Заправка газом автомобилей


Каким газом заправляют автомобили с ГБО

Время чтения: 6 минут

Не все водители, особенно те, которые управляют авто без ГБО, знают, каким газом заправляют автомобили. Несмотря на объединяющий термин «газ», виды топлива для газобаллонных установок автомобилей могут быть разными, существенно различаться по ряду физических свойств, требовать разных условий хранения.

Плюсы и минусы газового топлива

Двигатель внутреннего сгорания, работающий на газе, придумал француз Этьен Ленуар еще в 1860 году. Правда, то газомоторное топливо имело очень отдаленное отношение к тому, каким газом заправляют автомобили сегодня.

Впоследствии для заправки двигателей стали использовать бензин и дизтопливо. В 1940 году в СССР начали производить газогенераторные автомобили и параллельно строить сети газозаправочных станций.

По ряду причин инициатива застопорилась и сошла на нет. Очередной всплеск интереса к альтернативному топливу пришелся на времена, когда газовое топливо для автомобилей стало в несколько раз дешевле бензина.

Для двигателей внутреннего сгорания требуется топливо с определенными параметрами, гарантирующими работу силового агрегата. Главные критерии выбора газового топлива:

  • соответствие стандартам качества;
  • минимальное количество примесей;
  • четкая пропорция составляющих пропан-бутоновой смеси.

Некоторые производители добавляют в моторное газовое топливо специальные присадки, которые способствуют снижению токсичности выхлопного газа и более полному сгоранию газовой смеси в цилиндрах двигателя. Присадки защищают системы впуска и питания, клапаны и другие элементы силового агрегата от  пригорания, коррозии и преждевременного износа.

Обсуждая плюсы и минусы газа на авто, стоит упомянуть, что, помимо экономической выгоды, газ, к сожалению, не лишен недостатков. Главный из них – несоответствие стандарту качества, предъявляемому к газовому топливу автомобильного назначения. В погоне за выгодой недобросовестные продавцы реализуют газ, в котором содержание посторонних примесей повышено или пропано-бутановое соотношение нарушается.

Типичной проблемой владельцев автомобилей с ГБО является то, что водителю сложно проверить точное количество заправленного газа. Он вынужден верить показаниям счетчика газовой колонки.

Также неприятностью грозит чрезмерная заправка баллона. Согласно правилам техники безопасности в газовом баллоне должно быть не менее 15 % свободного объема. Контролировать это должен специальный клапан-отсекатель. Но в случаях, когда он не срабатывает, в баллон закачивается большее, чем требуется по технике безопасности, количество газа.

Природный и пиролизный газ как топливо для машин

Большинство автомобилей, как серийного выпуска, так и переоборудованных, являются двухтопливными, то есть могут использовать и жидкие, и газообразные источники энергии. Машины на природном газе могут использовать в качестве топлива компримированный (сжатый) и сжиженный природный газ.  В качестве газового моторного топлива в автомобили заправляют пропан-бутановую газовую смесь или метан. Метан может использоваться как компримированный природный газ для автомобилей. Он сжат под давлением около 200 атмосфер. Пропан-бутановая смесь используется в качестве сжиженного газа.

В отличие от бензина и дизельного топлива, природный газ воздействует на детали мотора более бережно, увеличивая его капитальный ресурс. Выхлоп двигателя, работающего на природном газе, содержит меньше соединений свинца, серы и диоксида углерода.

Пиролизный газ

Пиролизный газ – это еще один вид горючего газа, получаемого, когда твердое топливо преобразуется в летучие соединения и твердый или жидкий остаток (процесс пиролиза). Пиролизный газ, смешиваясь с кислородом, обеспечивает мощный и длительный процесс горения. В нем содержится большое число компонентов, в частности этилен, водород, этан, метан, пропилен и др. Состав пиролизного газа зависит от качества сырья, температуры, при которой проходит реакция пиролиза, и времени.

Машина на пиролизном газе движется за счет того, что двигатель внутреннего сгорания работает на топливной газово-воздушной смеси, поступающей из газогенераторной установки. В качестве источника энергии такая установка может использовать древесину и отходы древесного производства, а также торф и уголь. Газогенераторные системы имеют ряд существенных недостатков: маленькую мощность и чрезвычайно быстрый износ металлических деталей. Для заправки автомобилей такой газ практически не используется, хотя опытные образцы такого оборудования есть.

Какой газ используют для заправки автомобилей

Говоря о том, на каком газе ездят автомобили, подразумевают, как правило, два основных типа: пропан-бутановая смесь и природный газ – метан. Эти газы значительно различаются по составу.

Природный газ – это практически чистый (95–98%) метан. В природе он содержится в пластах подземных месторождений и содержит крайне мало посторонних примесей. Метан легче атмосферного воздуха, может накапливаться в закрытых помещениях и взрывоопасен при концентрации в 4,4 %. Чтобы использовать его в качестве топлива, требуется сжатие силой до 200 атмосфер.

Независимо от того, каким газом заправляют машины, бесспорным преимуществом использования газа перед другими видами автомобильного топлива является доступная цена. Кроме того, газ расходуется силовым агрегатом более экономно, а его экологическая безопасность выше. При экономном расходе дозаправляться потребуется реже.

Пропан-бутановая смесь состоит, как видно из названия, из пропана и бутана в определенном соотношении. Пропан – это органическое вещество, побочный продукт нефтепереработки. Чтобы получить топливную смесь с заданными свойствами, пропан смешивают с бутаном и под давлением 10–12 атмосфер помещают в металлические герметичные баллоны.

Пропан тяжелее воздуха, поэтому становится взрывоопасным, если его локальное содержание в атмосфере превышает 2,1 %. Кроме того, пропан-бутановая смесь отличается большим содержанием примесей и требует фильтрации и очистки.

Независимо от того, какой газ используется в автомобилях в качестве топлива, оба состава горючи и сохраняют агрегатное состояние в среднетемпературном диапазоне. Но при понижении температуры эти газовые топливные смеси ведут себя по-разному.

