплатах по страховке. Как выполняется оценка стоимости ремонта и соответствующие выплаты. Как добиться выплаты компенсации разницы, пени, неустойки, штрафные санкции.

Чем опасно обращение в небольшие компании, предлагающие выгодные пакеты страхования. Можно ли вообще отказаться от полиса, купив внешне похожий документ? Что будет, если сотрудник ГИБДД обнаружит отсутствие страховки.

  • Автокредиты
  • ДТП
  • КАСКО
  • Налоги
  • ОСАГО
  • Страхование
  • Финансы

Что нужно знать об ОСАГО

Все автомобилисты рано или поздно сталкиваются с выбором страховки своего транспортного средства. Но не все при выборе знают главные преимущества того или иного полиса страхования. Так что же такое ОСАГО, какие его нюансы? ОСАГО – полис обязательного страхования транспортных средств от несчастных случаев, угона, тотал ущерба и ДТП. Главное преимущество полиса – покрытие расходов и ущерба, причиненных второму участнику ДТП, а также здоровью и жизни пассажиров.

Зачем нужен полис

Купив, полис страхования ОСАГО, автомобилисты в первую очередь страхуют свою гражданскую ответственность. Таким образом, причинив вред здоровью и ущерб автомобилю, третьих лиц – вы, с помощью страховой компании, полностью покроете их затраты. Но, что касается вас – компания страховщик никаких возмещений не оплачивает и все затраты ложатся на собственные плечи. Простыми словами, вы страхуете чужую жизнь и транспортное средство от самого себя.

Без автогражданки владелец транспортного средства не имеет право на вождение – это предусмотрено законом и существует государственная норма штрафа, согласно Федеральному законодательному акту «Об ОСАГО». К тому же, вам не удастся даже поставить автомобиль на учет в ГИБДД. Таким образом, стоит помнить: покупая транспортное средство – первым делом оформите полис обязательного автострахования!

Какие факторы влияют на стоимость

В РФ уставили новые территориальные показатели, также установлена новая БЗ (базовая ставка). Это два неотъемлемых элемента при определении страхового внесения по ОСАГО. На страховые компании НацБанк России наложил также ограничение, а именно, устанавливать тариф ОСАГО не менее/более БЗ, исходя из утвержденного им «тарифного коридора». БЗ по ОСАГО, утвержденная Национальным Банком РФ:

Тип транспортного средства Базовая ставка страховки в рублях
Минимум Максимум
Квадрациклы, мопеды и мотоциклы (категория «А» и «М») 867 1579
Автомобили категорий «В» и «ВЕ»
Для юридических лиц 2573 3087
Для физических лиц, индивидуальных предпринимателей 3432 4118
Используемые в качестве такси 5138 6166
Автомобили категорий «С» и «СЕ»
Максимально разрешенная грузоподъемность 16 тонн и менее 3509 4211
Максимальной разрешенной грузоподъемностью более 16 тонн 5284 6341
Автотранспортные средства категорий «D» и «DE»
Кол-во пассажирских мест не более 16 (включительно) 2808 3370
Количество пассажирских мест более 16 3509 4211
Транспорт, используемый для перевозки пассажиров по регулярному маршруту, с высадкой и посадкой на остановках и в других, не запрещенных, местах остановки. 5138 6166
Троллейбусы (категория «Tb») 2808 3370
Трамваи (категория «Tm») 1751 2101
Трактора и другая самоходная дорожно-транспортная техника, исключая транспорт, не имеющий колесных движителей. 1124 1579

Несколько лет назад среднестатистическая цена продажи полиса ОСАГО составляла около 3 000р. Затем цена обязательной автогражданки выросла, это сильно отразилось на карманах автовладельцев. В некоторых районах прирост достиг 100%, но в единичных регионах зафиксированы спады. Таким образом, покупка полиса ОСАГО, к примеру, на ВАЗ 2107, обойдется владельцу от 8 500р до 9 500р. Это средняя цена, окончательная цифра будет известна только после переведения в коэффициенты ваших личных показателей. Для самостоятельного вычета стоимости автостраховки ОСАГО вам необходимо знать формулу и термины, в которые зашифрованы показатели, об этом далее и поговорим.

Формула займет немного времени, но главное правильно просчитать свои параметры – иначе результат будет с погрешностью. Вот тот самый алгоритм расчета: Т = БТ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН.

