Зимняя резина для москвы шипы или липучка


Шипы или «липучка»?

Наступила осень, и вскоре автомобилистам предстоит сезонная замена шин. Какие шины поставить на зимний сезон: шипованные или нешипованные («липучки»)? По этому вопросу было, есть и, похоже, еще долго будет много споров. Лично мне непонятно, о чем тут можно спорить, если речь идет о езде по регионам России, где зимой царит минусовая температура. Мое мнение вкратце: в нашей стране, не считая откровенно теплых южных регионов, автомобиль на зиму безопаснее всего «обуть» в шипованные шины. Я не хочу вам навязывать свою позицию, но считаю нужным рассказать обо всех «за» и «против», чтобы вы могли принять правильное решение. Часто слышу аргументы водителей в пользу липучки или нешипованных шин и вижу, что люди учитывают не все, что надо было бы учесть…

Итак, обо всем по порядку.

Зачем нужны шипы?

Шипы нужны для обеспечения сцепления шин с дорогой, покрытой льдом или укатанным снегом. Без шипов ни одна шина не в состоянии обеспечить приемлемое сцепление с покрытием, какой бы «липкой» она ни была. Все просто: зацепиться за лед можно только одним способом – разрушив его. Металлические твердые и острые шипы могут это сделать, а мягкая нежная резина – нет. Моя любимая аналогия на эту тему: сравните лапы кошки и собаки. Почему кошка может лазать по деревьям (а также по шторам, пальто и другим дорогим хозяину вещам :)), а собака нет? Ровно по этой же причине шипованные шины на льду и укатанном снегу могут зацепиться за дорогу, а нешипованные… тоже могут, но куда хуже :(

А вот и конкретная информация: тормозной путь автомобиля на льду на нешипованных шинах на 50-70% длиннее, чем на шипованных, при прочих равных условиях. То есть вместо 60 метров, к примеру, которые вы могли бы проехать до полной остановки на шипах, вы проедете на «липучке» аж 90-100 метров. И тем самым соберете в кучу от 6 до 8 машин… Надо ли оно вам? Информация проверенная, об этом говорит как множество шинных тестов, так и наш тренерский опыт на курсах контраварийной подготовки.

Скажу иначе: самая хорошая нешипованная шина будет тормозить на льду и укатанном снегу всегда хуже самой плохой шипованной.

Отсюда вывод: если предстоит езда по льду и/или укатанному снегу, шипованные шины НЕОБХОДИМЫ. Конечно, при условии, что водитель претендует хотя бы на какой-то уровень безопасности вождения.

Зачем нужны шипы в Москве?

С предыдущим абзацем обычно никто не спорит, но мне часто возражают следующим образом: в Москве большую часть времени основные дороги расчищены до асфальта, поэтому шипы не нужны. Не нужны, потому что а) нет льда и б) потому что на асфальте шипы сильно увеличивают тормозной путь. Я не согласен ни с первым, ни со вторым и объясню почему. Начну с обсуждения шипов на асфальте.

Миф о шипах на асфальте

Насколько же шипы увеличивают тормозной путь на асфальте? И увеличивают ли вообще? Боюсь расстроить сторонников нешипованных шин, но мне важнее написать правду. И она в том, что шипованные шины тормозят на асфальте не всегда хуже, а то и лучше нешипованных. Вот шинный тест журнала Авторевю, где этот факт подтверждается. Объяснить это просто. Ключевое качество зимней резины – мягкость, эластичность при отрицательных температурах. Соответственно, чем более «зимняя» шина, тем из более мягкой резины она сделана, чтобы не дубеть на морозе и цепляться за рыхлое снежное покрытие. Помните, что зимняя шина рассчитана на использование на снегу, а не на асфальте. Ведь зимой выпадает снег, не правда ли? :) А чистый асфальт зимой – столь же «естественно», как и горнолыжный курорт посреди пустыни в Эмиратах…

Итак, зимняя шина делается как можно более мягкой. Но это входит в некоторое противоречие с наличием шипов: ведь шип должен надежно «сидеть» в шине, а для этого резина должна быть относительно жесткая. Поэтому нешипованная шина обычно мягче аналогичной шипованной. А теперь вернемся к нашим реалиям и асфальтом зимой. Какая шина будет лучше тормозить на асфальте – мягкая или жесткая? Однозначно ответить нельзя, но при прочих равных условиях на асфальте будет тормозить лучше жесткая шина. Поэтому современные шипованные шины, будучи более жесткими и качественными в принципе, стали тормозить и на асфальте лучше нешипованных. В принципе можно было бы и нешипованные шины делать жестче для улучшения «держака» на асфальте, но тогда они станут хуже держать снежную дорогу, а про лед уж и говорить не приходится…

Но чаще шипованные шины все-таки проигрывают нешипованным при торможении на асфальте. Вопрос: на сколько? Максимум на 10%. А теперь давайте сравним, где мы больше теряем: на шипах на асфальте 10% тормозного пути или 50% на нешипах на льду? Для меня выбор очевиден, но многие водители все равно возражают и прибегают к аргументу «а», приведенному выше: в Москве зимой на дорогах льда почти нет, поскольку они часто расчищены. Что ж, обсудим…

Зачем водолазу нож?