Сжатый и сжиженный газ

Смесь пропана и бутана широко применяется в народном хозяйстве. Это универсальное топливо. Газ, сжиженный для заправки автомобилей, ничем не отличается от того, которым заправляют бытовые баллоны с газом и зажигалки.

Изначальная пропорция бутана и пропана в исходном нефтяном газе может не годиться, чтобы использовать его в качестве топливной смеси. Чтобы использовать сжиженный нефтяной газ как эффективное автомобильное топливо, к бутану добавляют определенное количество пропана, который отличается высокой холодостойкостью.

Сам по себе бутан в чистом виде чрезвычайно калориен, но он трансформируется в жидкое состояние при понижении температуры всего до минус 0,5⁰ C, а вот пропан – при минус 49,09º С. Поэтому эти два газа смешивают, ведь моторное топливо должно сохранять стабильное состояние при низких температурах.

В зависимости от времени года сжиженный газ бывает «летней» или «зимней» концентрации. В первой больше бутана, а во второй – пропана.

Термин «сжиженный газ» означает способность пропан-бутановой смеси переходить в жидкое состояние при понижении давления. В жидкой форме пропан обладает очень высокой плотностью, что позволяет поместить большое количество моторного газа в относительно небольшой емкости.

Давление в пропановом баллоне остается постоянным в процессе расходования газа, но зависит от температуры. Чем теплее на улице, тем выше давление в баллоне. При температуре +20о С в баллоне создается давление в 3 атмосферы, а на жаре 45–50о С давление внутри баллона может достигать 15 атмосфер.

При достижении предельных температур баллон начинает сбрасывать излишек топливной газовой смеси через предохранительный клапан.

В отличие от пропана, метан в 1,6 раза легче, чем атмосферный воздух, у него низкая плотность и низкая точка кипения. Для того чтобы трансформировать метан из газообразного в жидкое состояние, понадобится охладить его до температуры 164⁰ С ниже нуля. То есть, чтобы хранить метан в жидком состоянии, нужна криогенная камера. Поэтому использовать метан как автомобильное топливо более эффективно, если сжать его при давлении около 200 атмосфер. В связи с этим баллон для метана должен быть очень прочным, гораздо прочнее, чем для пропан-бутановой смеси. Собственно, как и все газобаллонное оборудование.

Заправляться газовым топливом, с точки зрения экономичности и функциональности, более выгодно, чем бензиновым. Но однозначно ответить на этот вопрос сложно. Каждый из газов имеет свои достоинства и недостатки. К тому же топливные смеси значительно различаются по способу хранения:

  1. Метан более экономичный в процессе эксплуатации ГБО, чем пропан-бутановая смесь.
  2. Установка газового оборудования под пропан дешевле, чем метанового.
  3. И метан, и пропан снижают мощность двигателя по сравнению с бензином. Но снижение это незначительное и наблюдается при высоких скоростях.
  4. Метан по своим характеристикам является наиболее экологичным газовым топливом, которое даже превосходит использование электродвигателей. Пропан экологичностью похвастаться не может.
  5. Пропан можно сжать, используя небольшое давление. Вместе с баллоном пропан весит намного меньше, чем баллон со сжатым метаном.
  6. В баллон одинаковой емкости пропана входит больше, чем метана.
  7. Пропан является более опасным видом топлива. По сравнению с метаном он взрывоопаснее в два раза. Из-за того что пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, она может скапливаться даже на открытых пространствах, тогда как метан рассеивается в атмосфере.
  8. Баллоны пропана при сильных механических нагрузках, например, в результате аварии, деформируются сильнее баллонов с метаном.
  9. Оборудование для заправки метана, его сжатия и очистки значительно более сложное и дорогое, чем пропановое.
  10. Заправиться пропаном проще, чем метаном. Заправок, которые предлагают пропан-бутановое топливо, в несколько раз больше, чем точек, где можно заправить автомобиль метаном.

1avtoyurist.ru

ГБО – преимущества и недостатки использования газа в авто

Когда вы рассматриваете возможность переоборудовать свой автомобиль для работы на газе, основной вопрос: сколько денег можно сэкономить? Однако существуют и другие критерии, которые необходимо учитывать, включая определённые недостатки. Очевидно, что ни одно решение не имеет только преимущества, есть и недостатки.

Основные преимущества ГБО

Каждый аспект жизни имеет свои достоинства и недостатки. Если вы решили положить деньги в банк, вы соглашаетесь «заморозить» их на определённый период времени. Если вы хотите сделать свою жизнь менее опасной для окружающей среды, вам также нужно пойти на некоторые жертвы – вы отделяете мусор, экономите энергию, выключая неиспользуемые приборы и заменяя обычные лампочки энергосберегающими. Управлять собственным автомобилем также непросто – вы тратите деньги на топливо и обслуживание, на простаивание в пробках и берёте на себя ответственность за участие в дорожном движении.

Когда вы устанавливаете ГБО, вы, вероятно, делаете это для экономии и для окружающей среды, но для достижения своих целей вы должны сначала вложить деньги в ГБО. Да, вы будете платить больше за проверки ТО на вашем автомобиле, и да, вам нужно будет заменять свечи зажигания немного чаще, но вы сэкономите достаточно, чтобы покрыть это и многое другое. В свою очередь, вам может быть разрешено въехать в центр города, а другим – нет, хотя иногда вы можете оказаться в подземной парковке. Автомобиль, о котором регулярно заботятся, не подведёт и станет более приятным в управлении благодаря более бесшумному и гибкому двигателю.

Сжиженный газ не починит сломанную машину и не принесёт вам денег, а только сэкономит. Но, тем не менее, у него достаточно преимуществ, чтобы каждый год убеждать всё больше и больше водителей по всему миру. Такое большое количество людей не может ошибаться, не так ли? Рассмотрим плюсы и минусы ГБО более подробно.