  • БТ – базовый тариф, из приведенной таблицы;
  • КТ — коэффициент показателя региона регистрации транспортного средства;
  • КБМ – коэффициент безаварийного вождения, он уменьшается ежегодно на 5%. Но, если произошло ДТП и ваша вина признана – значение резко вырастит, это существенно поднимет цену полиса;
  • КВС – показатель возраста/стажа. Чем выше ваш возраст и стаж, тем меньше значение. Стаж отчитывается от даты получения водительского удостоверения;
  • КО – показатель количества людей, имеющих право управления данным автомобилем. В таком случае если полис не имеет ограничений – значение показателя будет выше;
  • КМ – коэффициент оценки мощности автотранспортного двигателя. В этом случае мощность прямо пропорциональна стоимости. Меньше мощь – ниже цена полиса и наоборот;
  • КС – частота пользования. Если вы мобильны менее 5 мес. за год – коэффициент показателя будет 0.5, а если более, то 1;
  • КН – критические нарушения. Тут суть в том, нарушали ли вы грубо правила: вождение без прав или умышленное ДТП и т.д.

Просчитав стоимость, многие автовладельцы сразу задаются вопросом: «А можно ли снизить стоимость каким-либо способом?». Это естественно, ведь сейчас полис стоит не мало, а отказаться нет возможности. Самое главное правило экономии на стоимости автостраховки ОСАГО – быть бдительным за рулем, избегать ДТП и не нарушать ПДД!

Рассчитать стоимость ОСАГО онлайн на сайте Ингосстрах Рассчитать стоимость ОСАГО онлайн на сайте Росгосстрах Рассчитать стоимость ОСАГО на сайте Ренессанс Страхование Рассчитать стоимость ОСАГО на сайте Тинькофф Страхование

Электронный полис

В РФ стартовало нововведение в системе обязательного страхования ОСАГО. Оно связано с появлением новой системы оформления полиса – электронной. Так называемые, Е-полисы, стали полноправно заменять бумажные, что в разы сократило время автовладельцев на оформление. Стоимость электронной автогражданки от этого не поменялась, но некоторые страховщики ее могут завысить в пределах установленного норматива на 20%.

Такой полис можно оформить через интернет в любой страховой компании и получив его на свой электронный ящик – распечатать. Делать это желательно в связи с неполным доверием такового страхования со стороны ГИБДД.

Обратите особое внимание!

Все приобретенные таким образом полисы ОСАГО обязательно должны быть зарегистрированы в информационной системе АИС. В основном эту функцию выполняет компания-продавец. Только после полученного на телефон или электронный ящик оповещения от АИС, можно спокойно пользоваться полисом, до этого он считается недействительным в связи с отсутствием информации на портале. Таким образом, если вас остановит работник ГИБДД и попросит предъявить страховку по ОСАГО, а она окажется не зарегистрированной, будет наложен штраф, полноценен отсутствию полиса, в сумме 800р. В соответствии с законом, страховая компания обязана передавать информацию в течение одного рабочего дня с момента оформления. Настоятельно рекомендуется садиться за руль только после полной регистрации ОСАГО.

Правила оформления Е-полиса:

  • Выбираете страховую компанию и регистрируете на сайте личный кабинет;
  • Заполняете в онлайн калькуляторе все данные для расчета стоимости;
  • Заказываете полис и оплачиваете его с помощью банковской карты или электронного кошелька;
  • Получаете Е-полис на электронный ящик, в течение суток также уведомление от АИС о регистрации данных на портале.

Также, для этого интернет оформления, вам понадобятся документы:

  • Паспорт;
  • Свидетельство регистрации ТС;
  • Паспорт ТС;
  • Все водительские права, допущенных лиц к управлению ТС;
  • Диагностическая карта на ТС – действующая.

Нововведенный е-полис, очень облегчил оформление обязательного страхования, а также сократил затрачиваемое время владельцев автотранспортных средств.

Что делать при ДТП

Водитель, не бывший участником ДТП, став свидетелем аварии, непроизвольно складывает себе картинку своего поведения в подобной ситуации. Ведь любой человек за рулем может стать участником по стечению обстоятельств: плохая дорога, скачки давления и резкое ухудшение самочувствия, во время ведения транспорта, лихач на трассе, плохие погодные условия и т.д. Предлагаем иметь в вооружении несколько советов к действию:

  • Обязательно дождитесь сотрудников ДПС
  • Возьмите необходимые документы от ДПС: Форма 748 Справки о ДТП, копию протокола о правонарушении

Взяв эти документы и получив постановление о правонарушении, направляйтесь в страховую компанию, с пострадавшей стороной, для оформления восстановления ущерба.

