Высота газ 66


ГАЗ-66

ГАЗ-66 – популярный советский грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается наиболее массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.

Дебютные образцы машины были представлены в 1962-ом году. Грузовик позиционировали в качестве улучшенного варианта 1,2-тонного ГАЗ-62, которому была необходима замена. Также модель вытеснила и другой продукт Горьковского автозавода – ГАЗ-63, производство которого окончательно завершилось к 1968-му году.

В серию ГАЗ-66 поступил летом 1964-го года. Спустя 4 года модель обзавелась функцией регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на московской выставке современной техники. В 1967-ом году грузовик признали и за рубежом, наградив «золотом» в Лейпциге. Еще через два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.

Большой популярностью грузовик пользовался в народном хозяйстве и советской армии. Позднее его приняли на вооружение в российскую армию.

Видео о истории создания

Массовый выпуск ГАЗ-66 был прекращен в 1995-ом году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 «Садко». Окончательно производство автомобиля завершилось летом 1999-го года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965000 экземпляров ГАЗ-66.

Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в тяжелых дорожных условиях и на бездорожье. Улучшали ходовые качества большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал двух мостов и функция регулировки давления в шинах. Другой важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К минусам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора осуществлялся путем откидывания кабины. Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегружать машину было нельзя, поскольку в ее конструкции использовались одинарные рессоры.

Для отдыха в автомобиле можно было использовать брезентовую койку, применяемую по аналогии с гамаком.

Горьковский автозавод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:

  1. ГАЗ-66-1 – версия без функции настройки давления воздуха в шинах. Ее производство завершилось в 1968-ом году;
  2. ГАЗ-66А – модель с лебедкой;
  3. ГАЗ-66Б – авиадесантная модификация с откидной рамкой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
  4. ГАЗ-66Д – шасси, оборудованное коробкой отбора мощности;
  5. ГАЗ-66П – опытный седельный тягач;
  6. ГАЗ-66Э – модификация с экранированным электрооборудованием. Снята с производства в 1968-ом году;
  7. ГАЗ-66-01 – базовый вариант с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
  8. ГАЗ-66-02 – версия с лебедкой;
  9. ГАЗ-66-03 – модель с экранированным электрооборудованием;
  10. ГАЗ-66-04 – шасси с экранированным электрооборудованием;
  11. ГАЗ-66-05 – модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
  12. ГАЗ-66-11 – улучшенная базовая версия;
  13. ГАЗ-66-12 – улучшенный вариант с лебедкой;
  14. ГАЗ-66-14 – улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.

На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.

Также потребителям предлагались и специализированные варианты:

  1. АС-66 – санитарная машина;
  2. АП-2 – главный автомобиль медицинского пункта;
  3. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  4. ГЗСА-731 – фургоны «Хлеб», «Почта» и «Медикаменты»;
  5. Р-142 – командно-штабная машина;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

Технические характеристики

ГАЗ-66 благодаря необычной компоновке получился довольно компактным.

Габариты автомобиля:

  • длина – 5806 мм;
  • ширина – 2322 мм;
  • высота по кабине с полной массой – 2490 мм;
  • высота по тенту – 2520 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • колея задних колес – 1750 мм;
  • колея передних колес – 1800 мм.

Машина имеет дорожный просвет в 315 мм. Грузоподъемность модели составляет 2000 кг, а максимальная масса – 5940 кг.

Прочие характеристики автомобиля:

  • глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • минимальный радиус поворота – 9,5 м;
  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 30 сек;
  • тормозной пусть при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • выбег с 50 км/час – 500 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.

В сравнении с предыдущими версиями модель стала более устойчивой. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и брод, показывая себя как настоящий вездеходный грузовик.

Расход Топлива

При скорости 60 км/час показатель расхода топлива у ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве горючего для автомобиля используется бензин А-72, A-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели равняется 210 л.

Двигатель

ГАЗ-66 комплектовался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (производитель – Заволжский моторный завод). По многим параметром он был схож с предшественниками, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.

Характеристики мотора «ЗМЗ-66-06»:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.

В 90-х появились версии с дизельным ДВС «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм. Данные модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автозавод начал выпуск дизельных моделей с мотором «ГАЗ-5441» с турбонаддувом. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность в 116 л.с.

Фото

Устройство

ГАЗ-66 применялся не только для военных нужд. В строительстве, горном деле и при добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкая линейка модификаций, построенных на базовой версии, заметно увеличивала сферу применения автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельскохозяйственной отрасли.

Базовые версии модели оборудовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Дополнительно его закрывали тентом.

ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В ней располагались два унифицированных кресла – водительское и пассажирское. Салон предусматривал организацию спального места. Внутреннее пространство отличалось лаконичностью. В зимнее время в кабине было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.