Плюсы:

  • Экономия – это, безусловно, основной критерий в пользу того, чтобы автомобиль был переоборудован под ГБО. Чем больше вы проезжаете, тем больше вы экономите – просто и понятно! Стоимость газа на порядок ниже в сравнении с бензином.
  • Охрана окружающей среды – автомобили, работающие на газе, выделяют на 15-20% меньше углекислого газа (CO2), чем их бензиновые и дизельные аналоги, и практически не выделяют оксидов азота (NOx) или твёрдых частиц (ТЧ). Газ – экологически чистое топливо. Некоторые страны признают экологичность ГБО и вводят стимулы для водителей, которые его используют: дорожные налоговые льготы, более низкие страховые взносы на автомобиль, бесплатная парковка в центрах городов или политика стабильного акцизного налога. Также обвинения в образовании пробок часто снимаются с транспортных средств, работающих на газе (как с электромобилями). Даже когда ваше правительство не даёт вам ничего взамен, вы всё равно можете чувствовать себя лучше, потому что ваш автомобиль не так вредит природе, как среднестатистический дизель.
  • Сжиженный газ также может быть легко использован в бензиновом двигателе. Подобно бензиновому двигателю, когда соединение для сжиженного нефтяного газа выполнено и подаётся на вход в карбюратор, пары сжиженного газа (вместо капель бензина) смешиваются с воздухом и затем направляются в камеру сгорания, где происходит процесс воспламенения как в бензиновой версии. Аналогичный механизм также используется в версиях MPFI (система впрыска топлива). Таким образом, бензиновый двигатель может быть легко перенесён на сжиженный нефтяной газ, поскольку процесс сгорания абсолютно одинаков.
  • Дополнительный диапазон движения – любая автомобильная газовая система является дополнением к автомобилю, в то время как бензин остаётся основным топливом. Поскольку есть возможность использовать два вида топлива по своему желанию, расстояние, которое вы можете преодолеть после одного пополнения, значительно увеличивается, что несёт определённую выгоду. Нехватка автомобильного газа в середине пути не является проблемой, потому что вы всегда можете использовать часть бензина, который у вас есть (если вы этого не делаете), чтобы добраться до ближайшей заправочной станции. Однако убедитесь, что вы регулярно заправляете сжиженный газ – зачем использовать бензин и платить в два раза больше?
  • Двигатель, работающий на газе, тише и более гибок – сжиженный газ имеет высокое октановое число (около 110), что означает, что двигатель работает мягче и легче разгоняется при низких оборотах. Это особенно полезно в городском вождении, где много стартов и остановок, и шум сам по себе является одной из форм загрязнения.
  • Газовый двигатель «живёт» дольше – газ впрыскивается в камеры сгорания в оптимальной форме, то есть в виде пара, что полезно для современного двигателя. Инженеры годами пытались заставить бензин входить в цилиндры в такой форме, но с автогазом это естественный процесс (его физические характеристики гарантируют это). Процесс сгорания также более плавный и эффективный, плюс масляная плёнка не покрывает стенки цилиндра каплями топлива.

В последние годы в России наблюдается значительный рост использования ГБО 4 поколения в автомобильном пространстве. Как в оснащённых производителем моделях, так и в комплектах сжиженный газ в качестве автомобильного топлива в настоящее время используется очень широко. Ключевыми факторами, способствующими увеличению использования сжиженного газа в автомобилях, было стремление снизить расходы на топливо, экологические соображения и фундаментальное признание использования сжиженного газа в качестве хорошей альтернативы бензину и дизельному топливу.

В процессе рафинирования нефти извлекается несколько различных компонентов, от почти твёрдого вещества (смола) до жидкости (бензин) и газообразных паров. В таком случае сжиженный газ представляет собой смесь этих компонентов. Он включает в себя в основном пропан и бутан, и заправлен каким-то одорантом, который можно использовать для выявления утечек. При хранении этого газа он сжимается, что превращает его в жидкость. Поэтому он и называется сжиженным.

Работа двигателя на сжиженном газе аналогична работе бензинового. В бензиновом двигателе карбюратор автомобиля создаёт смесь капель бензина и воздуха, который затем подаётся во впускной коллектор двигателя. Затем возникает искра, вызывающая контролируемый взрыв, который приводит в движение двигатель.

Недостатки ГБО

Важным фактором производительности двигателя является степень сжатия. В обычном бензиновом двигателе давление смеси топлива и воздуха является самым высоким в конце такта сжатия, которое дополнительно увеличивается за счёт тепла двигателя. В результате предоставление искры приводит к быстрому воспламенению. Высокая теплотворная способность и удельная энергия на единицу объёма смеси приводят к мощному сгоранию, но требуется достаточное давление, чтобы обеспечить наличие достаточного количества топлива в этой единице объёма.

Если двигатель приводится в движение бензином, появляются капли бензина. Однако в режиме ГБО топливный компонент смеси выделяется в газообразной стадии. В этом случае для обеспечения достаточного количества топлива в смеси важным становится давление. Оно достигается за счёт температуры: желательна более высокая температура топлива, повышается давление и, таким образом, обеспечивается достаточное количество газа на объём смеси.

Таким образом, в сжиженном нефтяном газе требуется прогрев двигателя, чтобы обеспечить достаточный нагрев топливовоздушной смеси, обеспечивающий начало процесса сгорания. Фактически это является причиной того, что в большинстве автомобилей, оснащённых комплектом газобаллонного оборудования, двигатель некоторое время работает в бензиновом режиме, а затем переключается в режим ГБО, когда становится достаточно тёплым. Что касается других преимуществ и недостатков ГБО, то стоит выделить следующие.

