Ягуар е тип
Возобновлён выпуск культового родстера Jaguar E-type — ДРАЙВ

Для шести товарных «старых-новых» родстеров Lightweight E-type будут использованы зарезервированные ещё в 1960-х, но не использованные компанией номера шасси. А пока британцы построили тестовый прототип Car Zero, не предназначенный для продажи.
И не важно, на что вы копили, потому что придётся потратиться на E-type. Модель Lightweight E-type, облегчённая версия легендарного «и-тайпа», появившаяся в 1963 году, — снова в строю. Полвека назад компания заявляла, что в рамках проекта Special GT E-type построит лимитированную партию из 18 ультралёгких родстеров, но создала только дюжину. Из них дожили до наших дней одиннадцать, и стоят они миллионы. Теперь отделение Jaguar Heritage в кооперации со специалистами JLR Special Operations намерено выполнить давнее обещание и достроить недостающие шесть экземпляров.
«Новый» Lightweight E-type практически полностью повторяет свою последнюю оригинальную версию — родстер со съёмным жёстким (тоже из «крылатого металла») верхом в спецификации 1964 года (на фото). Даже для создания кузова инженеры применили не современные алюминиевые сплавы, а аналогичные использованным полвека назад. Аутентичны и способы соединения алюминиевых силового каркаса и наружных панелей.
Современный E-type не назовёшь просто репликой. Это именно возобновление выпуска. Линии кузова воспроизводят оригинал с точностью до доли миллиметра. Для этого один исторический экземпляр британцы отсканировали, а далее координаты половинки кузова были зеркально отражены для обеспечения полной симметрии. По этим цифровым моделям воспроизводились детали.
Длина автомобиля — 4453 мм, ширина — 1700, высота — 1181 мм. Колёсная база — 2440 мм. Перед нами уже современный образец. Снаряжённая масса равна 1000 кг и вполне близка к показателю исторического прообраза. Для сравнения, обычное стальное купе E-type первой серии, в зависимости от модификации, весило 1256–1402 кг. Из этой разницы 114 кг относятся к алюминиевому кузову.
В салоне использована кожа Connolly. Она обработана по методике 1960-х и покрывает алюминиевые сиденья-ковши и центральную консоль. В соответствии с исторической правдой установлены рулевое колесо с деревянным ободом и регулируемой колонкой, алюминиевые рукоятки коробки передач и стояночного тормоза. Для внутренней отделки доступны семь цветов, для кузова — один из шести, аналогичных колерам 1960-х. При желании клиент может выйти за пределы рекомендованной палитры.
Начинка Ягуара E-type соответствует оригиналу: от впрысковой «шестёрки» до независимой подвески, от дисковых тормозов без усилителя до магниевых колёсных дисков. О подвеске стоит сказать подробнее. Спереди установлена конструкция на двойных поперечных рычагах и торсионах, а сзади — независимая система на поперечных рычагах и пружинах, в которой роль верхних рычагов выполняют ведущие полуоси. Это была революционная новация, появившаяся в 1961 году. Такая схема задней подвески в разных вариантах продержалась на Ягуарах и Астонах аж до 2006 года.
Рядная шестёрка 3.8 воспроизводит оригинал полувековой давности. На тестовом образце Car Zero установлена механическая система впрыска Lucas, но, как и 50 лет назад, она опциональна. По умолчанию на реинкарнированном «и-тайпе» будут стоять три карбюратора Weber. Максимальные мощность и крутящий момент равны 345 л.с. и 380 Н•м.
Коробка передач — четырёхступенчатая «механика» Jaguar со сближенными передаточными числами. (Передаточное отношение в главной передаче можно выбрать.) Венчает трансмиссию дифференциал повышенного трения Powr-Lok.
Родстер Lightweight E-type будет сертифицирован для участия в гонках исторических спорткаров по правилам FIA (как и недавно возрождённый родстер Lister Jaguar Knobbly 1958 года). Каждому покупателю компания подарит наручные часы Bremont. Премьера состоится 14 августа в Калифорнии на Конкурсе элегантности. Помимо реинкарнированного родстера в Пеббл-Бич привезут серийные версии моделей Range Rover Sport SVR и Jaguar F-type Project 7.
Бонус
Случаев реинкарнации родстера Jaguar E-type было несколько. Нынешний представляет особую ценность, ведь это абсолютно точно воспроизведённый оригинал от компании Jaguar. Вспомним несколько историй. В 2008 году один энтузиаст собрал аутентичный E-type series III из машинокомплекта, чудом пролежавшего десятки лет в чьей-то коллекции. Тем временем британская компания JPR Cars строит реплику под названием Wildcat (слева). Внешне она отдалённо напоминает оригинал, а начинка так и вовсе не соответствует прообразу: использованы элементы шасси от разных Фордов и Ягуаров, двигатели — «четвёрки», V6 и V8 разных марок на выбор, кузов из стеклопластика. Куда интереснее Eagle Speedster (справа) от английской компании Eagle, которая занимается, среди прочего, реставрацией оригинальных «и-тайпов». Она не пытается копировать прообраз из 1960-х, но её детище куда ближе Ягуару по духу. Оригинальный алюминиевый кузов от Eagle начинён агрегатами от аутентичного «и-тайпа», однако рядная «шестёрка» опять же нестандартная — ягуаровский агрегат 4.2 перекроен на объём 4,7 л. Получился аппарат с 310 силами на 1008 кг снаряжённой массы.
Ещё одна история связана со шведским дизайнерским бюро Vizualtech. В 2011 году оно построило купе Growler E (рисунок слева), посвящённое 50-летию модели Jaguar E-type. Проект очень понравился британской компании Lyonheart, которая взяла его за основу и в 2013 году разработала и построила собственную модель K c алюминиевым кузовом и компрессорным агрегатом Cosworth V8 5.0 (575 л.с., 700 Н•м). Причём сразу были явлены и купе (вверху справа) и родстер (внизу). До середины 2015-го Lyonheart планирует выпустить 250 экземпляров обоих типов.
История
Купе E-type появилось в марте 1961 года. Первоначально автомобиль со стальным кузовом предлагался с рядной «шестёркой» 3.8 серии XK, в 1964-м её объём был увеличен до 4,2 л, что позволило поднять крутящий момент с 325 до 384 Н•м. Мощность осталась на прежнем уровне 269 л.с. Разгон до 60 миль/ч (96 км/ч) в обоих случаях составлял 7,0-7,1 с, а вот эластичность лучше была у старшего мотора. Максималка равнялась 246 км/ч. Это была одна из самых быстрых серийных машин того времени. Купе оснащалось «механикой» на четыре передачи или «автоматом» на три. У машины было несколько версий: двухместная закрытая, купе с посадочной формулой 2+2 (с изменённой крышей, вверху справа) и родстер.
E-type во многом был новаторским: независимая подвеска спереди и сзади, дисковые тормоза (на гражданских версиях — с усилителем). Последующие модернизации и корректировки внешности привели к созданию второй серии (1968 год) и третьей (1971, справа внизу). После появления серии №2 ранние «и-тайпы» стали называть серией №1. В третьей появился мотор V12 5.3. Выпускалась модель до 1975 года. По версии Daily Telegraph, E-type признан самым красивым автомобилем всех времён.
А это купе Lightweight E-type образца 1963 года (их было построено всего два), породившее всю облегчённую лимитированную линейку «и-тайпов». От обычной, стальной модели она отличалась алюминиевым кузовом. Алюминиевый и мотор. Конструктивно это был почти точный близнец рядной «шестёрки» XK 3.8, применяемой в то время на обычном «и-тайпе». Но на версии Lightweight блок цилиндров был отлит из алюминиевого сплава, а не чугуна, а система смазки была с сухим картером. За приготовление смеси отвечали три карбюратора, однако в виде опции можно было поставить механическую систему впрыска. Впрочем, номинальная отдача от этого не менялась. Заявлялось более 300 л.с. и 380 Н•м. Для сравнения, чугунный аналог на простом «и-тайпе» первой серии выдавал 269 л.с. и 325 Н•м.