Автомобиль оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, которая отличалась нестандартным расположением. Ее установили сзади и справа от водителя. В состав трансмиссии также входили сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шариковыми шарнирами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Раздаточная коробка, установленная на автомобиле, помогала усиливать крутящий момент, а также распределять его на задний и передний мосты. В некоторых модификациях модели предусматривался механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:

  • ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи;
  • промежуточный вал с зубчатыми колесами;
  • вал привода заднего моста;
  • управляющий механизм;
  • вал привода переднего моста.

Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось посредством коробки отбора мощности. По своим параметрам она значительно превосходила электрический вариант. Длина троса равнялась 50 метрам, а тяговая нагрузка составляла 3,5 тонны.

Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации

Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999-ом году, но в продаже и сейчас присутствует немало автомобилей данной модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних годов выпуска с КУНГами доступны по цене от 400000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250000 рублей. При этом на рынке присутствует и более дешевые варианты (70000-100000 рублей). Однако их состояние оставляет желать лучшего.

Аренда автомобиля популярностью не пользуется.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.

Военный Газ-66, технические характеристики и устройство самосвала на дизеле и бензине, размеры машины, обзор двигателя и кабины

29.04.2019

Конструкция Газ-66 нашла одобрение со стороны многочисленных любителей езды по бездорожью. Этот грузовик обладает невероятной проходимостью: способен передвигаться по полному бездорожью и пересекать водные преграды, глубиной до 0,8 метров.

История создания

Разработка автомобиля началась в 60х годах прошлого столетия. В процессе проектирования было две выдающихся личности: сначала — Заворотный, а затем его сменил Образцов. Работами руководил Просвирин. За основу грузовика был взят Газ-62, который был выпущен в 1958 году.

В основу нового грузовика легли множественные уникальные конструкционные решения. Двигатель Газ-66 — 8-цилиндровый V-образный, в Советском Союзе его использовали впервые. Кабина располагалась над силовой установкой. Это позволило увеличить объём грузовой платформы, сохранив нужную длину.

«Запаску» вертикально поместили за кабиной. Такое простое решение позволило опустить грузовую платформу. Остальные нововведения не носят глобального характера: появление гидроусилителя, гипоидная передача и т.д.

Опытная серия появилась в 1963 году, которая прошла ряд заводских испытаний. В 1964 году началось серийное производство. Газ-66 самосвал надёжный, его производство продолжалось в течение 35 лет. За это время транспорт успел получить множество наград.

Устройство Газ-66

Советский грузовик имеет рамную конструкцию. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается полным приводом. В 1968 году в устройство машины была внедрена система централизованного регулирования давления в шинах.

Кузов сделан из металла. По бокам установлены борта, задний борт можно откидывать. Внутри кузова установлены откидные скамейки. При необходимости можно установить тент.

Газ-66 самосвал имеет металлическую кабину, рассчитанную на два сидячих места. На случай дальних поездок можно установить подвесную кровать. Под кабиной размещён двигатель. Доступ к нему можно получить, откинув кабину. Для запуска после простая на морозе используется встроенная подогревательная система.

Коробка Газ-66 имеет четыре ступени, синхронизация осуществляется между 3 и 4 передачами. Раздаточная коробка имеет две передачи. Сцепление сделано по однодисковому типу, для комфортной работы установлен гидропривод.

Барабанный рабочий тормозной механизм имеет гидропривод и вакуумный усилитель — такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз распространяется на все колёса грузовика. Лебёдка Газ-66 встречается на некоторых версиях транспорта, её применяют во многих областях.

Газ 66: технические характеристики

Двигатель Газ-66 имеет 8 цилиндров и 115 лошадиных сил, способен развивать до 3500 оборотов в минуту. Мощности хватает для езды в самых суровых условиях. Работу обеспечивает бензин АИ-76 или АИ-80. Газ-66 дизель можно встретить редко, таких автомобилей было выпущено мало.

Грузовик разгоняется до 90 километров в час. Можно самостоятельно снять ограничитель скорости, тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час. Специалисты не рекомендуют проводить подобные действия, так как рабочий ресурс мотора существенно сокращается.

Изначально транспорт разрабатывался для езды по бездорожью. Все технические характеристики соответствуют езде по таким дорогам. Расход топлива Газ-66 составляет 20-25 литров на 100 километров, всего на Газ-66 дизель и бензине есть два бака на 105 литров. Полный бак обеспечивает ход на 800 километров.

Конструкция мостов

Задний мост

Конструкция заднего моста Газ-66 представлена следующими деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси и два цапфа. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальную скорость вращения колёс для того или иного дорожного покрытия.

Редуктор Газ-66 состоит из корпуса, шестерни главной передачи, сборного дифференциала и подшипников.

Передний мост

Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади, но вместо полуосей здесь работают шарниры равных угловых скоростей.

Уход за мостами

Чтобы мосты проработали много тысяч километров без поломок, необходимо проделывать следующие процедуры:

  • Проверка наличия и качества масла в картере;
  • Смазывание шарниров равных угловых скоростей;
  • Контроль затяжек узлов и соединений;
  • Контроль протекания мазлов из узлов.

При эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования менять масло в мостах рекомендуется раз в 50-70 тысяч километров. Если машина используется для передвижения по бездорожным условиям, менять масло нужно чаще. После пересечения глубоких водных преград рекомендуется менять масло при первой же возможности: в случае негерметичности мостов вода смешается с маслом.

Передний мост вмещает 7,7 литров масла, задний — 6,4 литров. По центру картеров находится отверстие, через которое сливают старую смесь. Заправка маслом происходит через контрольное отверстие, которое находится сбоку на редукторе. Для заправки используют шприц. Заполняют до тех пор, пока из отверстия не начнёт выливаться масло.

Управляемость автомобиля

Передвижение по полному бездорожью возможно благодаря приводу на обе оси и использование самоблокирующихся дифференциалов. Дорожный просвет — 31,5 сантиметр, благодаря нему можно преодолевать преграды внушительных размеров, включая броды и не большие речки. Система автоматического регулирования давления в шинах устанавливает оптимальное значение под дорожное покрытие.

За торможение отвечает гидравлический механизм с вакуумным усилителем. Такое оснащение не позволяет тормозить при выключенном моторе, поэтому двигаться со спуска накатом для экономии топлива не получится. Удобное управление обеспечено гидроусилителем руля.

Газ-66 самосвал имеет отличную балансировку: вся нагрузка распределена на обе оси одинаково. При прыжках с небольших трамплинов и возвышенности машина приземляется сразу на все колёса, поэтому её обширно применяют в военной отрасли.

Версии и применение в армии

Конструкция Газ-66 делает транспорт универсальным. Он передвигается по любым дорогам, может перевозить как простой груз, так и людей. На базе стандартной модификации было построено множество других: для строительной и военной отрасли. За всё время производства было выпущено около миллиона автомобилей.

Грузовику нашли применение в авиации: на некоторых аэродромах его используют для передвижения самолётов. На некоторых тяжёлых крейсерах его используют для транспортировки груза по кораблю. Главной особенностью является использование в авиации. Сбалансированный центр тяжести и приземление на все колёса сразу позволяют десантировать грузовик с самолёта на любую территорию.

В конструкцию стандартного транспорта были внесены изменения в 80-х годах. Тогда был улучшен двигатель, изменена тормозная система и установлена новая световая оптика. Первая партия обновлённых самосвалов сошла с конвейера в 1985 году. Производство было остановлено в 1999 году, но и по сей день совершается производство ограниченных партий по государственным заказам.

Какой можно сделать вывод?

Газ-66 — универсальный автомобиль, который может передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. Грузовик можно использовать для транспортировки различных грузов и людей. В данный момент производство приостановлено, приобрести самосвал можно только на вторичном рынке. Цена колеблется в районе от 70 до 200 тысяч рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Легенда СССР ГАЗ-66 — Сообщество «Военно-Техническое Общество» на DRIVE2

2 ноября 1963 года на Горьковском автозаводе изготовлена опытно-промышленная партия грузового вездехода ГАЗ-66. История «шестьдесят шестого» подтверждает известную мысль о том, что большие удачи всегда соседствуют с крупными неудачами.Вот как это было:В то время Горьковский автомобильный завод успешно завершил государственные испытания ГАЗ-62 — авиадесантного полноприводного вездехода грузоподъемностью 1,1 т, рассчитанного на перевозку 12 человек и буксировку прицепа массой 1 т. Казалось, судьба «шестьдесят второго» решена. Он даже попал в известный справочник «Отечественные автомобили» В.И.Анохина, предназначавшийся начальникам автохозяйств.

Однако завод смог выпустить всего 69 вездеходов ГАЗ-62. Основной заказчик — Министерство обороны — отказался от машины. Изменения связывали со сменой главкома Сухопутных войск. В 1960 году на эту должность назначили Василия Ивановича Чуйкова, маршала с богатейшим боевым опытом. Впрочем, ГАЗ-62 всего лишь повторил судьбу другой техники, принимаемой на снабжение армии. Эти годы в истории нашей страны оказались щедры на всяческие перемены. Достаточно сказать, что в 1959 году легендарного командующего ВДВ В.Ф.Маргелова сняли с этой должности, а в 1961-м — назначили вновь. Логика военных, как известно, отличается от логики штатских прежде всего тем, что учитывает факторы, скрытые от непосвященных. Армия, в том числе и Воздушно-десантные войска предпочли «шестьдесят второму» более вместительный грузовик прежде всего потому, что к тому времени появились новые средства доставки — вместительные военно-транспортные самолеты и вертолеты, грузоподъемные парашютно-десантные платформы.