Страховые выплаты по ОСАГО

Если стали участником ДТП, но вида не за вами, имеете полное право на компенсацию. Убытки и максимальная сумма выплаты по ним:

  • Компенсация возмещения ущерба, нанесенного здоровью и жизни человека. Максимальная сумма к выплате – 400 000р
  • Компенсация возмещения ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего. Максимальная сумма – 500 000р

Будьте внимательны на дороге, не нарушайте ПДД и вы сможете экономить на покупке, обязательного полиса страхования, ОСАГО.

Видео: ОСАГО без дополнительных услуг — что нужно, а что нет?

ОСАГО: руководство по эксплуатации

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Название говорит само за себя:

«Обязательное» – значит по Закону РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый водитель на дороге обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет административное наказание.«Страхование ответственности» означает, что страхователь защищает не собственный автомобиль, а имущество и здоровье людей, пострадавших в аварии, виновником которой он оказался. Полис избавляет виновника ДТП от расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим, одновременно гарантируя последним полное или частичное возмещение ущерба.

Коэффициенты, применяемые при расчете страхового взноса по ОСАГО, устанавливаются Банком России. Они одинаковы для всех страховых компаний, но с 11 октября 2014 года автостраховщикам разрешено самостоятельно определять размер базовых ставок, правда, в строго оговоренных законом пределах. Калькулятор ОСАГО позволяет автовладельцу узнать, какие страховщики предлагают наиболее конкурентные тарифы в его населённом пункте. Чтобы рассчитать цену страховки онлайн, потребуются сведения о машине, её собственнике, а также допущенных к управлению гражданах, если договор оформляется на условии ограничения списка водителей.

В соответствии с Законом об ОСАГО, при расчете стоимости полиса используются базовые тарифы, которые последовательно умножаются на ряд коэффициентов:

  • Кт – территориальный коэффициент. Определяется по месту регистрации собственника ТС (для физических лиц) или месту регистрации предприятия (для юридических лиц). Для крупных городов Кт существенно больше, чем для небольших населенных пунктов.
  • Квс – коэффициент возраста и стажа вписываемых водителей. При возрасте старше 22 лет и стаже более трех лет применяется Квс равный единице. Для остальных водителей Квс намного выше.
  • Км – коэффициент мощности (для легковых автомобилей). Чем больше мощность двигателя, тем выше Км.
  • Кс – коэффициент периода использования ТС.
  • Кбм – коэффициент бонус-малус.

Чтобы узнать, сколько стоит страховой полис, автовладельцу достаточно ввести в поля калькулятора соответствующие данные, после чего останется обратиться в выбранную компанию. Страхователь вправе использовать любой из следующих вариантов оформления полиса.

  • При личном визите в офис страховой компании.
  • Через сайт страховщика (электронное ОСАГО).

В отличие от Европы, где страхование автогражданской ответственности существует уже не один десяток лет, в России Закон об ОСАГО начал действовать сравнительно недавно – с 1 июля 2003 года. Среди особенностей отечественного обязательного автострахования стоит выделить следующие моменты.

  • Правила страхования ОСАГО и тарифы регулируются Правительством и Центробанком РФ.
  • Как и в большинстве западных стран, в российском ОСАГО существуют такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение». «Европротокол» дает возможность страхователю при мелком ДТП получать страховые выплаты в СК, минуя обращение в органы ГИБДД. «Прямое урегулирование» – это обязанность обращаться за возмещением ущерба непосредственно в свою страховую компанию (а не в компанию виновника) в случае, если в результате аварии повреждено не более двух транспортных средств и не пострадали люди. При этом оба участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО. Долгое время большим недостатком отечественного «прямого возмещения» являлось то, что оно было альтернативно (в отличие от европейского безальтернативного). То есть пострадавшая сторона могла выбирать, куда обратиться за выплатой: к своему страховщику или в СК виновника. Но свобода выбора зачастую оборачивалась против автовладельца, потому что страховые компании стремились отправить пострадавшего в другую СК. Поправки в Закон об ОСАГО, действующие с 2 августа 2014 года, изменили сложившуюся ситуацию.
  • При страховании ОСАГО действует система скидок за безаварийность, именуемая «бонус-малус». За каждый безаварийный год полагается скидка 5%. При наличии аварий по вине автовладельца взнос увеличивается в зависимости от числа ДТП в предыдущем страховом году.

Эффективность ОСАГО для водителей и страховщиков в значительной степени зависит от применяемой системы тарифов. Правильная тарификация крайне важна, ведь страхование ОСАГО, в отличие от добровольного КАСКО, является обязательным и полностью исключает выбор рисков.

В начале октября 2014 года были впервые изменены действующие базовые тарифы по ОСАГО, а 12 апреля 2015 года Центробанк повторно поднял размер базовых ставок. При этом был значительно расширен тарифный коридор. Кроме того, 1 апреля 2015 года был изменен коэффициент территории для отдельных областей и населенных пунктов.