Другие минусы:

  • Дополнительное обслуживание – как мы уже говорили, газ на авто является дополнением к автомобилю, поэтому, как и всё транспортное средство, требует определённых периодических проверок и технического обслуживания (обычно один раз каждые 10 тыс. км или один раз в год).
  • Дополнительные расходы на ТО – каждая система газоснабжения должна ежегодно обслуживаться, как и весь автомобиль. Это делается во время регулярного осмотра, но за дополнительную плату. Новые бензиновые и дизельные автомобили не нуждаются в осмотре, пока им не исполнится 3 года (и даже в этом случае второй осмотр не требуется, пока автомобилю не исполнится 5 лет), но если вы переоборудуете новый автомобиль или купите заводской, то он будет должен проверяться каждый год.
  • Малое количество заправочных станций – по сравнению с бензиновыми и дизельными.
  • Исследования по бензиновым и дизельным версиям двигателей более продвинуты, чем по ГБО. Например, подробный анализ развития пламени сгорания, режимов движения, различных условий смеси и т. Д. Доступен для процесса сгорания бензиновых и дизельных двигателей, тогда как тот же самый ограниченно доступен для СНГ.
  • Обязательная регистрация оборудования и освидетельствования баллона – на легализацию ГБО также придётся потратиться.
  • Сокращение полезного объёма в багажнике и утяжеление массы авто – часть резервуара для сжиженного газа занимает его, но многое зависит от типа самой ёмкости. Если вы переводите авто на ГБО с баллоном в форме цилиндра, некоторое грузовое пространство будет навсегда потеряно, потому что оно устанавливается внутри багажника и фиксируется там навсегда. Тороидальные резервуары являются чем-то вроде лучшего решения, потому что они размещаются в месте для запасного колеса, под полом багажника. Тем не менее, они обычно меньше, чем цилиндрические резервуары, которые могут быть использованы на той же машине. Кроме того, вам необходимо разместить запасное колесо, но, к счастью, его можно положить в багажник и использовать по мере необходимости.
  • Потеря мощности двигателя и повышенный расход газа – сжиженный газ чуть более требователен, чем бензин, потому что он труднее воспламеняется и сгорает при более высокой температуре. В результате крайне важно, чтобы системы впуска и зажигания были должным образом поддержаны и всегда оставались полностью работоспособными. Некоторые автомобили и двигатели требуют замены свечей зажигания, кабелей зажигания и воздушных фильтров чаще, чем другие. Очевидно, что до тех пор, пока водитель должным образом заботится о своём автомобиле и заменяет все изношенные детали без задержек, мало что изменится после того, как автомобиль будет переоборудован.

Специальные требования по эксплуатации и хранению автомобиля на газу также устанавливаются для некоторых районов и парковок. Автомобили, работающие на сжиженном газе, иногда не могут быть припаркованы на подземных автостоянках – газ тяжелее воздуха, что означает, что он оседает в самых низких точках земли. По этой причине следует избегать гаражей с смотровыми ямами, а пропуск в многоэтажные автостоянки может быть ограничен. Это связано с опасностью при эксплуатации авто на газе.

Стоит ли ставить газовое оборудование на автомобиль

Стоит ли ставить ГБО? По сравнению с бензиновым двигателем, автомобиль, оборудованный сжиженным нефтяным газом, добавляет ряд деталей. Основными компонентами комплекта для сжиженного нефтяного газа являются баллон, испаритель, электромагнитные клапаны, выключатель, соединения труб и шлангов. Испаритель является сердцем комплекта ГБО. Этот прибор существенно снижает давление сжиженного нефтяного газа из его контейнера, превращая жидкость в газ, который затем подаётся непосредственно в карбюратор.

Электромагнитные клапаны представляют собой два клапана, которые регулируют поток газа или бензина. Это электромагнитные устройства, которые, соответственно, останавливают поток бензина, когда автомобиль работает на сжиженном газе, и наоборот, останавливают поток сжиженного газа, когда используется бензин. Он также останавливает поток сжиженного газа при остановке двигателя. Баллон представляет собой защищённое устройство, которое удерживает сжатый газ в жидком виде. Переключатель позволяет переключаться с бензина на сжиженный газ и наоборот.

Стоит ли переводить авто на ГБО? Пользователь, как правило, будет склонен использовать сжиженный газ, чтобы снизить стоимость эксплуатации своего автомобиля. По сравнению с уменьшенной стоимостью за километр, есть инвестиции и обслуживание. Рассмотрим инвестиции в эксплуатацию ГБО и их преимущества.

Инвестиции

Когда пользователь решит внедрить комплект ГБО в свой автомобиль, стоимость комплекта для переоборудования составит от 15 до 18 тысяч рублей. Даже в случае использования сжиженного газа, производимого компанией, мы ожидаем более значительного повышения цен по сравнению с аналогичной бензиновой версией. Инвестиция является единовременным вложением, после которого пользователь может воспользоваться преимуществами ГБО.

Пробег и стоимость за км

Чтобы оценить стоимость вождения автомобиля на газе, важны два фактора. Прежде всего, стоимость единицы сжиженного газа, а затем пробег самого автомобиля, оборудованного такой системой. Обратите внимание, что сжиженный газ измеряется в расчёте на килограмм, поскольку будет иметь различное количество фактического топлива в зависимости от применяемого давления. Стоимость за кг сжиженного газа варьируется в зависимости от региона.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание автомобиля на сжиженном газе во многих отношениях аналогично бензиновому варианту, поскольку большинство компонентов одинаковы. Конечно, особое внимание должно быть уделено поддержанию баллона, клапанов и труб в очень хорошем состоянии. В результате техническое обслуживание автомобиля на сжиженном газе всегда будет дороже, чем авто на бензине.

ГБО второго поколения

При использовании комплекта ГБО возникают такие неприятности, как проблемы с запуском и рывки. После длительного использования кольца могут изнашиваться, что быстро приводит к смещению давления впрыскиваемого газа. Средство защиты состоит в том, чтобы заменить кольца, что означало бы капитальный ремонт.

Главное, что нужно помнить владельцам авто с системой ГБО – необходимо предоставлять его для обслуживания через регулярные промежутки времени, что позволит избежать капитального ремонта комплекта для сжиженного газа. Тем не менее, мы можем предположить, что технической обслуживание авто с установленной системой ГБО обойдётся примерно на 5000 рублей в год дороже.

Оценка

Срок полезного использования комплекта ГБО составляет около 4 лет. Следовательно, предполагаемые общие затраты должны составлять около 15000 рублей за комплект, плюс 4 раза по 5000 рублей за обслуживание – всего 35000 рублей. Это означает, что нужно ездить по крайней мере 35000 км. в течение четырёх лет для возмещения затрат, что составляет около 14000 км в год. Следовательно, с экономической точки зрения, можно утверждать, что сжиженный газ полезен для водителей, ездящих более 14000 км. в год.