Наш опыт (Михаил Петровский)
Легендарному Ягуару E-type в 2011 году исполнилось пятьдесят. Тогда, накануне Фестиваля скорости, мне позволили прокатиться на нескольких машинах из заводской коллекции и пофотографировать эту божественную красоту. Ездили потихоньку, буквально вокруг клумбы. Под надзором музейщиков. Но переживания всё равно фантастические! Например, это — ранний E-type 1963 года с рядной «шестёркой» 3.8 мощностью 269 л.с., оснащённой тремя карбюраторами. Лёгкий стальной кузов, силовой агрегат, смонтированный на пространственном подрамнике, разработанная Бобом Найтом независимая пружинная подвеска задних колёс, дисковые тормоза «по кругу»...
Коробка передач тоненько подвывает, требует двойного выжима сцепления и аккуратной работы рычагом. Ход очень жёсткий. Тяжеленный руль с тонким деревянным ободом на стальном каркасе. Автомобиль производит на удивление крепкое, цельное впечатление. А как живо шестицилиндровый мотор откликается на подачу топлива! Какой классный звук! Интерьера попросту нет — тогда над внутренним дизайном особо голову не ломали. Свидание со стариной оказалось весьма эмоциональным.
Заглянуть в машину поможет короткое видео с пассажирского места. В 1963-м такой автомобиль стоил 1913 фунтов стерлингов. При этом на журналистских тестах он развивал до 240 км/ч. С 1961 по 1964 год было выпущено 7671 купе с двигателем 3.8, из которых 1799 — с правым рулём. На внутреннем британском рынке купе было более популярным, чем родстер.
А это E-type третьей серии 1974 года с двигателем V12 объёмом 5,3 л мощностью 266 л.с. Единственным на тот момент серийно выпускаемым 12-цилиндровым агрегатом. Мотор был сконструирован Уолтером Хассаном и Гари Манди для лемановского болида Jaguar XJ13 в 1966 году. На E-type образца 1971-го устанавливалась версия с одним распредвалом вместо двух. Эта вот машина не простая: ценная реликвия — самый последний E-type из выпущенных в Ковентри за 13 лет. Вполне себе цивилизованный автомобиль, с лёгким рулём, комфортной подвеской, безошибочной коробкой передач, приличными манерами и благородным «сердцем». Я просто влюбился!
Jaguar E-type — легендарный гоночный автомобиль, поучаствовавший во всех дисциплинах своего времени и немало выигравший. К примеру, этот E-type 3.8 Lightweight (облегчённый) 1963 года победил в своём классе в 12-часовом марафоне в Себринге.
Jaguar E-type
Автомобили Jaguar имеют славную историю побед в различных ралли и соревнованиях, в том числе в Ле-Мане.
Jaguar C-type в 1951 году впервые победил на гонках Ле-Ман. Jaguar D-type, появившийся в 1954 году занял второе место в гонках Ле-Ман 1954 года. В 1955 году на этих соревнованиях случилась тяжелейшая авария в истории автогонок, повлекшая гибель более 80 человек. Jaguar D-type победил в ней, после того как лидировавшая команда Mercedes-Benz снялась с гонки.
Несмотря на победу, трагедия произвела сильное впечатление на Уильяма Лайонса и он свернул все фирменные гоночные программы, решив сосредоточиться на производстве дорожных спортивных автомобилей. Заводская команда была продана в частные руки и, при поддержке фирмы Jaguar, ещё несколько раз побеждала в гонках Ле-Ман в 1956 и 1957 годах. Тогда было принято решение разработать совершенно новый автомобиль, используя весь накопленный в гонках опыт.
Jaguar Le-Man victories
Новый проект спортивного автомобиля был дальнейшим развитием концепции Jaguar D-type. Автомобиль вышел на свой первый секретный пробег 15 мая 1957 года, кузов был выполнен из алюминиевого сплава и на нем не было фар и дверных ручек. Светло-зеленый автомобиль с шасси № XK101 никогда не имел собственного названия, а номер кузова E1A использовался для обозначения этого прототипа, хотя внешне он был все еще похож на Jaguar D-type. До этого на спортивных автомобилях Jaguar использовал зависимую заднюю подвеску, но с ростом скоростей автомобилей она всё меньше устраивала пилотов. Варианты подвесок, которые использовали конкуренты на устраивали Уильяма Лайонса и он поспорил с инженером Бобом Найтом (Bob Knight), что тот не сможет создать новую конструкцию задней подвески быстрее, чем за месяц. Тогда Боб Найт на спор в 5£ разработал новую заднюю подвеску всего за 27 дней. Конструкция оказалась настолько удачной, что, с изменениями, продержалась на автомобилях Jaguar до середины 1990-х годов.
Инновационная подвеска была установлена на новый прототип, который 4 декабря 1959 года пилот испытатель компании Норманн Дьюис (Norman Dewis) вывел на испытательный трек. Прототипу было присвоено имя E2A, автомобиль стал больше и оснащался высокофорсированным трёхлитровым двигателем. На его основе был создан Jaguar E-type, но с самым высокофорсированным, на тот момент, новым двигателем рабочим объёмом 3.8 л от Jaguar XK150S.
Впервые автомобиль был показан публике 15 марта 1961 года на Женевском автошоу, где десять лет назад был презентован Jaguar XK120 FHC. Jaguar E-typeс кузовом №885002 и регистрационным номером 9600 HP успели завершить только в канун самого шоу и Боб Берри (Bob Berry) менеджер из PR службы компании всего за одну ночь перегнал автомобиль из Великобритании в Женеву, позже он говорил, что прибыл на презентацию перед журналистами всего за 20 минут до ее начала.
Jaguar E-type march 1961
Автомобиль, созданный дизайнером Малькольмом Сойером (Malcolm Sayer), поражал воображение собравшейся публики. Длинный капот, ниспадающий назад кузов, чистый аэродинамический стиль, все это способствовало не поддельному интересу публики. Это уже стало традицией, что автомобили Jaguar стоили меньше своих конкурентов, не стал исключением и Jaguar E-type, который стоил 2100£, что было практически вдвое дешевле Ferrari 250GT. Тем не менее для компании производство Jaguar E-type обходилось дешевле на 514£ чем Jaguar XK150S.
Genev motor show 1961
Jaguar E-type, или Jaguar XK-E для североамериканского рынка, производился Jaguar Cars Ltd в период с 1961 по 1975 годами. Его сочетание красоты, высокой мощности и конкурентной цены принесло модели титул «Икона автомобильного мира». В то время, когда большинство автомобилей имели барабанные тормоза, не разрезные задние оси и среднюю мощность,Jaguar E-type развивал скорость в 150 миль в час и разгонялся от 0-60 миль/час за 7 секунд. Автомобиль имел конструкцию кузова монокок, как и лучшие гоночные автомобили того времени, дисковые тормоза, реечное рулевое управление , независимую передняя и задняя подвеска и непревзойденный внешний вид.
Jaguar E-type New York Mотоr Show 1961
После появления автомобиля перед публикой в марте 1961 года Энцо Феррари назвал его «самым красивым автомобилем, когда-либо созданным» . В 2004 году журнал Sports Car International разместил E-type под номером один в списке лучших спортивных автомобилей 1960-х годов. В марте 2008 года Jaguar E-type занял первое место в онлайн-списке The Daily Telegraph в мире «100 самых красивых автомобилей» всех времен.
Первоначально E-type был спроектирован и предложен публике в кузове купе (FHC- Fixed Head Coupé), а также в двухместном кабриолете (OTS или OpenTwo Seater). Несколько лет спустя была выпущена четырехместная версия купе «2+2» с удлиненной колесной базой.
1961 Jaguar E-type FHC
Более поздние модификации модели Jaguar E-typeбыли официально обозначены как «Series 2» и «Series 3», и со временем более ранние автомобили стали называться «Series 1». Как и в других автомобилях ручной сборки того времени, изменения были постепенными и постоянными, что привело к путанице в отношении того, что именно является автомобилем серии 1. Это более чем академический интерес, так как Jaguar E-Type Series1, в частности, Series1 OTS- имеют стоимость намного превышающие стоимость модели Jaguar E-tupe Series 2,3.
Существуют некоторые переходные серии. Например, в то время как сама компания Jagua rникогда не признавал «Серию 1½» или «Серию 1.5», со временем эта подкатегория была признана Клубом владельцев Jaguar Великобритании и другими ведущими организациями энтузиастов марки.