Повышение тарифов в первую очередь обусловлено увеличением страховых сумм. В настоящий момент максимальная выплата за причинение вреда имуществу составляет 400 000 рублей на каждый поврежденный автомобиль, а максимально возможное возмещение за вред жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет 500 000 рублей. Наряду с увеличением лимитов ответственности страховщиков на рост тарифов повлияли:

  • Высокий уровень инфляции.
  • Растущая стоимость медицинских услуг.
  • Рост цен на запчасти и ремонтные работы.

Может показаться, что невозможно сэкономить на полисе ОСАГО. Однако есть несколько вполне легальных способов, которые помогут максимально оптимизировать стоимость «автогражданки» (это легко можно рассчитать и проверить онлайн на калькуляторе ОСАГО):

  1. Кт (территориальный коэффициент), применяемый при расчете страховки, определяется по месту прописки собственника транспортного средства. За любой автомобиль можно платить в год на порядок меньше, если переоформить его на родственника, который прописан в небольшом населённом пункте.
  2. Правила ОСАГО не предусматривают возможность страхования автомобиля в рассрочку, но всё-таки она возможна. В «автогражданке» есть такие понятия, как срок страхования и период использования ТС. Срок страхования – всегда год. Период использования может составлять несколько месяцев. Если автовладелец заключает договор на полгода, он оплачивает 70% от годовой стоимости страховки. Для продления действия полиса на оставшиеся полгода нужно доплатить 30%.
  3. Иногда при внесении в полис ОСАГО «аварийного» водителя дешевле оформить договор на условии «неограниченного количества допущенных к управлению лиц». Повышающий коэффициент для водителя с «неблагоприятной страховой историей» может достигать 2,45. А коэффициент за «неограниченную» страховку составляет 1,8. В такой ситуации выгодней купить полис «без ограничений».

Все аспекты обязательного автострахования регулируются двумя основными правительственными документами: Федеральным законом «Об ОСАГО» и Правилами ОСАГО. Правила в сжатой форме излагают основные положения Закона, на основании которых работают страховые компании.Основные положения Закона определяют в числе прочего:

  • Условия и порядок осуществления страхования ОСАГО.
  • Максимально возможные лимиты ответственности, то есть предельные суммы возмещения в случае ДТП.
  • Порядок заключения и расторжения договора обязательного страхования.
  • Обязанности страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая.
  • Особенности расчета размера страхового возмещения и срок, в течение которого страховая компания обязана произвести выплату либо мотивированно отказать.
  • Полномочия профессионального объединения страховщиков – Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
  • Порядок получения компенсационных выплат при банкротстве страховой компании.

С момента вступления в силу в 2003 году Закон об ОСАГО и Правила ОСАГО не раз претерпевали изменения, которые были направлены на совершенствование отечественной «автогражданки». Что-то удалось улучшить, но спорных моментов и недостатков остается более чем достаточно. Так, например, в марте 2009 года в Закон были введены понятия «Европротокол» и «Прямое возмещение». Но эти поправки, призванные приблизить российское ОСАГО к европейским нормам, по ряду причин пока так и не «заработали» в полной мере.Наиболее же «революционными» изменениями в законе об ОСАГО за период его существования можно считать:

  • Поправку, которая «отвязала» скидки по ОСАГО от транспортного средства, после чего страховщики стали присваивать Кбм каждому конкретному водителю безотносительно авто. Ранее существовала абсурдная ситуация: при смене ТС скидка за безаварийность у водителя терялась.
  • ДТП, произошедшее на внутренней территории предприятия, стало признаваться страховым случаем.
  • Сокращение минимального периода использования ТС до трех месяцев (для физлиц).
  • Целый ряд поправок был внесен в 2012 году в связи с изменениями прохождения техосмотра. В итоге техосмотр был заменен на диагностическую карту, которую необходимо предъявить при заключении договора ОСАГО.
  • С января 2013 года действует единая для всех страховщиков информационная база ОСАГО.

Радикальные изменения были внесены в Закон об ОСАГО в 2014 году. Среди них можно выделить:

  • Уменьшение срока рассмотрения заявления о выплате до 20 календарных дней (кроме праздников и выходных).
  • Возможность получения возмещения не только деньгами, но и посредством ремонта на СТОА.
  • Необходимость процедуры досудебного разрешения спорных ситуаций по ОСАГО.
  • Увеличение размеров максимальной выплаты и отмена общего лимита выплаты.
  • Увеличение лимита выплат по «Европротоколу».
  • Снижение до 50% показателя максимально допустимого износа машины.