Горьковский автомобильный завод планировал широкое семейство грузовых автомобилей с кабиной над двигателем. Среди прочих разрабатывался и полноприводный грузовик ГАЗ-68 с двигателем V8 для народного хозяйства (ведущий конструктор Ростислав Григорьевич Заворотный). На нем-то после фиаско с ГАЗ-62 и сконцентрировали внимание. Автомобилю присвоили индекс 66, до этого использовавшийся на опытном полноприводном грузовом автомобиле капотной компоновки. ГАЗ-66 внешне напоминал слегка увеличенный в размерах ГАЗ-62, с которым создавался в одно и тоже время.Было и немало общего в конструкции машин — гипоидные главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, рулевое управление в виде пары глобоидальный червяк — трехгребневой ролик, трехходовая четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Когда военные заказали аэротранспортабельную модификацию ГАЗ-66, на нее установили кабину от ГАЗ-62 со складным матерчатым верхом.

Цельнометаллическая кабина, которую получили в 1958-1959 годах прототипы ГАЗ-66, отличалась панорамным остеклением с гнутыми боковыми секциями лобового стекла. В процессе подготовки к производству форму кабины немного изменят. Это, однако, не изменит главного. Обычная кабина сваривается из крупных штампованных деталей, которые придают ей жесткость. Но кабину ГАЗ-66 создавали с таким расчетом, чтобы вместо цельнометаллической верхней части мог устанавливаться легкий верх. И тут обычные подходы не годились. Каркас кабины ГАЗ-66 сварили из стержней коробчатого и уголкового профиля, а сверху облицевали штампованными листовыми панелями толщиной 0,5-3 мм. Все помпотехи страны проклинали такую конструкцию, поскольку при сколь-нибудь заметном повреждении (что в парках не редкость) ее ремонт оборачивался настоящей головной болью.Опять же, брала верх логика основного заказчика. Ради переброски автомобиля по воздуху жертвовали многим. Никто не задумывался над тем, как водитель вылезет из кабины после того, как загонит автомобиль в чрево воздушного судна. В жертву компактности приносилось удобство управления — к рычагам переключения передач, подключения переднего моста и демультипликатора приходилось тянуться далеко назад. Зато конструкция рассчитывалась, чтобы выдерживать перегрузку до 9g и скорость приземления 10 м/с во время парашютирования на специальной платформе. Такие платформы разрабатывало ОКБ завода № 468 «Универсал» под руководством главного конструктора А.И.Привалова. Смежники резко высказались по горьковской кабине. Их, в частности, не устроило, что в сложенном состоянии лобовое стекло, тент и части дверей могли зацепиться за парашютные стренги и повредиться. В результате конструирование авиадесантного варианта передали на Опытный завод № 38 МО в город Бронницы, а выпуск серийных ГАЗ-66Б поручили одному из ремонтных заводов Минобороны.

Впрочем, с принятием на вооружение новых типов воздушных судов, таких как ИЛ-76, необходимость жесткого соблюдения габарита отпадет. Затратное производство «низкосилуэтных» ГАЗ-66Б завершится, и в ВДВ начнут поступать грузовики с нормальной кабиной.Было и немало общего в конструкции машин — гипоидные главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, рулевое управление в виде пары глобоидальный червяк — трехгребневой ролик, трехходовая четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Когда военные заказали аэротранспортабельную модификацию ГАЗ-66, на нее установили кабину от ГАЗ-62 со складным матерчатым верхом.

При той же базе, что и ГАЗ-63, «шестьдесят шестой» получился на 226 мм короче. Хотя его кузов был значительно длиннее — 3330 против 2940 мм. Кузов представлял собой цельнометаллическую универсальную грузовую платформу. Ее решетчатые борта откидывались, становясь лавками для 18 бойцов.

На фоне ГАЗ-63 «шестьдесят шестой» представлял значительный шаг вперед. Взамен составной балки моста применили цельную конструкцию типа «банджо», не литую, как на ГАЗ-63, а штампованную и потому более легкую. Удалось добиться половинного распределения веса по осям, что необычно для автомобилей с компоновкой «кабина над двигателем». Поскольку оба моста ГАЗ-66 нагружены примерно одинаково, в передней и задней подвески применили одинаковые по конструкции и устройству рессоры.

В качестве межколесных дифференциалов в автомобиле использовали самоблокирующийся механизм кулачкового (или сухарного) типа. Впервые о «бессателлитных дифференциалах самотормозящего типа» говорили еще на знаменитом совещании в феврале 1943 года, когда определяли развитие автомобилестроения на все послевоенные годы. Таким способом повышали проходимость своих вездеходов немцы. Устройство привлекло тем, что не требовало участия водителя, а, кроме того, отличалось компактностью и повышенной прочностью. Изучив трофейную технику, а позднее — и проведя ряд совместных с немецкими инженерами научно-исследовательских работ, советские конструкторы существенно улучшили кулачковый дифференциал. В частности, избавились от такого его недостатка, как неодинаковость коэффициентов блокировки при запаздывании одной и другой полуосей. Для этого в дифференциале конструкции ГАЗ сухари (выполняющие роль сателлитов) разместили в два ряда. К слову, по этому узлу ГАЗ-66 был унифицирован с колесной бронетехникой, выпускаемой Горьковским автозаводом.Первая партия грузовых автомобилей ГАЗ-66 была выпущена в качестве подарка XIII съезду советских профсоюзов. Настоящее производство началось с 1 июля 1964 года. «Шестьдесят шестому» предстояло вытеснить на конвейере ГАЗ-63. Происходило это постепенно. За это время вездеход избавляли от многочисленных «детских болезней». В 1968 году все без исключения «шестьдесят шестые» стали, наконец, оснащаться централизованной системой регулирования давления в шинах (от 2,8 до 0,5 кгс/см2). До этого времени такой системой могли похвастать только автомобили с лебедкой — ГАЗ-66А и ГАЗ-66АЭ (с экранированным электрооборудованием). На базовом шасси ГАЗ-66-01 и его модификациях устанавливалось свыше сотни образцов вооружения и военной техники, в том числе такой экзотической как 12-ствольная реактивная система залпового огня БМ-21В. Одной же из наиболее известных модификаций была машина с кузовом-фургоном К-66, ошибочно именуемым КУНГом.