Автомобили Jaguar E-type Series 1, которые, безусловно, являются самыми ценными, по существу делятся на две категории: изготовленные между 1961 и 1964 годами, которые имели 3,8-литровые двигатели и несинхронизированные трансмиссии, и автомобили, выпущенные между 1965-1967 годами, cполностью синхронизированной трансмиссией. Также в Jaguar E-type с 1965 года были установлены новые сиденья с откидной спинкой, обновленный генератор, электрическая схема с отрицательной землей, присоединенной к кузову. Версия с двигателем 4.2 литра подразумевала замену усилителя тормозов от модели 3.8-литра на более надежную. Автомобиль с двигателем 4.2 литра стал самой желанной версией знаменитого Jaguar E-Type благодаря повышенной мощности и удобству эксплуатации, сохранив тот же внешний вид, что и более ранние автомобили.
В то время как автомобили Jaguar E-type Series 1.5 1968 года сохранили дизайн моделей Series 1, экологические нормы по выбросам в атмосферу привели к тому, что модели для США потеряли тройные карбюраторы SUHD8. Они были заменены на менее мощные двойные карбюраторы Zenith Stromberg модели 175, снизившие мощность двигателя с 265л.с. до 246 л.с.
Series 1 (1961–68)
Представленный в марте 1961 года Jaguar E-type был доступен для заказа только на внешних рынках сбыта. На внутреннем рынке запуск продаж пришел через четыре месяца в июле 1961 года. Автомобили в это время использовали 3.8-литровый шестицилиндровый двигатель Jaguar XK от Jaguar XK 150 S с тремя карбюраторами SU. Ранние автомобили использовали внешние защелки капота, которые требовали применения специального ключа для открытия капота и имели плоский пол. Эти автомобили более редки и ценны. В октябре 1964 3.8-литровый двигатель был заменен на двигатель объемом 4.2 литра.
Jagur E-type Series 1 OTS
4.2-литровый двигатель производил ту же мощность, что и 3.8-литра (265 л.с. 198 кВт) и автомобиль развивал такую же максимальную скорость (150 миль / ч, 241 км / ч), но имел увеличенный крутящий момент примерно до 384 Н·м. Ускорение оставалось практически таким же диапазоне от 0 до 97 км/ч составляло около 6,4 секунд для обоих двигателей, но максимальная мощность теперь достигалась при 5400 об / мин вместо 5500 оборотов в минуту на двигателе 3.8 литра.
Jagur E-type Series 1 FHС back
Jagur E-type Series 1 3.8 engine
Это делало двигатель более эластичным и удобным в эксплуатации. Блок объемом 4,2 литра был полностью переработан, увеличен по высоте на 5 мм, а коленчатый вал был модифицирован для использования более новых подшипников. Другие модификации двигателя включали новый генератор и электрический охлаждающий вентилятор для радиатора.
Jagur E-type Series 1 FHC
В мае 1965 года на автотрассе журналом Autocar была испытана британская модель Jaguar E-type в кузове FHС cдвигателем 4.2 литра. Максимальная скорость - 246 км/ч (153 миль/ час), время разгона 0-97 км/ч - 7,6 секунды, а 1 /4 мили (402 м) со стоячего старта заняло 15,1 секунды. В выводе к статье журнал указывал: «В своей модификации 4.2 литра Jaguar E-type- это быстрый автомобиль (самый быстрый из когда-либо опробованных нами) и он предлагает самый простой способ быстрого путешествия по автомобильным дорогам».
Jagur E-type Series 1 2+2
Все E-type имели независимую заднюю подвеску с пружинными амортизаторами с торсионной передней подвеской, а дисковые тормоза, расположенные спереди и сзади, были снабжены усилителем. Jaguar E-typeSeries 1 (за исключением моделей конца 1967 года) может быть распознан по стеклянным фарам (до 1967 года) и маленькому переднему воздухозаборнику.
Автомобили Jaguar E-type 3.8-литра имеют сиденья с отделкой натуральной кожей, приборную панель и центральную консоль с алюминиевой отделкой (в 1963 году заменены на винил и кожу) и четырехскоростную коробку передач Moss, в которой отсутствует синхронизаторы для первой передачи. Версии с двигателями 4.2-литра имеют более удобные сиденья, улучшенные тормоза и электрические системы, а также полностью синхронизированную четырехступенчатую коробку передач. Jaguar E-type с двигателями 4.2-литра, также имеют значок на багажнике «Jaguar4.2 LiterE-Type» (3.8 литра автомобиля имеют простой значок «Jaguar»).
Jagur E-type Series 1
Jagur E-type Series 1 FHС interior
Jagur E-type Series 1 OTS interior
Дополнительные опции включают колеса с хромированными спицами и съемный жесткий верх из фибергласа для модели OTS. При выезде с завода автомобиль был первоначально оснащен шинами Dunlop 6,40 × 15 дюймов RS5 на спицевых колесах 15 × 5K (с задним размером колес 15 × 5K½, которые поставлялись с шинами 6,50 X15 Dunlop Racing R5). Более поздние автомобили Jaguar E-type Series 1 были оснащены покрышками Dunlop185 - 15 SP41 или 185 VR15 Pirelli Cinturato в качестве шин с радиальным слоем.
Вариант кузова FHС с посадочной формулой 2+2 представлен в 1966 году. Автомобилям с посадочной формулой 2+2 предложили в качестве опции вариант с автоматической коробкой передач. Корпус автомобиля стал на 9 дюймов (229 мм) длиннее. Родстер OTS и купе FHC (Fixed Head Coupe) остались в двухместном варианте.
Series 2 (1968–71)
На Jaguar E-type Series 2 был представлен ряд изменений в дизайне, главным образом из-за законодательства США о проектировании. Самой отличительной особенностью экстерьера является отсутствие стеклянных крышек фар, которые затронули также несколько других импортных автомобилей, например, Citroën DS. В отличие от других автомобилей, этот не популярный шаг был применен во всем мире для Jaguar E-type, а не только для рынка США, живущего под руководством Национальной администрации дорожного движения и безопасности.
Jagur E-type Series 2 2+2
Другими отличительными чертами автомобилей Series 2 являются обтекаемый задний бампер, повторители поворотов, расположенные сзади и более крупные передние повторители, а также задние фонари под бамперами, увеличенный порт воздухозаборника, который способствовал лучшему охлаждению, но отвлекал от чистоты дизайна Series 1. В салоне были установлены пластиковые переключатели вместо лепестковых переключателей на Series 1 и под капотом произошла замена коллектора двигателя с тремя карбюраторами SU HD8 на менее мощные двойные карбюраторы Zenith Stromberg модели 175, снизившие мощность двигателя с 265л.с. до 246 л.с. Однако, в Великобритании на автомобилях продолжали устанавливаться тройные карбюраторы SU HD8.
Jagur E-type Series 2 FHС back
На рулевой колонке был установлен комбинированный замок рулевого управления и ключ зажигания, который заменил выключатель зажигания, установленный на приборной панели, и харизматический пускатель стартера в виде кнопки. Новая рулевая колонка была оборудована складной секцией защищавшей водителя в случае аварии.
Jagur E-type Series 2 OTS
Были установлены новые сиденья, которые, начиная с 1969 года, позволяли устанавливать подголовники в соответствии с требованиями законодательства США. Интерьер и приборная панель также были переработаны.
Jagur E-type Series 2 interior
Двигатель 4.2 литра от E-type Series 2 легко определить визуально, от гладких полированных клапанных крышек отказались в пользу крышек с более индустриальным «ребристым» видом.
Кондиционер и усилитель руля были доступны на Jaguar E-type в качестве заводской опции.
Jagur E-type Series 2 engine
Series 3 (1971–75)
Jaguar E-type Series 3 был представлен в 1971 году, с новым двигателем Jaguar V12 объемом 5.3 литра, с улучшенной тормозной системой и стандартным рулевым управлением с гидроусилителем. Дополнительно была доступна автоматическая коробка передач Borg Warner12, спицевые колеса и кондиционер. Новый двигатель V12 был первоначально разработан для автомобильных гонок 24 часа Ле-Ман и был оснащен четырьмя карбюраторами Zenith- Stromberg. Серийный двигатель был заявлен как обладающий мощностью 236 кВт (315 л.с.), большим крутящим моментом и ускорением 0-60 миль/ч менее чем за 7 секунд .
Jaguar E-type Series 3 V12 2+2
Производство автомобилей FHC с короткой колесной база кузова было прекращено, а автомобили Series 3 были доступны для приобретения только, как кабриолет и купе 2+2.