Еще одно радикальное новшество ввели в начале 2017 года. С 1 января все страховые компании с лицензией на ОСАГО обязаны продавать электронную «автогражданку». Эти мера призвана решить проблему навязывания дополнительных услуг и сделать невозможным безосновательный отказ в оформлении страховки.

Многие автовладельцы подходят к выбору страховщика весьма легкомысленно, мотивируя это тем, что «стоимость почти везде одинаковая». Также они часто приводят в качестве аргумента тот факт, что даже если страховая компания разорится, то полис все равно будет действовать.

Между тем, разумнее купить ОСАГО в надежной компании, чтобы не оказаться обладателем фальшивого бланка, ведь в таком случае компенсировать ущерб придется за свой счет.

При выборе страховой компании стоит руководствоваться отзывами о страховании ОСАГО . Чтобы правильно оценить предлагаемую в отзывах информацию, важно учесть три момента:

  • Люди более склонны описывать негативный опыт, поэтому отрицательных отзывов всегда больше, чем положительных.
  • Уровень сервиса и добросовестность сотрудников одной и той же страховой компании в разных регионах могут существенно отличаться.
  • Важно, чтобы отзывы о страховании ОСАГО были свежими. Комментарии за 2015 год никак не могут быть актуальны в 2018 году.

Выбирая компанию, стоит узнать мнение друзей, знакомых или родственников, которые уже имели реальный опыт получения выплат и способны оценить деятельность местного филиала той или иной страховой компании. Разумеется, лучше избегать небольших и малоизвестных страховщиков. Обращение в крупную и солидную фирму с высоким рейтингом надежности (например, в «Росгосстрах», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантию», «ВСК») гарантирует, что автовладелец избежит лишних трудностей при оформлении выплаты.

Всё что нужно знать по закону об ОСАГО

Здравствуйте, уважаемые друзья! Не так давно в законодательство об обязательном страховании (ОСАГО) были внесены некоторые изменения. В настоящей статье я хочу осветить вопрос обязательного страховании с учетом изменений законодательства.

Законодательство

Общие положения о страховании предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Статья 2 закона об ОСАГО определяет перечень законодательных актов об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в числе которых ГК РФ, ФЗ «Об ОСАГО» и иные нормативные акты РФ, принятые в данной сфере.

Принципы обязательного страхования:

  1. гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
  2. всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
  3. недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
  4. экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Принцип гарантии возмещения вреда

Так, потерпевшему гарантируется выплата в пределах страховых сумм, установленных ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО». А именно – в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; в части же возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей (пп. а, б ст. 7).

При любых ситуациях со страховой компанией (н-р, банкротство, отзыв лицензии и т.п.) будет произведена компенсационная выплата профессиональным объединением страховщиков, которым является Российский Союз Автостраховщиков – РСА. По информации с сайта РСА на текущий момент в его состав входит 103 страховых компании, на долю которых приходится 90 % от общего объема операций по автострахованию в России.

Принцип всеобщности и обязательности страхования

 Принцип всеобщности и обязательности страхования повторяется в нескольких статьях ФЗ «Об ОСАГО». Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев, всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пп. 3 и 4 ст. 4 (п. 1 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО»).

На территории РФ запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Регистрация указанных транспортных средств не проводится (п. 3 ст. 32 ФЗ «Об ОСАГО»).

Принцип недопустимости использования транспортных средств без ОСАГО.

Принцип недопустимости использования на территории РФ незастрахованных транспортных средств также вытекает из вышеуказанных норм (ст. 4, п. 3 ст. 32 ФЗ «Об ОСАГО»).

Принцип экономической заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения

Принцип экономической заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения заключается в общем смысле в стремлении владельца к безопасному безаварийному движению. То есть, чем меньше ДТП, тем меньше стоимость страховки в последующем (т.н. коэффициент «бонус-малус») (пп. б п. 2 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО»).

Случаи, когда обязательность страхования не предусмотрено

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев (п. 3 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
  • транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;
  • транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации (с исключениями);
  • транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
  • принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;
  • транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

И обязанность по страхованию не распространяется также на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с рассматриваемым законом иным лицом (страхователем) (п. 4 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО»).

Дополнительное страхование

П. 5 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО» наделяет владельцев транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, правом на добровольное дополнительное страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных ст. 7 закона об ОСАГО, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

 При этом, зачастую, страховые компании пытаются навязать такую дополнительную страховку, пытаясь показать ее возможные выгоды. Данные действия страховых компаний не соответствуют нормам действующего законодательства.