В 1970 году первым из автомобилей ГАЗ-66 получил введенный в 1967 году государственный Знак качества — вписанную в пятиугольник букву «К». Она была повернута таким образом, что напоминала силуэт рабочего, гордо вознесшего над головой слово СССР. В народе этот символ трактовали с иронией «сделал, как смог». Даже под строгим оком военной приемки качество оставляло желать лучшего. Так, в отчете о контрольных испытаниях ГАЗ-66 на полигоне НИИИ-21 МО была зафиксирована анекдотичная «течь ржавчины из-под Знака качества»!

Кабина в целом и место водителя в частности имеет ряд нареканий в вопросах свободного пространства и удобства эксплуатации автомобиля. Так, например, изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач.До 90-х годов ГАЗ-66 обширно использовался и входил в состав регулярных боевых частей, в том числе и в Афганистане. Из-за опасного в случае подрыва на мине расположения водителя и пассажиров прямо над двигателем, грузовик был постепенно снят с использования.Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999 году. Последние модификации вместе с военным заказом лишились и универсального кузова, сменив его на бортовую платформу с ровным настилом.

Всего выпустили 965626 экземпляров разных модификаций ГАЗ-66.

Необходимость обеспечить обзорность в «слепых зонах» подтолкнула дизайнера Льва Еремеева дополнить лобовое стекло прототипа ГАЗ-66 гнутыми боковыми секциями. 1958 год. В серии их заменят более практичными плоскими форточками.

Опытный полноприводный грузовик, первоначально получивший индекс ГАЗ-66, 1956 год. В этом автомобиле постарались искоренить главный недостаток серийного ГАЗ-63 — малую поперечную устойчивость из-за слишком узкой колеи.

Аэротранспортабельный ГАЗ-62 проходил сравнительные испытания с Mercedes-Benz Unimog S.

Опытный образец авиадесантного ГАЗ-66 с кабиной от ГАЗ-62 и мостами с системой регулирования давления воздуха в шинах (мосты унифицированы с БРДМ-2), 1959 год.

Один из двух экспериментальных гусеничных вездеходов-«конверсий» ГАЗ-66 с движителем С.С. Неждановского во время испытаний в феврале-марте 1961 года на базе в Березниках, на северном Урале.

Каркасно-панельная кабина ГАЗ-66 изначально проектировалась, как открытая.

Предсерийный образец ГАЗ-66Б для Воздушно-десантных войск, 1966 год. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО № 38 от 2 марта 1966 года. Кабина автомобиля уже видоизменена — «верхнюю губу» над решеткой радиатора спрямили.

Самоблокирующийся кулачковый дифференциал ГАЗ-66 с двумя рядами сухарей-сателлитов.

Автопоезд в составе седельного тягача ГАЗ-66 и активного полуприцепа 1-ПП-4 грузоподъемностью 4 т проходит проверку Каракумами, 1961 год. Подобные «сцепки» создавались, например, под перевозку ракетных выстрелов. В производство автопоезд не поступил.

Облегченная БМ-12В «Град-В» создавалась для задач ВДВ. Принята на вооружение 20 сентября 1967 года. Установка стреляет снарядами калибром 122 мм на дальность до 20 км.

Экспериментальный четырехосный плавающий автомобиль ГАЗ-44 преодолевает водную преграду с ГАЗ-66 в кузове. У «шишиги» открыты форточки лобового стекла. 1972 год.

Роторный снегоуборочный агрегат УП-66.

ГАЗ-66 Легендарный автомобиль — Сообщество «Ретро-автомобили СССР» на DRIVE2

ГАЗ-66 (в просторечии «шишига», «шишарик») — советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик в Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-1990-е годы.

Конструктор машины — А. Д. Просвирнин.

ИсторияПервые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). В 1966 году удостоен Золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен Золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, принят на вооружение в Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ.

В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко». Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965.941 автомобилей семейства ГАЗ-66.

ОписаниеГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующимся дифференциалом заднего моста, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.

Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказалось смертельно опасно для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.

Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66-11Тип Двухосный грузовой автомобильГрузоподъёмность 2000[1] кгРазрешенная максимальная масса 5940 кгдлина 5806 мм (с лебёдкой)ширина 2322 ммвысота по тенту без нагрузки 2520 ммвысота по кабине с полной массой 2490 ммколёсная база 3300 ммдорожный просвет 315 ммКолея передних колес 1800 ммКолея задних колес 1750 ммРадиус поворота 9,5 мГлубина преодолеваемого брода (по дну) 0,8 м[1].Двигатель ЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждениемрабочий объём 4254 см³мощность 120 л.сКПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачахРаздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостомпривод задний или полныйколёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; Шины 12,00-18Давление в шинах 0,5-3 кг/сммаксимальная скорость с полной массой 90 км/чёмкость топливных баков 210 лконтрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 20марка топлива А-72, A-76, АИ-80Ёмкость АКБ 75 А·ч

Ток отдачи генератора 85 А

Газ 66: технические характеристики - расход топлива на 100 км, кунг автомобиля, применение дизеля, езда по бездорожью

Проблема бездорожья в российском автопроме, связанном с военной сферой, стояла очень остро. Начиная с первых массовых образцов, автомобили готовили к тяжелым условиям российских трасс. Долгий путь отмечен десятками разновидностей транспорта. Среди них есть настоящие легенды, имена, ставшие нарицательными. ГАЗ-66, или «Шишига», по праву входит в первую пятерку таких машин.

Создаваемая для армии, несмотря на недостатки, она моментально стала универсальным транспортом для целых отраслей жизнедеятельности и хозяйства. Несмотря на завершение производства, Шишига до сих пор служит верой и правдой.

Создание легенды

Развитие вооруженных сил СССР в послевоенное время связано со взлетом роли воздушно-десантных войск. Изменившаяся стратегия и тактика ведения войны потребовала от крылатой пехоты не только мужества, которого и так было в избытке, но и специальной техники и вооружения.

В середине 1950-х для ВДВ началась разработка техники, приспособленной для десантирования с воздуха. Кроме танков и САУ необходимы командно-штабные машины, так же повышенной проходимости. Для решения этих задач специалисты ГАЗа, под руководством легендарного Александра Дмитриевича Просвирнина, начали разработку нового грузового автомобиля.

Путь машины от учебного полигона до широкого применения был тернист.

Удачные предсерийные образцы 1950-х отложили в долгий ящик. Причина отсутствие возможности серийно выпускать необходимые двигатели.

Но как только Заволжский моторный завод стал производить необходимые конструкции моторов, образец будущего ГАЗ-66 был доработан до серийного и пущен на конвейер.

Но сначала эту машину оценили пограничники, так как протяжённость сухопутной границы СССР, мягко говоря, была достаточно велика, то ПВ КГБ СССР требовалась надёжная и проходимая техника. Одним из образцов и стал ГАЗ-66.

Новый вид транспорта тут же получил несколько серьезных наград союзного и международного уровня. Но работы по улучшению этой машины не остановились. Вплоть до 1990-х годов в силу вступали новые виды и новые модели «Шестьдесят шестой».

Конструкция «Шишиги»

В конструкции нового многоцелевого автомобиля были заложены лучшие на тот момент технические задумки. Двигатель карбюраторного типа. 8 цилиндров потребляют топливо марки АИ-76 или АИ-80. Имеются варианты, рассчитанные на дизельное топливо, но их немного.

За счет V-образного двигателя достигалась небольшой размер конструкции.

Мощность мотора 120 лошадей, а вес 262 килограмма. Для холодов разработана система предварительного подогрева двигателя.

Гидравлическая система тормозов на ГАЗ-66 оснащена вакуумным усилителем и является высоконадежной, однако же, отсутствует возможность двигаться накатом при выключенном двигателе. Рулевая система оборудована гидроусилителем. Это дает возможность лучше управлять шестьдесят шестой на любых сложных трассах.

Коробка передач имеет 4 фазы. 3 и 4 скорости синхронизированы. При движении по крутым склонам можно использовать понижающий делитель. При движении по хорошему дорожному покрытию шофер может отключить передний мост. Отказ от полного привода позволяет экономить топливо. Тормоза барабанного типа. Ручник действует на все колеса.

Кабина расположена над колесами и силовым агрегатом.

В ней два кресла, для водителя и старшего машины. При необходимости имеется крепление для подвешивания гамака. Доступ к двигателю так же через кабину, её нужно откинуть вперёд для лучшего доступа к мотору.

Сама конструкция кабины знаменита своим отсутствием комфорта. Высокая посадка также позволяет набить на неровной дороге кучу шишек неопытному или высокому водителю.

Отдельно стоит упомянуть о десантируемом варианте ГАЗ-66Б, с брезентовым складным верхом кабины, эта машина могла быть десантирована вместе с десантными подразделениями парашютным способом. Десантирование осуществлялось с Ил-76, при этом сам автомобиль крепился на платформе типа ПП-128-00-5000, оснащённой парашютной системой.