Безопасность и меры предосторожности

В прошлом основным фактором, сдерживающим людей от использования ГБО, были проблемы безопасности. Давайте посмотрим на фактор безопасности ГБО. Автомобили, оборудованные сжиженным газом – будь то заводская или индивидуально установленная система, периодически взрываются.

Тем не менее при проверке всегда было показано, что эти аварии произошли с бытовой ГБО, а не с заводскими установками. Очевидно, очень опасно использовать внутренние баллоны для сжиженного газа для легковых автомобилей – это не только незаконно, но и может оказаться фатальным. В то же время, очевидно, что при управлении правильно оборудованным автомобилем проблем безопасности как таковых нет.

Тем не менее, главное, что нужно соблюдать при использовании сжиженного газа – это утечка. Источником утечки может быть фильтр, установленный над баллоном, электромагнитный выключатель и трубопровод. Как правило, трубопроводы от заднего баллона проходят через боковые панели внутри салона, чтобы избежать повреждения в трубе из-за выбоин, камней и т. д. Любое регулярное техническое обслуживание будет включать полный осмотр этих компонентов на предмет утечки.

Обратите внимание, что ГБО поставляется с добавленным запахом. Следовательно, в качестве меры предосторожности в случае появления какого-либо запаха немедленно отключите двигатель, чтобы остановить поток сжиженного газа, и обратитесь к властям для немедленного устранения проблемы.

Опыт вождения

Вождение автомобиля, оснащённого комплектом для сжиженного газа, хотя и очень похоже на бензиновую машину, сопряжено с некоторыми интересными особенностями, и для лучшего использования следует соблюдать определённую процедуру.

Сначала запустите автомобиль на бензине и дайте ему поработать несколько минут, чтобы двигатель прогрелся. Затем выключите бензиновый переключатель, чтобы отключить подачу бензина. Теперь двигатель будет работать в течение нескольких минут с бензином, оставленным в карбюраторе. В этот момент вы можете отключить двигатель и снова включить его с помощью ГБО и запустить двигатель.

При установке ГБО производительность двигателя станет не такой комфортной, как у бензина. Вы можете почувствовать нехватку мощности и тяги. Однако работа двигателя становится более плавной, поскольку он прогревается полностью. Предполагаемая потеря мощности в двигателе ГБО составляет около 10%, что приводит к снижению максимальной скорости на 3% и уменьшению крутящего момента.

Важным моментом, который следует иметь в виду, является то, что, если вы собираетесь ехать на дальние расстояния, убедитесь, что баллон для сжиженного газа заполнен, и обязательно узнайте, где следующая станция заправки на маршруте. Кроме того, было бы хорошо сохранить достаточный запас бензина для использования в экстренных случаях. Тем не менее, в действительности, в городах сжиженный газ в настоящее время имеется в большом количестве, и даже в сельских районах он доступен регулярно. Это также связано с огромным количеством такси, курсирующих на сжиженном нефтяном газе.

rating-avto.ru

Заправка автомобиля газом в домашних условиях

Желание автолюбителей перейти на газ с привычного бензина легко объяснить. Таким способом удается снизить расходы на топливо и даже продлить ресурс силового агрегата автомобиля.

Но некоторым автолюбителям и этого недостаточно — они изобретают уникальные способы заправки бытовым газом.

Возможно ли это? Какие методы наиболее предпочтительны? Когда стоит рассчитывать на окупаемость затрат? Разберем эти вопросы подробно.

Преимущества и недостатки заправки автомобиля газом

На отечественном рынке автолюбители выбирают между двумя вариантами — оборудованием на метане или пропане (пропан-бутане). Приведенные технологии имеют массу принципиальных отличий.

В первом случае топливо дешевле и находится в форме газа. В случае с пропаном стоимость топлива выше и сам газ имеет жидкий вид. Все, что требуется для перехода — поставить газобаллонное оборудование.

Вопрос в том, стоит ли это делать.

Преимущества перевода машины на газ

Доступность.

Главная причина, почему автолюбители переходят на газовое топливо — стремление сэкономить деньги.

В среднем стоимость газа в два раза ниже, что гарантирует выгоду и окупаемость системы в случае длительных поездок.

Цена монтажа оборудования может различаться и колеблется в районе 15-50 тысяч рублей.

Многие эксперты подсчитали и пришли к мнению, что через 15-20 тысяч километров оборудование в средней ценовой категории себя окупает.

На практике 9 из 10 автолюбителей при покупке новой машины ставят ГБО и на нее.

Повышение ресурса мотора.

Газ обладает октановым числом, которое выше, чем у бензина, что гарантирует его сжигание без остатка, отсутствие детонации и минимальную нагрузку на мотор.

Кроме того, ГБО гарантирует равномернее смешивание газа с воздушным потоком, что исключает смывание смазки с внутренней части цилиндров. Вот почему мотор служит дольше.

Спасение для экологии.

Благодаря тому, что газ почти полностью сгорает, объем вредных паров в выхлопе минимален. Если проводить параллели с «дизельными» газами из выхлопной трубы, то уровень оксида азота ниже на 60-65 процентов, а твердых частиц — на 80 процентов.

Многофункциональность.

Установка ГБО не означает, что водитель должен отказаться от главного топлива. Более того, ему доступен бензин (солярка) или газ в любое время. Все, что требуется перевести специальный тумблер в нужную позицию.

Так, заводить машину зимой рекомендуется на бензине, а после прогрева мотора стоит переключиться на газ.

Безопасность для жизни.

В сети встречается много стереотипов, что ГБО взрывается при столкновении или даже самопроизвольно. В практике такие ситуации известны, но они редки. Главное — доверить монтаж профессионалам и периодически проходить ТО.

Кроме того, в ГБО предусмотрены клапаны безопасности, исключающие самопроизвольный взрыв. Но и это не все.

Монтаж баллонов производится таким образом, чтобы снизить риск контакта и взрыва при столкновении на дороге с другим объектом.

При этом была проведена масса экспериментов, которые доказали минимальный риск для автомобиля.