Jagur E-type Series 3 OTS
Jaguar E- type Series 3 легко распознается благодаря большой поперечной решетке радиатора, расширяющимися колесными арками, более широкими шинами, а также четырем выхлопными трубами и значком сзади, который указывает, что это V12.
Jagur E-type Series 3 V12engine
Автомобили для американского рынка были оснащены крупными выступающими резиновыми амортизаторами на бамперах (в 1973 году они были спереди, в 1974 году как спереди, так и сзади), чтобы соответствовать местным нормам безопасности, но на европейских моделях они были значительно меньше. У американских моделей также есть повторители поворотов на передних крыльях. Было также очень ограниченное количество шестицилиндровых автомобилей с кузовом от E-type Series 3. Они были представлены в продажу в начале 1971 года, но отсутствие спроса остановило их производство. При выходе с завода на Jaguar E-type Series 3 V12 изначально устанавливали колеса Dunlop E70VR - 15-дюймовые шины на спицевых или штампованных колесах размерностью 15 × 6K.
Jaguar утверждал, что установка комплекта радиальных шин от Jaguar XJ12 с кордом из стали с радиальным слоем в Jaguar E-type V12 позволяла увеличить максимальную скорость на целых 8 миль в час. Однако на серийном автомобиле были установлены шины с радиальным слоем, армированные текстилем.
Low Drag Coupé LDC (1962)
Вскоре после начала производства Jaguar E-type, руководство Jaguar хотело исследовать возможность создания автомобиля в духе гоночного D-Type. Один автомобиль был построен для проверки концепции, разработанной как купе. В отличии от стального кузова серийного Jaguar E-type, в LDC использовался легкий алюминий. Малькольм Сойер сохранил оригинальный силовой каркас кузова с более легкими внешними панелями. Передняя стальная пространственная рама осталась нетронутой, ветровому стеклу был придан более выраженный наклон, а задняя дверь отсутствовала. Рядом с задними стеклами появились охлаждающие воздухозаборники задних тормозов, а внутренняя отделка сохранилась в виде изоляции вокруг туннеля трансмиссии. За исключением ветрового стекла, все стекла кабины были облегченные. Была использована настроенная версия 3,8-литрового двигателя Jaguar.Единственный испытательный автомобиль был закончен летом 1962 года, но был продан через год гонщику Jaguar Дику Протеро. С тех пор он прошел через руки нескольких коллекционеров по обе стороны Атлантики.
1962 Jaguar E-type Low Drag Coupé LDC
Lightweight E-Type (1963–64)
Компания Jaguar изготовила двенадцать автомобилей и два запасных кузова.
В некотором роде это была эволюция купе с низким лобовым сопротивлением. Автомобиль широко использовал алюминиевый сплав, в панелях кузова и других компонентах. Однако был построен, по крайней мере, один автомобиль с открытым верхом в духе D-Type, к которому этот автомобиль является более прямым наследником, чем серийные Jaguar E-type, которые больше GT, чем спортивный автомобиль. Автомобили использовали алюминиевый блок цилиндров, объемом 3.8-литра и мощностью 300 л.с. (220 кВт), а не 265 л.с. (198 кВт), как двигатели «обычных» версией. Построенные на фабрике автомобили были омологированы Jaguar тремя карбюраторами 45 DCO3 Weber. Ранние автомобили были оснащены МКПП с четырьмя скоростями, с близким передаточными числами, а некоторые, более поздние автомобили, оснащались пятиступенчатой коробкой передач ZF.
Автомобили участвовали в различных гонках, но, в отличие от гоночных автомобилей Jaguar C-type и Jaguar D-type, они не выигрывали в Ле-Мане или Себринге, но были достаточно успешными в частных гонках.
Jaguar E-type lightweight 01 original
Jaguar E-type Lightweight OTS
1963 Jaguar E-type lightweight
14 мая 2014 года Jaguar's Heritage Business объявила, что будет строить шесть «оставшихся» автомобилей Lightweight. Первоначально серия Lightweight должна была состоять из 18 автомобилей. Однако были построены только 12 автомобилей. Новые автомобили, используя неиспользуемые коды шасси, были изготовлены вручную точно в тех же спецификациях, что и оригиналы. Стоимость автомобилей составила более миллиона £ и все шесть экземпляров были распроданы сразу после объявления официальной информации по данному проекту.
По состоянию на конец 2014 года, самые дорогие серийные Jaguar E-Type, проданные на аукционе, это OTS с двигателем 4.2 литра с подлинными номерами, оригинальной краской и салоном, пробегом в районе 80 000 оригинальных миль и историей нахождения в одной семье в течение 45 лет (этот автомобиль был продан за $ 467 000 в 2013 году) и Jaguar E-type1961 с «плоским полом», проданный за $ 528 000 в 2014 году.
Всего за время производства с марта 1961 по сентябрь 1974 было выпущено 72 515 автомобилей Jaguar E-type разных модификаций.
Технические характеристики Jaguar E-type Series 1 1961 г.:
- Двигатель 3.8 литра (3781) мощностью 265 л.с. (199 кВт)
- Двигатель 4.2 литра (4235) мощностью 265 л.с. (199 кВт)
- Длинна - 4458 мм
- Ширина – 1657 мм
- Высота – 1194 мм (1219 FHС)
- Колесная база – 2438 мм
- Передняя колея -1295 мм
- Задняя колея – 1294 мм
- Максимальная скорость 3.8 -240 км в час
- Максимальная скорость 4.2 -235 км в час
- Масса -1250 кг (1300 кг -4.2)
- Разгон 0-60 mph – 3.4 -8 сек.
- Разгон 0-60 mph – 4.2 -8 сек.
- Коробка передач - четырех ступенчатая, механическая.
- Подвеска передняя - двухрычажная, торсионная
- Подвеска задняя - независимая с продольными и поперечными рычагами, верхний рычаг – полуось.
- Амортизаторы – передние телескопические, задние сдвоенные телескопические
- Тормозная система - дисковая, гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем тормозов
- Рулевое управление – реечное
- Колеса – Dunlop, камерные 6.4 x15
В 1961году Jaguar E-type стоил 2100£
Технические характеристики Jaguar E-type Series 2 1968 г.:
- Двигатель 4.2 литра (4235) мощностью 265 л.с. (199 кВт)
- Длинна - 4458 мм
- Ширина – 1657 мм
- Высота – 1194 мм(1219 FHС, 1295 2+2)
- Колесная база – 2438 мм (2+2 – 2667)
- Передняя колея -1295 мм
- Задняя колея – 1295 мм
- Максимальная скорость -235 км в час
- Масса -1300 кг (2+2 – 1400 кг)
- Разгон 0-60 mph -8 сек. (2+2 – 9 сек.)
- Коробка передач - четырех ступенчатая, механическая.
- Опционально - автоматическая трехступенчатая с гидротрансформатором Borg-Warner 8
- Подвеска передняя - двухрычажная, пружинная торсионная
- Подвеска задняя - независимая с продольными и поперечными рычагами, верхний рычаг – полуось.
- Амортизаторы – передние телескопические, задние сдвоенные телескопические
- Тормозная система - дисковая, гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем тормозов
- Рулевое управление – реечное, с 1967опцоинально гидроусилитель Adwest Varamatic
- Колеса – Dunlop SP Super 185 x15
Технические характеристики Jaguar E-type Series 3 1971 г.:
- Двигатель 5.3 литра (5343) мощностью 315 л.с. (236 кВт)
- Длинна - 4674 мм
- Ширина – 1683 мм
- Высота – 1245 мм(1226 FHС, 1295 2+2)
- Колесная база – 2667 мм (2+2 – 2667)
- Передняя колея -1378 мм
- Задняя колея – 1353 мм
- Максимальная скорость - 230 км в час
- Масса -1300 кг (2+2 – 1400 кг)
- Разгон 0-60 mph -7 сек.
- Коробка передач - четырех ступенчатая, механическая.
- Опционально - автоматическая трехступенчатая с гидротрансформатором Borg-Warner 12
- Подвеска передняя - двухрычажная, пружинная торсионная
- Подвеска задняя - независимая с продольными и поперечными рычагами, верхний рычаг – полуось.