В частности, п.п. 2, 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ФЗ «О ЗПП») запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также продавец (исполнитель) не вправе выполнять дополнительные работы (услуги) за плату без письменного согласия потребителя.

Ст. 15.34.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ установлена административная ответственность страховых компаний, страховых агентов (брокеров и иных сотрудников страховых компаний) за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования, предусмотренных федеральным законом конкретных видов обязательного страхования, либо за навязывание дополнительных услуг, не обусловленных требованиям федерального закона.

Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 ФЗ «Об ОСАГО», и по правилам указанной статьи (абз. 1 п. 6 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО»).

Помимо гражданской ответственности, лица, нарушившие установленные законом об ОСАГО требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ (ст. 12.37 КоАП РФ)

Права и обязанности по договору обязательного страхования

Права и обязанности сторон по договору обязательного страхования устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (далее — Банк России) в правилах обязательного страхования (утверждены Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Правила обязательного страхования содержат положения различных федеральных законов, определяющих условия договора страхования, в том числе включая в себя следующие положения (п. 2, 3 ст. 5 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
  • порядок уплаты страховой премии;
  • перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая;
  • порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда;
  • порядок разрешения споров по обязательному страхованию;
  • требования к организации восстановительного ремонта, а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта.

Наступление страхового риска

К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие (п. 1, 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей среды;
  • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Обращение за возмещением в страховую компанию по вышеуказанным основаниям будет являться обоснованным основанием для отказа в выплате.

Регулятивная функция Банка России

 Банк России выполняет регулирующую функцию в сфере ОСАГО посредством установления в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» экономически обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (утв. Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств») (п. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО». Срок их действия не может быть менее одного года.

При этом Банк России обязан публиковать ежегодные статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий и об осуществленном страховом возмещении, о количестве заявленных и урегулированных страховых случаев, об уровне страхового возмещения по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, а также об уровне убыточности обязательного страхования подлежат официальному опубликованию Банком России (пп. 3, 5 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО»).

Страховщикам запрещено отступать от установленных Банком России базовым ставкам и коэффициентом, а Банк России выполняет также и контрольные функции в отношении страховщиков, в том числе в части правильности подсчета страховых премий (п. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО»). Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», — ее пятикратный размер (п. 4 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО»).

Срок действия договора ОСАГО

Срок действия договора составляет, как правило, один год, за исключением случаев, для которых ст. 10 ФЗ «Об ОСАГО» предусмотрены иные сроки действия такого договора. Так, к примеру, владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней (п. 2 ст. 10 ФЗ «Об ОСАГО»).

Порядок действия при наступлении страхового случая

Ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО» регламентирует порядок действий страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. В случае, если страхователь (либо водитель, управляющий транспортным средством в отсутствии страхователя) является участником ДТП, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства (п. 1 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом (абз. 1 п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Правилами обязательного страхования установлено, что это уведомление должно быть сделано в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после ДТП любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие (п. 3.8 Правил).

При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда (абз. 2 п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования (п. 3 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Страховое возмещение

Для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 11.1 ФЗ «Об ОСАГО» (п. 5 ст. 11). Таким документом является справка о дорожно-транспортном происшествии, выдаваемая подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01 апреля 2011 года № 154 (п. 3.10 Правил).

Водители причастных к ДТП транспортных средств заполняют бланки извещений (утв. Приказом МВД РФ от 01.04.2011 № 155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии») о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками. Водители ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении бланков таких извещений (п. 7 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Европротокол

Существует возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (т.н. «Европротокол») в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  1. в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б»;
  2. дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО;
  3. обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков (п. 2 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к ДТП, по требованию страховщиков, указанных в п. 2 ст. 11.1, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в п. 2 ст. 11.1, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП (п. 3 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

В случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Возмещение причиненного вреда в натуре. Натуральное возмещение вреда

Ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» определяет порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда, предполагающий в некоторых случаях выплату страхового возмещения наличным или безналичным путем (п. 16.1), но преимущественно предполагающий организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре) (п. 15.1). Контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страхового возмещения осуществляет Банк России. В случае выявления несоблюдения страховщиком срока осуществления страхового возмещения или направления мотивированного отказа Банк России выдает страховщику предписание о необходимости исполнения обязанностей, установленных настоящей статьей (абз. 5. п. 21).

В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза, проводимая по правилам, утв. Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утв. Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (п.п. 1-3 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Смотрите видео о приоритете натурального возмещения

Условия прямого возмещения убытков

Ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает право на прямое возмещение убытков потерпевшему, возможное при наличии одновременно следующих условий:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в пп. «б» п. 1 ст. 14.1;
  • дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО».