Если и появляется утечка, то ее легко распознать с помощью пахнущих элементов — меркаптанов.

Недостатки перехода на газ

Проблемы с обслуживанием.

Несмотря на популярность ГБО, специалистов по настройке и установке такого оборудования не так много.

Причина в том, что для обслуживания ГБО требуется дорогостоящая техника, к покупке которой готовы не все станции.

При появлении проблем с системой приходится потратить много времени для поиска толкового мастера.

Небольшое число ГАЗС.

Главная причина небольшого числа газовых заправок — сложности с получением разрешений на заправку автомобилей таким топливом, а также дороговизна оборудования.

В дальней поездке приходится помучиться, чтобы найти подходящую заправочную станцию. Единственное, что спасает — возможность быстрого перехода на бензин.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Как открутить заржавевший болт

Снижение мощности и динамики.

Результаты экспериментов показали, что после заправки машины газом (метаном или пропаном) мощность падает на 12-15 процентов. Соответственно, снижается и максимальная скорость на 6-7 процентов.

Проблемы с пуском мотора в условиях низких температур.

Когда температура окружающего воздуха снижается ниже 10 градусов мороза, газ переходит в жидкое состояние, не поступает в систему.

Кроме того, возрастает и температура воспламенения, что приводит к ряду проблем с пуском.

В такой ситуации единственное решение — завестись на бензине, после чего переходить на газ.

Опасности разгерметизации при росте температуры.

Автомобили с ГБО боятся перегрева мотора из-за риска разгерметизации системы. По этой же причине стоит избегать действия прямых солнечных лучей.

Повышение массы автомобиля и снижение объема багажника.

Не секрет, что монтаж ГБО производится в багажном отсеке, что часто приводит к нехватке пространства при загрузке.

В среднем к весу машины прибавляется 65-70 килограмм и отнимается 40 литров багажного отсека.

Бывают ситуации, когда ГБО монтируется непосредственно за задними сидениями. В этом случае исключается возможность их складывания и перевозки дальномерных грузов.

Чтобы избежать проблем, рекомендуется держать под контролем давление в баллоне, обслуживаться у специалистов и не заправлять установку бытовым газом.

Что касается последней рекомендации, то многие автолюбители находят ее противоречивой. Считается, что заправка машины в домашних условия — реально и безопасно. Так ли это?

Можно ли заправлять авто бытовым газом: основные способы

Последние годы в США и ЕС популярностью пользуется природный газ метан.

В той же Италии почти полсотни тысяч авто переведены на этот тип голубого топлива, а в Германии ежемесячно открываются десятки метановых заправок.

По этой причине автолюбители все активней переходят на более доступное топливо.

Сложность в том, что для заправки машины метаном требуется давление, равное 210-220 атмосфер, чего не всегда удается добиться. Так, в столитровый баллон вмещается где-то 20-25 куб. метра природного газа.

Наибольшее давление, которое способны удержать баллоны — 240-260 атмосфер (при давлении проверки в 300 атмосфер).

В Соединенных Штатах, Канаде и Италии тысячи автолюбителей заправляются газом в гараже. Постепенно это веяние доходит и до стран СНГ. Все, что требуется — наличие компрессора ценой 5-10 тысяч долларов.

Общая производительность устройств — 20 «кубов» за 5-10 часов. К слову, производительность зависит от двух параметров — уровня давления на входе и самого компрессора.

Но здесь присутствуют риски. Если автолюбитель ошибся с давлением или монтажом, то без газа остается целый район.

Кроме того, применение компрессора приводит к высасыванию газа из системы до момента, пока не сработает защита на ГРП.

По правилам превышение давление должно составлять до 2 кПа. Если газ обирается свыше установленной нормы, то подача газа отключается.

Так, чтобы наполнить баллон 20 «кубами» голубого топлива стоит выкачать газ почти из полутора километров трубы, имеющей диаметр в 140 мм.

Если подача газа осуществляется с давлением в 3-12 атмосфер (средний уровень), то заправка автомобиля газом в домашних условиях реальна.

С такого давление компрессору проще нагнать нужный для заправки уровень.

Среди описанных выше проблем, стоит отметить еще одну — бюрократическую. Сертифицировать такое оборудование в странах СНГ сродни фантастики.

Одной из альтернатив считается применение компрессора АК-150С, который применяется в военной промышленности и монтируется на различные аппараты — боевые машины пехоты, танки, самолеты и прочую технику.

Как все работает (заправочная станция с насосом высокого давления)?

Теперь подробнее рассмотрим, по какому принципу работает система, в чем ее особенности. К сожалению, для России пока это выглядит фантастически.

Здесь все легко. Каждому автолюбителю доступен насос высокого давления (НВД). Устройство достаточно подключить к домашнему газопроводу и заправлять машину.

Что касается каких-то требований, то здесь стоит руководствоваться действующими правилами безопасности в отношении систем газоснабжения. Также стоит отметить, что подключается устройство к электричеству, поэтому заземление обязательно.

Дальше принцип действия элементарен. Водитель подключает трубку высокого давления к штуцеру для зарядки газом и ожидает в течение 5-6 часов (при давлении три «куба» в час).

Если производительность компрессора равна 9-10 «кубов» газа в час, то полная зарядка достигается через 1-1,5 часа. При этом не обязательно стоять возле машины, пока происходит заправка.Система полностью безопасна,.

Преимущества и недостатки заправки газом в домашних условиях

Заправка автомобиля газом дома имеет ряд преимуществ:

  • Удобство. Для заполнения бака не требуется никуда выезжать;
  • Выгода. Заправка бытовым газом обходится дешевле.

Недостатки:

  • Высокая стоимость монтажа ГБО на машину;
  • Затраты на покупку газового компрессора;
  • Баллоны высокого давления имеют большие габариты и вес;
  • Метановых заправок не так много, поэтому заправляться придется редко (возможно, только дома);
  • Есть риск оставить микрорайон без газа (об этом говорилось выше).

Если упомянутые минусы не отпугивают, то можно решиться и на такое переоборудование.