- Амортизаторы – передние телескопические, задние сдвоенные телескопические
- Тормозная система - дисковая, гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем тормозов
- Рулевое управление – реечное, гидроусилитель Adwest Varamatic
- Колеса – Dunlop SP, E70VR15 205 x15
Всего выпустили с 1961 по 1974 годы:
Jaguar E-type Series 1 OTS - 17378 автомобилей
Jaguar E-type Series 1 FHC - 15442 автомобилей
Jaguar E-type Series 1 2+2 - 5599 автомобилей
Jaguar E-type Series 2 OTS - 8628 автомобилей
Jaguar E-type Series 2 FHC - 4855 автомобилей
Jaguar E-type Series 2 2+2 - 5326 автомобилей
Jaguar E-type Series 3 OTS - 7990 автомобилей
Jaguar E-type Series 3 2+2 - 5326 автомобилей
1968 Jaguar E-type Series 1 2+2

Jaguar E или XK-E — спортивный автомобиль английской фирмы Jaguar, выпускавшийся в период с 1961 по 1974 годы. Сочетал в себе оригинальный внешний вид, высокую скорость, хорошие ходовые свойства и был относительно недорогим. Считается одним из самых красивых и стильных автомобилей в мире.
Впервые Jaguar E был показан публике в марте 1961 года на Женевском автосалоне. 15 марта один автомобиль с кузовом купе был представлен журналистам и особо важным персонам на закрытом показе и вызвал бурю восторгов. Тогда было решено показать два автомобиля, и только что собранный такой же автомобиль своим ходом был доставлен в Женеву к открытию автосалона. Один из них был тут же продан французскому актёру Жаку Шарье (Jacques Charrier), мужу Брижит Бардо. Месяцем позже автомобиль был показан на Нью-Йоркском автосалоне под именем Jaguar XK-E.
Автомобили Jaguar серии XK хорошо продавались в Америке, поэтому для новой модели решили оставить то же имя, добавив приставку E. XK было обозначением применяемого на автомобиле двигателя: в 1943 году на фирме решили обозначить индексом XA новый экспериментальный мотор, за ним последовали двигатели XB, XC и так вплоть до знаменитого двигателя XK, который, с изменениями выпускался вплоть до 1992 года. Дилеры получили первую демонстрационную партию автомобилей 14 июля, с обязательством не продавать их до сентября, когда был дан старт официальным продажам в Великобритании.
Jaguar E первоначально выпускался с двумя типами кузовов: с закрытым кузовом купе (FHC, Fixed Head Coupe) и открытым кузовом типа родстер (OTS, Open Two Seater). Это был прекрасно оснащённый для своего времени автомобиль: мощный мотор, полностью независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колёсах. К тому же, он был очень красивым. Автомобилю удалось придать удивительно гармоничный и в то же время совершенно оригинальный внешний вид. И он был очень быстрым. В марте 1961 года журналистам The Motor удалось достичь на нём скорости в 150 миль в час (242 км/ч). С такими скоростями ездили только суперкары того времени Ferrari или Aston Martin, но они были в несколько раз дороже.
Вскоре проявили себя недостатки автомобиля. Из-за заходящего на боковины ветрового стекла посадка и высадка были неудобны, особенно учитывая то, что автомобиль был очень низким. Оказавшись внутри, пассажиры обнаруживали, что автомобиль с таким малым пространством для ног надо ещё поискать, что сидения были крайне убогими, а вентиляция — совершенно никакой. Расход топлива был неплохим, в среднем 10,7 л/100 км (22 mpg), но совершенно потрясал расход масла: по заводским нормам он составлял от 200 до 800 мл/100 км.
Аэродинамические колпаки на фарах выглядели хорошо, но мешали прохождению света, особенно когда запотевали. Усилитель тормозов был дёрганным, а о коробке передач можно было сказать только то, что тяговитый двигатель не требовал частого переключения. Кроме этого, как и большинство автомобилей Jaguar, эти также не отличались высокой надёжностью. Но всё это не имело никакого значения, спрос на автомобили намного превышал возможности завода по их выпуску.

В октябре 1964 года был представлен Jaguar E с новым двигателем рабочим объёмом 4,2 л. Помимо двигателя автомобиль получил новую полностью синхронизированную коробку передач, а также новые сидения и модернизированную электрику. На Женевском автосалоне 1966 года была показана версия 2+2 с удлинённой колёсной базой и вторым рядом сидений. Этот автомобиль имел только закрытый кузов, удлинённые двери и мог оснащаться трёхступенчатой автоматической трансмиссией Borg-Warner.
Внешний вид этого автомобиля был разработан Бобом Блайком. 5 октября 1967 года был показан модернизированный Jaguar E, который иногда называют Series 1½. Основным внешним отличием автомобиля было отсутствие плексигласовых колпаков на фарах. Он полностью отвечал требованиям США по токсичности отработанных газов и в соответствии с официальным пресс-релизом имел более двадцати изменений.
В 1968 году на Британском автосалоне был представлен Jaguar E второй серии (Series 2). Jaguar E третьей серии (Series 3) был представлен в марте 1971 года в Женеве и стал первым автомобилем Jaguar, использующим новый двигатель V12 рабочим объёмом 5,3 л.
На Jaguar готовили преемника E-type, но тяжёлый экономический кризис в британской автопромышленности помешал этим планам. В 1966 году фирма Jaguar потеряла самостоятельность, и, объединившись с British Motor Corporation (BMC), вошла в состав British Motor Holdings (BMH).
Вскоре, в 1968 году было объявлено об объединении BMH и Leyland в корпорацию British Leyland Motor Corporation (BLMC). В июле 1970 года от сердечного приступа скончался Малькольм Сайер, а в марте 1972 года фирму покинул Вильям Лайонс. Появившийся в сентябре 1975 года Jaguar XJ-S был уже совсем другим автомобилем.
Многие знаменитости были владельцами этого автомобиля, среди них Джордж Бест, Брижит Бардо, Тони Кёртис и Стив Маккуин.
1968 Jaguar E-type Series 1 2+2
двигатель – 4.2, коробка – автомат. 249 л.с.
Автомобиль под реставрацию. ПТС таможенный.
Цена: 3 000 000
auto.ru
Jaguar E-Type 1961: больше, чем просто автомобиль
Не будь снобом... Сделай репост!
«Это самый красивый автомобиль в мире» - такими словами Энцо Феррари охарактеризовал jaguar e type 1961, увидев автомобиль на Женевском автосалоне. Для мировой общественности jaguar действительно стал открытием чего-то нового, ранее неизведанного. Гармоничное сочетание изящности и великолепных технических параметров, всё это привело в восторг журналистов и почётных гостей ежегодной выставки. Инженеры Ягуара не особо были довольны проделанной работой, jaguar e type на чертежах был один, а в реальности получился немного другой. Вильям Лайонс, будучи на тот момент руководителем компании, не верил в успех модели и планировал в будущем изменить заднею часть авто. Но, увидев реакцию общественности, такие мысли покинули его раз и навсегда. Для того чтобы продемонстрировать высокую надёжность транспортного средства, второй jaguar e type на Женевскую выставку с Ковентри поехал своим ходом. Где новинку ждал хозяин – Фрэнк Синатра. Увидев сперва jaguar e type фото, а после, оценив «большую кошку» воочию, Фрэнк произнёс знаменитые слова: «Я хочу эту машину, и я хочу её сейчас!» Новый автомобиль имеет некоторые схожести с предшественником jaguar xk150, в первую очередь за счет длинного капота. Новый автомобиль стал низким: его высота составляет всего лишь 1,3 м, а ширина 1.6 метра. Обтекаемые формы кузова схожи со знаменитым Ягуаром D-Type, дизайн которого разработал в 1954 году Малькольм Сайер. Jaguar E Type 1961 года относится к Series 1, эти автомобили выпускались с двумя типами кузова: открытый родстер и закрытое купе. Салон отличается простотой и высоким качеством материалов. Кожаные сиденья удобные и мягкие. Широкая панель приборов и всё только самое необходимое. Всё продумано до мелочей. Для того времени, можно сказать, что это был идеальный автомобильный салон. Но, из-за того что автомобиль двухместный, пространства внутри машины не так много. Для высоких людей стало проблемой передвижение на автомобиле. Регулировка сидений не позволяет создавать достаточного пространства для ног.Под капотом E-Type находится рядный шестицилиндровый двигатель с объёмом 3,8 л. Этот двигатель получил массу хороших отзывов. Многие его называют тяговитым и работящим. А в 1964 году стали выпускать автомобиль с двигателем 4,2 л. 265 лошадиных сил с крутящим моментом 5500 об\мин, позволяют jaguar e type разгоняться до максимальной скорости 220 км\ч, а до ста километров за 7.5 секунд. Это был неплохой результат для того времени.Кроме всего прочего, автомобиль оснастили:
- Независимой подвеской
- Дисковыми тормозами на всех колёсах
- 4-ступенчатой синхронизированной коробкой передач
- Тормозной системой Dunlop
Главное, что могло склонить чащу весов в сторону Aston-Martin DB5:
- 4-литровый двигатель
- Алюминиевые блоки цилиндров
- Мощная и надёжная коробка передач ZF
В 1964 году Ягуар оснастили 4.2-литровым двигателем. Цена оставалась на прежнем уровне, по сравнению с Aston-Martin DB5 и Ferrari 250 GTO, стоил E-Type в два раза дешевле. И в качестве ничем не уступал конкурентам.