На базе ГАЗ-66Б были выпущены машины для транспортировки солдат, а также укороченные системы РСЗО типа «Град», сама техника применялась для транспортировки буксируемых орудий.

Принятие её на вооружение значительно повысило мобильность десантных подразделений после высадки.

Несколько ограничивало её применение только масса буксируемых артиллерийских систем, с совершенствованием вооружения, масса возрастала. По этой причине ГАЗ-66Б на вооружении продержался достаточно недолго.

Кузов зависит от типа машины. Устанавливали деревянную площадку, тент, цистерны. Особой популярностью по сей день пользуется КУНГ (Кузов Унифицированный Герметизированный).

Применение автомобиля

Начиная с момента схода с конвейера, ГАЗ-66 нашла множество поклонников среди рабочего и военного народа. ВДВ получила превосходную по проходимости машину. Благодаря балансу она не заваливалась после приземления при десантировании. Командно-штабная машина (КШМ), необходимая при проведении крупных десантных операций была получена.

Правда, дальнейшая военная судьба «шестьдесят шестой» не сложилась. В боевой обстановке быстро выяснилось, что наезд на мину означал потерю водителя.

Именно по этой причине ГАЗ-66 не пользовался популярностью в ОКСВА, в условиях минной войны на дорогах автомобиль показал полную несостоятельность.

Постепенно от «шишиги» отказываются, но для военных она осталась легендой.

Проходимость производила впечатление не только на американцев, но даже на видавших виды наших солдат и офицеров. Особенно ценима была система регулирования давления в шинах, столь необходимая в армейской среде.

Огромное значение имела «шестьдесят шестая» для народного хозяйства. В какой-бы сложной обстановке не велись работы, туда могла добраться именно эта машина. Установленная лебедка делала проходимость машины еще выше.

Главным минусом был бензиновый двигатель, кушавший 24 литра на 100 километров. Водители поймут, что это приблизительные цифры, склонные к увеличению.

Модификации модели

Автомобиль имел громадное количество модификаций. Начиная с 1960-х вплоть до конца выпуска, на базе ГАЗ-66 созданы следующие модели:

  • ГАЗ-66-02, оснащенный лебедкой;
  • ГАЗ-66-03, с защитой от помех;
  • ГАЗ-66-11, с двигателем на 120 лошадей;
  • ГАЗ-66-30, с платформой для самосвала;
  • ГАЗ-66-40, с турбодизельным двигателем;
  • ГАЗ-66-91, экспортная марка для тропиков;
  • ГАЗ-66-92, приспособленный для суровых условий севера.

Это далеко не полный список вариаций ГАЗ-66, автомобиля-легенды. Эксперименты с компоновкой, двигателем, разными типами кузовов не прекращалась на протяжении всего выпуска. Наработанный опыт пригодился при создании автомобиля «Садко», заменившего «Шишигу» в начале 2000-х.

След в культуре

Газ-66 является одной из легенд советского автопрома. Немногие машины могут похвастаться такой популярностью в среде военных, геологов, вахтовиков и тех, кто по долгу службы или работы обязан бороться с бездорожьем и жить в полевых условиях.

Лучший показатель популярности – рейтинг запросов на автомобильных рынках, где «Шишига» пользуется постоянным спросом.

Большую роль, к сожалению, играет цена на топливо. Как отмечалось, машина прожорлива. Из-за этого ее не спасли ни прекрасная проходимость, ни комфорт КУНГа.

Видео

ГАЗ-66 "Шишига"

Статья опубликована 24.08.2014 04:46 Последняя правка произведена 24.08.2014 05:31 ГАЗ-66

В 1968 году Горьковский завод сменяет 63-ю модель на 66-у. Этому предшествовала целая череда событий. В середине 60-х проходят испытания ГАЗ-62, близкого по форме и содержанию к ленд-лизовскому Dodge ¾. Впрочем, еще больше он напоминал располневшего «Козлика», ГАЗ-69.

Общемировые конструкторские тенденции заставили разработчиков перейти на бескапотную схему. Это позволяло, при той же колесной базе, удлинить грузовую платформу. Теперь на ней удавалось перевозить не 750 кг, а 1200 килограммов. ГАЗ-62 был революционным автомобилем: рессоры переменной жесткости, герметизированные тормозные барабаны, обдув лобового стекла. Кроме того, впервые в мире, была внедрена так называемая форкамерно-факельная система зажигания.

Суть такой системы зажигания в следующем: в традиционном бензиновом моторе поджигает топливную смесь непосредственно в рабочем цилиндре, при форкамерной схеме, возгорание происходит сперва в отдельном, вспомогательном объеме, а образовавшийся огненный факел инициирует вспышку в основном цилиндре. Такая конструкция ощутимо повышает мощность мотора и значительно снижает расход бензина.