Когда все окупиться?

Чтобы понять, стоит ли тратить средства на переоборудование автомобиля, проведем ряд простых расчетов. Для вычисления берем пять машин марки Газель при условии, что каждое авто проходит в сутки 250 километров.

Цена станции для заправки (с давлением 10 «кубов» в час) — порядка 3000 долларов. Эту сумму требуется разделить на число машин и получить расходы на одно авто — 600 долларов.

Сюда же стоит прибавить стоимость ГБО — 400-500 долларов. Итого — 1000 долларов США на одну машину.

Газель в среднем расходует 18 литров на сотню. Что касается голубого топлива, то здесь расход почти такой же.

Один «куб» метана в России стоит 15 рублей или где-то 23 цента. Получается, что на 100 км пути затраты составляют 4,14 доллара.

Если путешествовать на бензине, то расходы в два раза больше. Один литр стоит где-то 34 рубля — 50 центов. Соответственно, на 100 км потребуется 9 долларов.

На каждой сотне километров экономия составляет почти пять долларов.

Для окупаемости оборудования машина должна пройти 20 тысяч километров.

Если учесть, что в сумме пять машин проходит 1250 километров, то затраты отобьются быстро — через 80 рабочих дней. Чем больше суточный пробег, тем быстрее наступает окупаемость.

Вопрос установки ГБУ стоит особенно остро, если расход автомобиля составляет 25-30 литров на «сотню». В такой ситуации затраты на оборудование окупятся уже через 50-60 дней.

Итоги

Перевод автомобиля или заправка машины газом в домашних условиях не должна происходит с наскока. Здесь стоит внимательно просчитать расходы и окупаемость.

Если транспортное средство проходит в год 1-2 тысячи километров, то в переоборудовании машины нет необходимости. Другое дело, если водитель почти не выходит из-за руля. В такой ситуации переход на ГБО — шанс реально снизить затраты и окупить их в течение 3-4 месяцев.

autotopik.ru

Заправка топливом

Заправка топливом должна производиться при наличии у водителя:

  • удостоверения на право вождения автомобиля, работающего на КПГ, которое водитель должен предъявить дежурному или оператору перед въездом на территорию станции
  • путевого листа или документов на газобаллонное оборудование (свидетельство формы 2В согласно ТУ 152-12-007-99).

Запрещается заправка автотранспорта компримированным природным газом при отсутствии или не надлежащим образом оформленных документов.

Документы для осуществления заправки на станции

Паспорт балона с результатами освидетельствования

Сертифицирующий центр

Удостоверение на право вождения транспорта на кпг

Обучающий центр

Свидетельсво 2б ту 152-12-007-99

Сертифицирующий центр

Заправку газобаллонных автомобилей осуществляет непосредственно оператор-наполнитель или водитель газомоторного транспорта под наблюдением оператора-наполнителя.

Въезд газомоторного транспорта в заправочный бокс должен производиться по разрешению оператора-наполнителя или по указанию соответствующей световой автосигнализации.

На территории заправочной станции водитель обязан соблюдать Правила дорожного движения, при этом, скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Расстояние между заправляемым и ожидающим своей очереди газомоторным транспортом должно быть не менее 15 м.

Заправка производится при отсутствии в газомоторном транспорте пассажиров.

Перед началом заправки водитель должен:

  • остановить двигатель;
  • включить стояночный ручной тормоз;
  • вынуть ключ из замка зажигания;
  • покинуть кабину;
  • надеть защитные рукавицы или перчатки;
  • открыть капот, багажник и люк моторного отсека;
  • снять защитный колпачок с заправочного устройства.

По окончании заправки водитель газобаллонного автомобиля должен:

  • убедиться, что баллоны заполнены;
  • произвести расчет за отпущенный газ;
  • навернуть пробку на наполнительный вентиль или надеть защитный колпачок на заправочный узел;
  • медленно открыть расходный или магистральный вентиль;
  • убедиться на слух в герметичности газовой аппаратуры и в правильности работы контрольно-измерительных приборов;
  • запустить двигатель и выехать с территории заправки.

Водитель не должен:

  • эксплуатировать автомобиль, у которого истек срок очередного освидетельствования газовых баллонов;
  • стоять около наполнительного шланга или баллонов во время наполнения баллонов газом, наклоняться к наполнительному вентилю, отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;
  • подтягивать гайки или соединения под давлением, стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимися под давлением;
  • производить какой-либо текущий ремонт или регулировку газовой системы питания на территории станции;
  • производить самостоятельно испытание газовой системы питания с помощью какого-либо источника сжатого воздуха или газа.

Высадка и посадка пассажиров

Высадка и посадка пассажиров ТС, подлежащих заправке, должна осуществляться на специально предусмотренных для этого площадках.

Предоставление документов оператору

Водитель предоставляет наполнителю (оператору) документы. Получив разрешение от наполнителя (оператора), производит все необходимые операции в соответствии с инструкцией, имеющейся на данной станции.

Действия наполнителя (оператора)

Наполнитель (оператор) производит подачу газа на колонку, ведет контроль над процессом заправки и расчетом количества отпускаемого газа, а также осуществляет денежный расчет.

www.gazprom-agnks.ru

Устройство газовой заправки

Запросить цену

Газовая заправка представляет собой компрессорную станцию. Её используют чтобы заправлять автомобили, транспортные средства разных размеров – маршрутки, автобусы, микроавтобусы и технику, которая используется в сельском хозяйстве. Газовая заправка подходит для двигателей, которые были специально перенастроены для эксплуатации на газе.

Как работает газовая заправка

Её присоединяют к газопроводу, а давление газа выставляют на 200 атмосфер. Таким образом газ будет наполнять баллоны в машине. Часто используются мини газовые заправки, так как их модно присоединить к очень многим газовым сетям в домашних условиях, у них небольшие размеры и малый вес. Маленький компрессор может работать от сети с напряжением в 220 Вольт. Это позволяет эксплуатировать компрессор с метаном даже в быту. Его можно установить на малых предприятиях, обслуживающих транспорт – перевозки, такси и на станциях, занимающихся сельским хозяйством. Подключать к сети можно в загородном доме или даче.