Сегодня автомобиль пользуется спросом и популярностью среди коллекционеров, любителей раритета. Для каждого британского автолюбителя это не просто автомобиль, а что-то более дорогое. Эту машину любят и ценят в Англии абсолютно все, как французы любят Эйфелеву башню. Сегодня jaguar e type 1961 можно купить за 50000 фунтов стерлингов. Это намного дешевле, чем Aston-Martin DB5, который благодаря своему звёздному статусу, как и прежде, стоит очень дорого. Компания Ягуар за свою историю пережила взлёты и падения. В 1968 в производство пустили автомобили Series 2, которые отличались некоторыми изменениями в форме кузова. А с 1971 года компания решила запустить производство третей серии e type, однако, вступившие с 1976 в США ужесточённые меры безопасности, свели на нет будущее автомобилей серии E, однако, jaguar e type 1961 навсегда остался в сердцах автолюбителей, как родоначальник высокой автомобильной моды.
Дата публикации: 28-12-2015, 00:22
Не будь снобом... Сделай репост!
Jaguar E-type. Судьба примадонны
На прошедшем Женевском автосалоне с большой помпой отметили 50-летие Jaguar E-type. И никого не смущает, что ровно полвека легендарному E-type стукнуло только сегодня – 16 марта 2011-го. Чем не повод вспомнить историю одного из самых знаменитых Jaguar в истории, который английская Daily Telegraph назвала наиболее красивым автомобилем 20-го века!
Бойня номер 55
Стоял теплый летний вечер 11 июня. На трассе в Ле-Мане третий свой час отмерял легендарный суточный марафон 1955 года. На радость многочисленных британских болельщиков лидировал «свой». Шедший первым Jaguar D-type Майкла Хоторна только что обошел на очередной круг Austin Healey 100 частника Лэнса Маклина и выскочил на прямую старт-финиш. Неожиданно из боксов появилась табличка, призывавшая лидера срочно заехать на дозаправку, и, чтобы не проскочить въезд на пит-лейн, англичанин ударил по тормозам. Дисковые механизмы сработали безотказно, но резко замедлившаяся «Дикая кошка» стала полной неожиданностью для пилота Austin Healey. Лэнс Маклин рефлекторно рванул руль в сторону, подрезав как раз обгонявший его в этот момент Mercedes-Benz SLR300 Пьера Левека. Удар! Austin Healey отшвырнуло в сторону, машина закрутилась волчком, но в конце концов остановилась – Маклин отделался легким испугом. Увы, то же самое нельзя было сказать про французского пилота Mercedes-Benz. «Серебряная стрела», ударившись о земляную насыпь, взмыла в воздух, развалилась на части и, наконец, взорвалась. Горящие обломки гоночного автомобиля, словно картечь, стали косить зрителей на центральной трибуне...
Гоночный Jaguar D-type – один из самых успешных автомобилей своей эпохи и прародитель E-type
Согласно официальной версии жертвами катастрофы стали 83 зрителя плюс сам Пьер Левек. До сих пор чудовищная бойня в Ле-Мане-1955 остается самым кровавым инцидентом в истории автогонок. Его последствия оказались крайне неожиданными и далекоидущими. Трассу в Ле-Мане ждала реконструкция, Mercedes-Benz на несколько десятилетий отказался от участия в автоспортивных состязаниях, а Швейцария и вовсе запретила все гонки на территории страны.
Что делать?
Не принесла радости победа 1955 года (гонку останавливать не стали, опасаясь, что начнется давка, и Майкл Хоторн в итоге финишировал первым) и владельцу Jaguar Уильяму Лайонзу. Он распустил заводскую команду, и это решение далось сэру Уильяму с огромным трудом. Вовсе не потому, что он был таким уж беззаветным романтиком, влюбленным в автоспорт. Напротив, современники помнят главу Jaguar как человека крайне практичного и делового, если не сказать прижимистого. Он не столько любил гонки, сколько считал, что победы на трассах – лучший способ привлечь внимание к серийным моделям компании. А в разработку революционного гоночного D-type было вложено столько сил и средств, что победа в Ле-Мане, одержанная к тому же при трагических обстоятельствах, не могла считаться полноценной компенсацией. Что же делать?
D-type «частной» команды Ecurie Ecosse первым пересекает финишный створ Ле-Мана 1956 года
Для находчивого бизнесмена, коим Лайонз безусловно являлся, это не составило проблемы. Пусть Jaguar формально распустил заводскую команду, в глазах общественности не оставшись равнодушным к трагедии 1955-го, но при этом в Ковентри взяли в подшефные частную «конюшню» Ecurie Ecosse. Шотландские «любители» не подвели, принеся английской марке еще два кубка Ле-Мана.
Одно время гоночные «дэшки» можно было приобрести и в частное пользование
И все равно в цехах фирмы пылилось еще много гоночных «дэшек» разной степени готовности. Тогда Лайонз решил предложить гоночный D-type обычным покупателям. Но из этой затеи ничего путного не вышло. Как ни крути, но «дэшка» являлась до мозга костей гоночной машиной и при этом крайне дорогой – порядка 2700 фунтов. За эти деньги в 1957 году можно было купить три Chevrolet Corvette! Неудивительно, что из 68 гражданских D-type реализовали лишь 43 машины. Лайонз, однако, не сдавался. Возможно, спрос удастся подхлестнуть, если слегка облагородить гоночный аппарат? Так на свет появился Jaguar-XKSS – по сути чуть более гламурная версия «дэшки» c пассажирским сидением, легким тентом от непогоды, мини-багажничком, полноценным лобовым стеклом с дворниками. 250-сильный гоночный мотор трогать не стали, благодаря чему XKSS слыл чуть ли не самым быстрым спорткаром своего времени – потолок максимальной скорости составлял и сегодня впечатляющие 260 км/ч.
Созданный на базе D-type родстер XKSS был настоящим суперкаром. Жаль, что из-за пожара общий тираж модели составил лишь 16 экземпляров
XKSS быстро снискал славу экзотичной и острой штучки. Популярности модели добавил и легендарный актер Стив МакКуин, успевший стать одним из первых покупателей. Одним из 16, если быть точным. Страшный пожар на заводе Jaguar в Браунз-лейн уничтожил множество готовых XKSS и комплектующих к ним. Посчитав все за и против, Уильям Лайонз решил не возобновлять производство экзотик-кара. Во многом и потому, что в Ковентри уже кипела работа над совершенно новым проектом.
Родстеры и купе серии XK выпускались с 1948-го по 1960-й. На снимке одна из последних версий предшеcтвеника E-type – купе XK150
Все лучшее, что есть у меня
Лайонз понимал, что лучшие дни спортивной модели XK, сделавшей компании славу и кассу в 40-50-х, уже позади. А раз уж случилось, что разработка гоночных машин отошла на второй план, то почему бы не использовать высвободившиеся ресурсы для создания нового спорткара? Работа над новым проектом началась еще в 1957-м, когда главный дизайнер Jaguar Малколм Сейер стал вдоль и поперек кроить гоночный D-type. Надо сказать, что Сейер по профессии был авиаинженером и до приглашения в Jaguar работал в Bristol Aeroplane Company, выпускавшей боевые самолеты. Сам Малколм не любил, когда его называли дизайнером или, упаси бог, стилистом, считая себя прежде всего специалистом по аэродинамике.