Право на обращение

Реализация права на прямое возмещение убытков не ограничивает право потерпевшего обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о прямом возмещении убытков и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования (п. 3 ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Потерпевший, имеющий в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» право предъявить требование о возмещении причиненного его имуществу вреда непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности предъявляет требование о страховом возмещении страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (п. 9 ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме (п. 3.1 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Заключение договора ОСАГО

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица);
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 ФЗ «Об ОСАГО»).

В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

Бланк полиса

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 закона об ОСАГО. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (п. 7 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об ОСАГО».

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном законом об ОСАГО.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об ОСАГО».

После оплаты направляется полис

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 закона об ОСАГО, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 ФЗ «Об ОСАГО».

Изменение сведений, указанных в заявлении о заключении договора

В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 закона об ОСАГО, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования (п.п. 8, 9 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Претензионный порядок по требованиям к страховщику

До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением (претензией), содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования (абз. 1 п. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с ФЗ «О ЗПП» в части, не урегулированной настоящим ФЗ «Об ОСАГО».

Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в установленные сроки.

Законом предусмотрены пени и штрафы, которые возможно взыскать в судебном порядке.

Компенсационные выплаты РСА

В случае, если страховщик будет признан банкротом, его лицензия будет отозвана и некоторых других спорных моментов, компенсационную выплату производит РСА.

Право требование к страховой компании можно продать по правилам договора цессии.

Про возможность продать право требования можно почитать здесь.

Про выкуп страховых дел по ДТП смотрите видео ниже. 

Надеюсь, что статья оказалась для Вас полезной. 

ОСАГО — обязательное страхование автомобиля в России

Страхование автомобиля ОСАГО является обязанностью каждого водителя транспортного средства, поскольку в любой момент он может стать виновником ДТП. По данным ГИБДД за 2017 год произошло 169 тысяч аварий, в которых погибло около 19 тысяч человек и сотни тысяч получили травмы разной степени тяжести. Что дает ОСАГО автовладельцу в случаях наступления аварии? Какими законами регулируется? Кто должен оформить страховой полис в обязательном порядке? Дадим ответы на эти вопросы в этой статье.

Что такое ОСАГО простым языком?

Страхование автомобилей появилось в США в конце 19 века, но только в 1925 году в одном из штатов его узаконили и обязали всех владельцев машин заключать страховые договоры. По условиям в случае аварии деньги за понесенные убытки получал не тот, кто приобрел полис, а тот, кто пострадал в ДТП — невиновная сторона. Со временем такое страхование появилось в европейских государствах и в России.

Расшифровка аббревиатуры

ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. Внедрение полиса ОСАГО в России началось только после распада СССР. Рассмотрение законопроектов, разработка тарифов, полисов и других документов, обучение страховщиков заняло практически 10 лет, и только в 2003 году Федеральный закон «Об ОСАГО» вступил в силу.

Как работает автогражданка?

Страховка на автомобиль заключается в том, что водитель одного транспортного средства заключает со страховой компанией договор о страховании своей гражданской ответственности. В случае, если по вине страхователя случится ДТП, то по действующему полису страховщик выплатит страховое возмещение другому — пострадавшему — участнику аварии, а также пешеходу или иным потерпевшим лицам.

Выплаты пострадавшим обязан производить страховщик, который оформил полис виновнику ДТП. Но другой водитель транспортного средства, застраховавший свою ответственность и пострадавший в ДТП, может в порядке прямого возмещения причиненных убытков получить страховку от своей страховой компании. Та, в свою очередь, в порядке регрессного требования может взыскать выплаченные средства со страховщика виновника ДТП, причинившего вред, или с него самого через суд.

От чего защищает ОСАГО?

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств покрывает убытки, причиненные в дорожно-транспортном происшествии. К таким убыткам могут относиться расходы на ремонт автомобиля, в том числе восстановительные работы, услуги эвакуатора и другие расходы. Страховку по полису ОСАГО компания выплатит, если в результате аварии люди погибли или получили травмы разной степени тяжести. Так, будут оплачены расходы на похороны, на лечение, реабилитацию и даже на оплату обучения на новую профессию, если старой в силу полученных повреждений лицо зарабатывать не может.

Для того чтобы можно было получить выплату по полису владелец ТС должен подать заявление и документы страховщику. Срок подачи установлен законом только в отношении случаев, оформление которых происходило по европротоколу, то есть в нем не участвовали сотрудники ГИБДД. Страховщик осуществит выплату компенсации, если все документы потерпевший оформит верно, а полис страхования будет действующим. Срок выплаты не может превышать 30 дней с дня подачи заявления.