Заправка машины обычно осуществляется максимум за 6 часов. Но с помощью некоторых преобразований, можно увеличить возможности компрессора, что значительно снизит временные затраты на заправку автомобиля.

Почему нужно выбирать газ, а не бензин

  1. Газ в любом виде (пропан или метан) сгорает мягче, чем бензин. Это в свою очередь уменьшает нагрузку на двигатель;
  2. Можно увеличить время между ремонтами до полутора раз;
  3. Моторное масло нужно будет менять в 2 раза реже;
  4. Двигатель будет работать менее шумно – в 2 раза, а то и больше;
  5. Повысится эксплуатация свечей зажигания – до 40 процентов;
  6. Токсичность газов снизится в целом в 2 раза.

Преимущества газовой запраки

Часто можно услышать, что газовые заправки небезопасны в эксплуатации. Считается, что она может навредить работе двигателя, что в последствии приведет к снижению мощности работы двигателя, а расход топлива будет стремительно увеличиваться.

Однако эти опасения неверны. На газе машины ездят уже сравнительно долгое время и можно с уверенностью сказать, что у них меньшая взрывоопасность, чем у тех автомобилей, которые передвигаются на бензине.

Газ, как и бензин смешиваясь с воздухом в некоторых случаях могут очень легко загореться. Но в газ добавляются вещества, которые делают утечку заметной по запаху. Чего не скажешь в случае с бензином. В аварийной ситуации мультиклапан заправки автоматически прекращает подачу газового потока.

Для того чтобы машина с газом могла находится в закрытой местности, на трубопроводах, которые выходят из баллона имеются 3 никак не связанных между собой устройств для запора газа.

Чтобы перевести машину в эксплуатацию на газе, не нужно прилагать больших усилий. Двигателю не нужна большая регулировка.

Октановое число газов – 105 и на всех режимах эксплуатации двигатель будет работать стабильно, без детонации.

Условия эксплуатации

На давление в баллоне очень влияет температура внешней среды. Владельцам машин, работающих на газе, нужно внимательно следить, чтобы двигатель автомобиля не перегревался. Даже если температура повысится минимально, давление в баллоне может значительно увеличиться. В арматуре автомобиля есть устройство, которое позволяет перекрыть канал для заправки, как только он заполнится на 80%. После этого заправка не производится. На сегодняшний день есть немало производителей, которые занимаются изготовлением газового оборудования. Не имеет значение какой объем у двигателя, так как оборудование работает стабильно и хорошо на разных объемах. Проблемой может стать разве что хранение баллона – он будет занимать много места в багажнике. Но и её можно быстро решить – покупка тороидального баллона, который можно поставить в место расположения запаски. Объем газового баллона может составлять до 50 литров. Полезный объем газа всегда меньше на 20%, чем реальный.

Использование газа в автомобилях обычно сопоставимо по расходу с бензином, но в зависимости от времени года и частоты эксплуатации автомобиля может расходоваться и больше. Работа на газу – это полезно

Большинство технических устройств и транспорт, работают на бензине и если производство машин будет становится больше, то запасы нефти очень скоро закончатся. Природный газ на сегодняшний день является отличной заменой бензина по нескольким причинам:

  1. Экономическая – стоимость меньше, а значит и затраты тоже снижаются;
  2. Экологическая – нет вредных для природы выхлопов;
  3. Ресурсная — запасы нефти уменьшаются с каждым годом.

Не используя нефть в эксплуатации автомобилей и применяя её только в тех сферах деятельности, где без нее нельзя обойтись можно достичь большей эффективности и экономической стабильности.

На газу работает более 3,2 млн единиц техники. Европа стремительно переходит на использование газа, что положительно влияет на состояние окружающей нас среды.

Вас может заинтересовать:

Модульные АГЗС двустенные Модульные АГЗС одностенные Комплектующие для АГЗС

Рекомендуемые статьи

  • Применение теплообменников в химической, нефтехимической и пищевой промышленности

    Технологические процессы синтеза и разложения на фракции сложных веществ основаны на использовании эндотермических и экзотермических реакций. Перераспределение тепла в замкнутом контуре – принцип работы установки. Теплообменники в химической промышленности являются основным оборудованием, наравне с реакторами и ректификационными колоннами. В пищевой промышленности стерилизация и обеззараживание продуктов происходит при...

  • Запорная арматура — устройство и принцип действия

    Для управления потоками жидкостей и газов в трубопроводных системах, их линий и участков используются специальные устройства, называемые запорно-регулирующей арматурой. Данный вид трубопроводной арматуры предназначен для полного перекрытия или регулировки напора потока среды, управлением других технологический процессов, к которым относят: давление жидкости; напор; температуру; объем транспортируемого вещества. Для...

  • Виды газгольдеров

      Резервуары различной емкости для размещения газов и газовых смесей получили названия газгольдеры. В них закачивается для хранения природный, нефтяной сжиженный газ и другие виды газов и смесей. Они являются важнейшей частью автономной системы снабжения газом частных домов, коттеджей. Рис.1. Газгольдер подземный для питания газовых приборов и агрегатов.               Функции, выполняемые...

  • Для чего нужен газгольдер и его устройство

    Газгольдер – это цилиндрическая емкость из металла, оснащенная специальным оборудованием и предназначенная для закачивания, подачи и непосредственно хранения газа (обычно – смесь углекислого газа, пропана и бутана) в сжиженном виде. Агрегат может монтироваться наземным и подземным способом, последний – более распространен. Для чего нужен газгольдер Компактное газохранилище устанавливают для того, чтобы решить проблему...

www.npommz.ru

Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

ФакторПропанМетан
Стоимость ГБО Низкая Высокая
Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле
Расход относительно бензина (на 10 литров) 11-11,5 литров 8-8,5 кубов
Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг
Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км
Взрывоопасная концентрация в воздухе 2,1% 4,4%
Вредное влияние на детали двигателя высокое низкое
Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Экологическая безопасность Высокая Полная
Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%
Октановое число 100 110
Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

propan24.ru


Смотрите также