Гоночный С-type представлял собой доработанное шасси гражданского XK c обтекаемым кузовом работы Малколма Сейера. На этой машине впервые были применены дисковые тормоза, во многом благодаря которым С-type выиграл Ле-Ман 1952 года
Неудивительно, что разработанные им гоночные модели C-type и D-type отличались не только эффектными внешними данными, но и низким коэффициентом лобового сопротивления. Вот и прототип нового дорожного спорткара, получивший индекс Е1А, явно походил на гоночную «дэшку». Характерная форма переднего воздухозаборника, колесные арки и даже скупое остекление выдавали породу, несмотря даже на чуть увеличенные по сравнению с гоночным вариантом габариты. Под обтекаемыми панелями кузова скрывался несущий монокок из алюминия – еще одно чисто гоночное решение, а также необычная, если не сказать революционная, подвеска. Если даже на прогрессивном D-type использовалась независимая подвеска упрощенной конструкции с качающими рычагами, то для серийного спорткара англичане решили предложить более изысканную схему.
Первый прототип будущей «ешки» E1A позирует на фоне асфальтового катка. К сожалению, до наших дней машина не сохранилась
Инженер Роберт Найт в рекордные сроки разработал многорычажку с продольными и поперечными рычагами, стабилизатором поперечной устойчивости и сразу четырьмя короткими амортизаторами, обеспечивающими высокую энергоемкость при небольших рабочих ходах. Необычная и довольно сложная конструкция монтировалась на отдельном подрамнике, который крепился к несущему монококу через резиновые сайлентблоки. Добро на серийное производство получили и дисковые тормоза, которые помогли «Диким кошкам» впервые победить в Ле-Мане еще в 1953-м. Хорошенько вложившись в ходовую, Jaguar компенсировал расходы, предложив в качестве силового агрегата проверенную 3,8-литровую «шестерку», известную по модели XK150, и совсем уж древнюю 4-ступенчатую механическую коробку передач фирмы Moss.
Jaguar E2A на трассе Ле-Мана в 1960-м
Концепция Е1А понравилась Уильяму Лайонзу, и вскоре появился второй прототип, уже более приближенный к серийной модели. Jaguar E2A, оснащенный форсированным 3-литровым мотором с системой впрыска топлива, под флагами частной «конюшни» даже вышел на старт Ле-Мана 1960 года, но до финиша не добрался. Кто знает, может, это в конечном итоге и убедило инженеров из Ковентри остановиться на менее совершенной, но проверенной 3,8-литровой «шестерке»?
На этом рисунке в прототипе E2A легко угадываются черты гоночного D-type, которые легли в основу серийной «ешки»
Шумная премьера
Так или иначе Женевский автосалон 1961 года превратился в шоу одного автомобиля – Jaguar E-type очаровал абсолютно всех. Достаточно сказать, что сам Энцо Феррари, всегда недолюбливавший английские машины и английских конструкторов, назвал «ешку» самым красивым автомобилем мира. Причем сложно объяснить, чем Jaguar брал за душу – выделить какую-то отдельную деталь или элемент E-type не представляется возможным. По сути новый спорткар так и остался вариацией на тему гоночного D-type, лишь слегка причесанной и облагороженной. Но удивительное сочетание аэродинамичных, мускулистых форм и идеальных пропорций создали незабываемый образ. «Ешка», словно голливудская красотка, влюбляла с первого взгляда.
Сэр Уильям Лайонз представляет журналистам новый Jaguar E-type в рамках Женевского автосалона 1961 года
При этом Jaguar отнюдь не представлял собой пустышку в роскошной упаковке. Продвинутая задняя независимая подвеска и дисковые тормоза в то время были редкостью, а 3,8-литровый мотор, как уверяли фирменные проспекты, выдавал 265 л.с. (на самом деле несколько меньше, но это не столь принципиально), что в теории обеспечивало машине умопомрачительную динамику – 6,9 секунды до сотни и 241 км/ч максималки. При всем при этом E-type с его сногсшибательной внешностью, а также захватывающей динамикой и управляемостью стоил сравнительно недорого.
Оригинальный E-type образца 1961 года легко определить по прозрачным обтекателям передних фар
В Великобритании прайс-лист начинался с 2000 фунтов, по нынешним деньгам это где-то порядка $40 000. Представьте, что случилось бы сегодня, если бы 12-цилиндровый Lamborghini или Ferrari продавали по цене, скажем, Porsche Boxster? Ясное дело – очереди отсюда и до нового года. Примерно так все было и в 1961-м. Спрос на новинку из Ковентри значительно превысил предложение – фирме не приходилось даже тратиться на рекламу. А главное, к великой радости Уильяма Лайонза успех E-type локомотивом потянул за собой продажи и седанов Mk II, а чуть позже S-type. Клиенты приходили в шоу-румы поглазеть на неземной красоты «ешку», но, узнав, сколько придется ждать заказанной машины, шли на компромисс и выбирали другие Jaguar из имевшихся в наличии.
Родстер и купе (на языке Jaguar он назывался Fixed Head Coupe) представили публике одновременно. Обе версии пользовались приблизительно одинаковым спросом, хотя E-type с откидным верхом в силу меньшего веса отличался чуть лучшей динамикой
Правда, уже первые тесты обнаружили целую россыпь не то чтобы недостатков, скорее, мелких недоработок автомобиля. Скажем, скромный даже по меркам спортивной машины запас места для ног, кресла крайне неудобной формы, непродуманная (или правильнее сказать – почти отсутствующая) система вентиляции салона, повышенный масляный аппетит, слабый свет фар. Но что эти мелочи значили на фоне внешности и динамики «ешки»? Практически ничего.
Красота внеземная! Неудивительно, что даже Энцо Феррари в 1961-м назвал «ешку» самым красивым автомобилем мира
Тепло E-type приняли и по ту сторону океана – что для европейских моделей того времени являлось скорее исключением. Правда, американские покупатели оказались более капризными. Многие жаловались на тесноту, отсутствие второго ряда сидений, и практически все до единого требовали установки автоматической коробки передач.
Обратите внимание на дефлекторы системы вентиляции, вернее, на их отсутствие. О таких мелочах разработчики Jaguar не беспокоились. И если для родстера слабая вентиляция была не такой уж серьёзной проблемой, то владельцам купе приходилось изрядно потеть
Пришлось соответствовать. Для начала в 1964-м для E-type предложили новый двигатель – по сути расточенную до 4,2 л «шестерку» серии XK. Новый двигатель не стал мощнее – все те же паспортные 265 л.с., зато отличался большей тягой в нижнем диапазоне оборотов, что лучше подходило к трафику американских городов. А вот максимальная скорость упала до 205 км/ч. Приятным дополнением к мотору стала более современная механическая коробка, улучшенный вакуумный усилитель тормозов и целый ряд мер, направленных на снижение жора масла. Правда, «автомат» в подкапотное пространство машины по-прежнему не вмещался. И тогда еще через два года на сцену вышел удлинённый Е-type – колёсную базу увеличили аж на 23 см! Теперь нашлось место и для АКПП, и даже для дополнительного детского ряда сидений.
Рядная «шестерка» объемом 3,8 или 4,2 л развивала 265 л.с. и отличалась повышенным масляным аппетитом
Стала ли «ешка» более практичной? Едва ли. Другое дело, что заметно увеличившиеся габариты сразу же отразились на внешнем великолепии красотки. Несколько лишних дюймов разрушили идеальную гармонию. Впрочем, это взгляд историка и ценителя, покупатели же и не думали жаловаться. По душе клиентам пришлись и новая оптика, появившаяся на слегка обновленной версии E-type в 1968 году. Пусть с прозрачными обтекателями машина выглядела привлекательнее, но без них фары лучше освещали дорогу.