ГАЗ-66 и ГАЗ-62

Машина пошла в серию и выпускалась почти 2 года. Армию она, в общем и целом, устраивала, но были претензии к недостаточной грузоподъемности. Говоря проще – «Сделайте нам такую же, но только покрупнее». Пожалуй, лишь только настоящий специалист сможет отличить модель ГАЗ-62 от ее старшего собрата ГАЗ-66.

Армейские шоферы окрестили автомобиль «Шишига», видимо, потому что при быстром произнесении, 66-я сливалась в один звук. Всем была хороша эта машина, даже по сравнению со своим старшем, вполне заслуженным, одноклассником ГАЗ-63 – небо и земля. Развиваемая скорость больше на 20 км, проходимость и управляемость на порядок выше. За счет низкого центра тяжести, возросла устойчивость на склонах. Что же говорить об омывателе ветрового стекла – эта опция только стала появляться на легковых автомобилях.

Не обошлось и без минусов. Расположение коробки передач было очень неудобным – за спиной водителя. А еще, расположение сидений – прямо над передней осью. В общем, шоферу приходилось не сладко, но в конце концов – это же армия, а не санаторий.

ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, получившим в 1969 году знак качества СССР – вполне заслуженно. Не было, пожалуй, в советской армии ни одной части, где бы обошлись без этого вездехода. Он возил солдат и горючее, ремонтные мастерские и мобильные госпитали. Встречались и уникальные модификации в виде спиртозаправщиков. 50-ти процентным водяным раствором заправлялись системы охлаждения сверхзвуковых перехватчиков.

ГАЗ-66 ВДВ

ГАЗ-66 умел прыгать с парашютом, для войск ВДВ выпускался специальный вариант с брезентовой кабиной и откидным лобовым стеклом. Но в ВДВ использовались и стандартные машины.

35 лет ГАЗ-66 продержался на конвейере, попытка поменять его на другой безкапотник с дизелем не увенчалась успехом. Слишком высокими были затраты на переналадку оборудования. И все таки в 2001 году, на смену 66-му пришел ГАЗ-33097 «Садко». Почему же пришел возврат к исходной схеме, мотор перед кабиной? Афганский опыт показал, что водители капотных машин менее уязвимы при подрыве на мине. Здесь, основной поток смертоносной энергии приходится на двигатель, а в 66-ой огонь на себя принимал экипаж. Еще, на «Шишигу» точили зуб ремонтники, без автогена чинить ее цельносварную кабину было невозможно. Другое дело «Садко» - отвинтил помятое крыло и поставил другое. Что же касается проходимости, то у нового ГАЗ-а она оказалась даже выше. Почему? У автомобильной промышленности есть свои загадки.

Модификации ГАЗ-66

ГАЗ-66-1 (1964—1968) — первая модель без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкой ГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6×6 ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой ветрового стекла ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности ГАЗ-66П — седельный тягач (опытный) ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкой ГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкой ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой ГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с двигателем ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса — односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двойными шинами заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т. ГАЗ-66-31 — шасси для самосвалов ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544 ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441 ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов

Экспортные

ГАЗ-66-51 (1968—1985)

ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкой ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом ГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом

Специализированные

АП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.

АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых. ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях. ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты». МЗ-66 — маслозаправщик. Р-142 — командно-штабная машина 3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике. 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники. ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск). ГАЗ-КАЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка — Бишкек, Киргизия).

Автобусы

НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы (на шасси устанавливался комфортабельный кузов с креслами для пассажиров).

АПП-66 — автобус повышенной проходимости, шины с регулировкой давления. Выпускался 172 Центральным автомобильным ремонтным заводом только для нужд Министерства обороны СССР. До 1987 г. выпущено около 8 000 экз. ПАЗ-3201, полноприводный вариант ПАЗ-672. ПАЗ-3206, полноприводный вариант ПАЗ-3205.

Технические характеристики ГАЗ-66-11:

ТипДвухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность4 000 кг
Разрешенная максимальная масса5 940 кг
Длина5 806 мм (с лебёдкой)
Ширина2 322 мм
Высота по тенту без нагрузки2 520 мм
Высота по кабине с полной массой2 490 мм
Колёсная база3 300 мм
Дорожный просвет315 мм
Колея передних колес1 800 мм
Колея задних колес1 750 мм
Радиус поворота9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну)0,8 м
ДвигательЗМЗ-66-06 восьмицилиндровый четырёхтактный,с жидкостным охлаждением
Рабочий объём4 254 см3
Мощность120 л.с.
КППмеханическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробкаС понижающей передачей и отключаемым передним мостом
Приводзадний или полный
Колёсаспециальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; шины 12,00-18
Давление в шинах0,5-3 кг/см2
Максимальная скорость с полной массой90 км/ч
Ёмкость топливных баков210 л
Контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч20
Марка топливабензин А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ75 А·ч
Максимальный ток автомобильного генератора85 А


Смотрите также