Законодательное регулирование обязательного автострахования

Главным законодательным актом, регулирующим обязательное страхование, является Федеральный закон №40 от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО». В нем содержатся общие положения, порядок осуществления страхования (правила, действия при наступлении страхового случая, порядок получения возмещения и т.д.), положения о страховщиках и их профессиональных объединениях. К другим нормативным актам относятся:

  • Положение ЦБ №431-П «О Правилах ОСАГО»;
  • Положение ЦБ №432-П «О методике расчета стоимости ремонта»;
  • Постановление Правительства №1164 «О расчете суммы возмещения при причинении вреда здоровью»;
  • Гражданский кодекс (гл. 48);
  • Указание ЦБ №3384-У «О базовых тарифах и коэффициентах».

Это основные документы, на основании положений которых осуществляется обязательная страховка автомобиля. Кроме них регулирование сферы ОСАГО, в том числе контроль за исполнением обязанностей водителей и ответственности за их невыполнение, выполняют КоАП РФ, Закон «О защите прав потребителей», Федеральные законы «О полиции», «О безопасности дорожного движения», «О техосмотре».

Субъекты и объекты страхования

П.1 ст.6 закона «Об ОСАГО» и п.6 ст.4 закона «Об организации страхового дела» указывают, что объектом страхования являются имущественные интересы людей, которые связаны с риском гражданской ответственности, возникающей в силу причинения ущерба здоровью, жизни и имуществу при использовании автомобилей. Субъектами автострахования являются:

  • Страхователь;
  • Выгодоприобретатель;
  • Страховая компания;
  • Страховые агенты.

У каждого из перечисленных субъектов есть свои права и обязанности. Так, страховщики и посредники обязаны выполнять свои обязательства в рамках обязательного страхования путем заключения договоров и продажи страховых полисов по действующей лицензии. Страхователь должен понимать для чего нужен полис ОСАГО и обязан соблюдать условия договора и положения законодательных актов. В качестве страхователя может выступать как владелец транспортного средства, так и любое другое лицо (арендатор автомобиля, представитель и т.п.). Выгодоприобретателем по закону признается лицо, в пользу которого выплачивается страховое возмещение по полису ОСАГО при наступлении страхового случая.

Обязательно ли ОСАГО?

О том, обязательно или нет ОСАГО, говорится в ряде нормативных актов. Так, в Положении ЦБ №431-П сказано, что любой владелец автомобиля в течение 10 дней после его приобретения обязан купить полис. Данная страховка ТС дает право водителям беспрепятственно их использовать, не нарушая ПДД и КоАП РФ. Без полиса нельзя будет пройти техосмотр или зарегистрировать автомобиль в ГИБДД. Специально для этих случаев в законе предусмотрена возможность оформления краткосрочных полисов — на срок не более 20 дней.

Заняться оформлением полиса обязан каждый водитель автомобиля, поэтому страховая компания не имеет права отказать в заключении договора, если у нее есть действующая лицензия на оказание данной услуги. Если водитель все же получил отказ в оформлении полиса, то ему можно обратиться с жалобой к руководителю компании, в Центробанк, Роспотребнадзор или другое ведомство, имеющее полномочия для решения таких вопросов.

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник?

Страховой полис необходим каждому водителю, потому что страхует ОСАГО именно его гражданскую ответственность. В случае ДТП виновнику не придется платить компенсацию потерпевшим из своих личных средств — убытки оплатит страховая компания в рамках установленных законодательством лимитов: 400 тыс. рублей за ущерб имуществу и полмиллиона рублей за вред здоровью и в случае смерти. Если размер причиненного вреда больше данных сумм, то виновник ДТП будет обязан компенсировать недостающую сумму согласно ГК РФ.

Стоимость полиса ОСАГО по сравнению с возможными расходами на выплату возмещения ущерба потерпевшим невелика — в среднем 5 000 или 6 000 рублей. Она может быть и ниже и выше в зависимости от коэффициентов конкретного водителя транспортного средства. На стоимость полиса будет влиять как регион его регистрации, так и количество ДТП, случившихся по его вине, его возраст и стаж вождения и другие факторы.

Заключение

Таким образом, страховка на машину ОСАГО стала обязательной в России в 2003 году, до этого момента транспортное средство можно было застраховать в добровольном порядке. По полису ОСАГО страхуется не сам автомобиль, а ответственность водителя, который может стать виновником ДТП. Если у него будет действующий страховой полис, то страховая компания выплатит нанесенный виновником ущерб в пределах страховой суммы всем потерпевшим лицам.


Смотрите также