Jaguar E-type S2 проще всего опознать по круглым фарам без обтекателей и поворотникам, переехавшим под низ бампера
Нагуливая жирок
И все-таки очевидное равнение на вкусы американцев портило E-type, как портят фигуру частые поедания гамбургеров. Рестайлинговая «ешка» (заводское обозначение S2) отличалась от оригинала не только наличием варианта с удлинённой базой. Чтобы соответствовать только что введенным в США стандартам безопасности, машина получила бампера иной формы, увеличились в размере задние стоп-сигналы, поменяли местоположение передние и задние поворотники. Хуже, что машина стремительно набирала вес. Если оригинальное купе весило 1315 кг, то удлиненный вариант с формулой сидений 2+2 перевалил за 1,4 тонны. И это в базовом оснащении. Ведь все больше покупателей заказывали машину с усилителем руля, кондиционером и, главное, «автоматом»... При этом 4-ступенчатая АКП от Borg Warner на фоне одноклассников выделялась лишь солидной массой, но никак не быстротой переключений. В результате с 4,2-литровым мотором и «автоматом» E-type стал заметно медленнее. Как ни крути, а 8,9 секунды разгона до сотни – это уже не показатели суперкара. Впрочем, машина продолжала пользоваться неплохим спросом. Другое дело, что очереди сошли на нет.
«Ешка» с удлиненной колесной базой. Согласитесь, все как будто в порядке, но короткая версия выглядит элегантней и пропорциональней
Вернуть «кошке» былую прыть могло запланированное появление под капотом 12-цилиндрового мотора. Этот двигатель, вообще-то, предназначался для флагманского седана XJ, но в Ковентри решили, что для начала неплохо опробовать новинку на спорткупе. Модель 1971 года, известная как E-type S3, выпускалась только на удлинённом шасси и уже в базе оснащалась всеми атрибутами красивой жизни, от усилителя руля до кондиционера. Неудивительно, что масса перевалила за полторы тонны. Так что, несмотря на мощь двенадцати цилиндров, «ешка» едва ли была быстрее, чем в молодости – 6,8 с до сотни и 229 км/ч. При этом 282-сильный S3 стоил значительно дороже, а бензин потреблял ведрами. Когда в 1973-м разразился топливный кризис и спрос на спортивные и прожорливые модели упал ниже плинтуса, в Jaguar решили не затягивать агонию стареющей примадонны. Выпуск E-type прекратили в 1975-м.
Перед вами последний серийный экземпляр Е-type, собранный в феврале 1975 года. 12-цилиндровая версия S3 легко узнается по решетчатой пасти радиатора и дополнительному воздухозаборнику в нижней части
Были времена, прошли былинные
Такое порой случается, когда коммерчески успешная модель не приносит компании должной славы и богатства. Несмотря на отличные продажи и в целом убедительное реноме, E-type стал последней по-настоящему легендарной «дикой кошкой». Союз c British Leyland в середине 70-х не принес Jaguar ничего, кроме разочарований и долгов. И пока англичане разбирались со своими внутренними проблемами (профсоюзами, убыточными филиалами, низким качеством сборки), конкуренты ушли далеко вперед. Сегодня Jaguar пытается вернуть себе былой престиж и статус. Впрочем, саму «ешку» все это не касается. Ныне модель переживает настоящий ренессанс популярности в среде коллекционеров. За 3,8-литровое купе первых годов выпуска в идеальном состоянии придется отдать как минимум 60-70 тысяч евро. Впрочем, цены на версии S2 и S3 заметно ниже, отражая тот факт, что с оригинальным E-type не сравнятся даже его более поздние версии.
Данила Михайлов
Тест-драйв
К юбилею своей самой известной модели компания Jaguar сделала группе автомобильных журналистов роскошный подарок - тест-драйв Jaguar E-Type. Больше десятка машин всех трех серий собрались на площадке перед тем отелем, где, собственно, и родилась популярность этой модели - 50 лет назад именно здесь она была показана публике.
«Открытые» фары – признак более поздних серий E-Type
Владельцы машин – англичане, коллекционеры. Многие из них восстанавливали Е-тайпы своими руками, покупали их в Америке, переставляли рулевое управление на правую сторону. У кого-то в салоне красуется современная магнитола, кто-то дооснастил машину впрыском топлива, карбюраторы настраивать не так-то просто. Бесстрашные люди! Честно говоря, я бы не смог доверить такой автомобиль абсолютно незнакомому человеку, будь он трижды застрахован... Спасибо им!
Именно здесь, у этой гостиницы и был представлен публике 50 лет назад Jaguar E-Type
Я выбрал Ягуар из «второй серии», с 6-цилиндровым двигателем, классического зеленого цвета. Протискиваюсь в салон. Не так-то тут и просторно! А ездить вообще лучше в гоночных туфлях – иначе, неровен час, можно нажать все три педали сразу. Но с управлением никаких проблем, тяги «на низах» хватает за глаза (это вам не современные литровые турботабуретки!), весь маршрут можно ехать, почти не переключаясь.
Владелец Ягуара, конечно, бережет свою машину – но тем не менее в год проезжает около 3000 миль
Ощущения от езды.. Да что там говорить! Мне абсолютно не хотелось ни проверять, как он «рулится», ни выжимать все соки из двигателя – зачем? Эта машина уже всем все доказала. Она же старше меня. Можно просто ехать неспеша по узким улочкам, крутить огроменный руль, собирать понимающие взгляды и кивки окружающих водителей – да-да, мол, видим, очень уважаем! Можно вспомнить все подходящие к случаю классические эпитеты – про «старое вино, которое с годами...», ну и так далее. Все они будут верны. Есть, есть в них что-то такое настоящее, железное, притягивающее магнитом.
Этот милейший дедушка – легендарный Норман Дьюис, главный испытатель Ягуаров на протяжении многих лет. Он «научил ездить» 26 моделей «кошек»! Тогда, 50 лет назад, интерес публики к машине был столь велик, что Лайонз попросил его за ночь пригнать из Англии второй из имевшихся на тот момент экземпляров автомобиля. 1000 миль от Ковентри до Женевы м-р Дьюис проделал чуть больше чем за 11 часов! На вопрос, как ему это удалось, отвечает просто: «Ну, радаров-то в те времена не было...» Сейчас ему за 90, он с удовольствием вспоминает и с чисто английским юмором рассказывает про то время и ту сумасшедшую гонку. Не любит современные машины за их одинаковость, хотя ездит на современном Ягуаре. Однако хочет машину «не такую быструю» – а то, мол, только за последнее время схлопотал 4 штрафа за превышение скорости. Да, похоже, бензина в крови с годами меньше не становится!
Леонид АйзиковичФото автора
Jaguar E-Type
Заднеприводный спорткар Jaguar E-Type, ставший одним из автомобильных символов 1960-х годов, дебютировал в 1961 году. В отличие от предыдущих машин марки у него был несущий кузов. На американском рынке модель называлась Jaguar XK-E.
Двухместные купе и родстер, выпускавшиеся на заводе в Ковентри, оснащались рядным шестицилиндровым мотором объемом 3,8 литра и четырехступенчатой «механикой». Паспортная мощность силового агрегата — 269 л. с., но фактическая отдача была несколько ниже. В 1964 году на Jaguar E-Type начали устанавливать 4,2-литровый двигатель (те же 269 л. с.), а в 1966 году была представлена версия купе с двумя дополнительными «детскими» местами сзади (посадочная формула 2+2), ее кузов был удлинен на 23 см. Для такого купе в качестве опции предлагался трехступенчатый «автомат».
Родстер Jaguar E-Type первой серии, 1961–1967
Модернизированные машины так называемой «второй серии» поступили в продажу в 1969 году. Обновленный Jaguar E-Type получил фары головного света без обтекаемого «колпака», более крупный воздухозаборник спереди для лучшего охлаждения мотора, усовершенствованную тормозную систему и измененный интерьер. (Часть новшеств была внедрена еще на машинах «первой серии» в последние годы выпуска). За дополнительную плату покупателям стали предлагать кондиционер и усилитель руля. Двигатель — прежняя 4,2-литровая «шестерка».
Купе Jaguar E-Type второй серии, 1968–1971
У автомобилей «третьей серии», представленной в 1971 году, под капотом стоял новый мотор V12 объемом 5,3 литра (314 л. с.), но небольшое количество машин было выпущено со старым шестицилиндровым двигателем. Из модельного ряда исчезла двухместная версия с кузовом купе.
Купе Jaguar E-Type третьей серии, 1971–1975
Производство модели E-Type завершилось в 1975 году. Всего было сделано около 70 тысяч таких «Ягуаров».
Эту страницу ищут по запросам: цена Jaguar E-Type, характеристики автомобиля, подробная информация о модели Jaguar E-Type.