На мой взгляд, в этой фразе «в Москве зимой на дорогах льда почти нет, поскольку они часто расчищены» ключевые слова «почти» и «часто» :))) А если не успели почистить? Их не всегда чистят, а именно часто. А если выезжать из двора, где дороги вообще никогда не чистятся? А если за город придется выехать? А если… В общем, мы же не знаем точно, когда и где нам попадется лед, правда? Зачем тогда испытывать судьбу?

Еще одна аналогия: по статистике водолаз пользуется ножом в 1 погружение на 1000. И именно по этой причине он берет нож с собой в остальные 999 погружений. Логично? Вот и делайте выводы. Однажды где-то в Интернете я прочитал следующую фразу:

«шипованные шины покупаются ради тех двух дней в году, в которых есть те две секунды, после которых жизнь может поделиться на «до» и «после»…

Вывод? Даже если вы живете в мегаполисе, в котором большую часть зимы ездите по расчищенным дорогам, безопасное вождение автомобиля вам обеспечат шипованные шины.

Хорошее сцепление с дорогой зимой – шутите?

Еще иногда я слышу от водителей, что в Москве чаще всего асфальт, шипованные шины на нем скользят, поэтому хочется зимой для хорошего сцепления поставить нешипованные шины. Тут мне вспоминается фраза Рори Ломщика из фильма «Карты, деньги, два ствола»:

«это что шутка белых, которую черные не понимают???»

:) В самом деле, давайте вдумаемся в смысл сказанного: «зимой для хорошего сцепления…». Друзья, в этом и состоит основная ошибка многих водителей – рассчитывать на хорошее сцепление с дорогой… зимой. Давайте еще на плюсовую температуру будем надеяться :))) Поймите, слова «зимой» и «хорошее сцепление» несовместимы.

Любые зимние шины держат асфальт плохо

Правильная установка такова: зимой сцепление с дорогой всегда плохое. И не надо пытаться выкроить какие-то скрытые возможности для его улучшения. Зимой сцепление с дорогой всегда плохое. Неважно где – на льду, снегу или асфальте. Оно просто плохое. Ясно, что на снегу лучше, чем на льду, а на асфальте лучше, чем на снегу, но оно все равно плохое. Зимой и асфальт скользкий, и мягкие зимние шины «держат» асфальт средненько, поскольку созданы для езды по снегу… То есть вы никакими усилиями не сможете добиться хорошего сцепления шин с асфальтом при отрицательных температурах. Даже если летние шины поставите, все равно они задубеют на морозе и будут катиться, как пластмассовые, а заодно и сотрутся за несколько поездок.

Поэтому надо просто смириться с тем, что наступает зима и что шесть месяцев придется ездить с плохим сцеплением и большим риском скольжения шин, чем оставшиеся шесть летних и осенне-весенних месяцев. Сядьте на скоростную диету :) Вам же не приходит в голову ездить на летних шинах (по крайней мере, я на это очень надеюсь)? А что, дороги же в Москве чистят до асфальта… По той же причине не стоит пытаться улучшить сцепление с дорогой путем замены шипованных шин на нешипованные. Помните, ни одна зимняя шина — шипованная или нешипованная — никогда не даст вам такого же хорошего сцепления с асфальтом, как хорошая летняя шина! А разница в сцепных свойствах шипованной и нешипованной шин с асфальтом куда меньше, чем у зимней и летней шин. Поэтому зимой сцепление с дорогой в лучшем случае средненькое…

По этой же причине нужно при выборе зимних шин выбирать не те, которые, якобы хорошо держат асфальт, а те, которые хорошо держат снег. Сейчас я уже имею в виду не шипы/нешипы, а тип резины вообще. По этому поводу я тоже часто встречаю возражения, типа, зачем покупать шины для суровой зимы (например финские Nokian), если в Москве большую часть зимы — асфальт. Так вот, друзья, запомните, пожалуйста, шины подбираются в первую очередь под температуру воздуха зимой, а не под покрытие. Если в Москве зимой -20 градусов, неважно — по асфальту придется ездить или по снегу. Минус 20 означает необходимость установки настоящих зимних шин так называемого скандинавского типа, к которым относится, например, Nokian.

Надеясь на лучшее, планируй худшее

Кстати, а чем же ошибочна установка водителя на расчищенные дороги и, якобы, хорошее сцепление? Если реально посмотреть, то на сухом зимнем асфальте вполне себе сносное сцепление… И можно даже оттачвать навыки спортивного вождения и неплохо отжигать в поворотах :) Конечно можно, и в этом нет ошибки. Ошибка состоит именно в мышлении, в установке. Ведь ситуация на дорогах меняется день ото дня, и мы не знаем какое сцепление шин с дорогой будет в следующий момент. И есть два варианта: либо считать, что сцепление везде и всегда хорошее, либо везде и всегда плохое. И отсюда выстраивать манеру вождения. Хотя головой мы понимаем, что реально сцепление то хорошее, то плохое, но мы не знаем, где и когда оно такое или сякое. Угадать не получится, поэтому правильный вариант один: считать, что сцепление плохое, выстраивать манеру вождения в расчете на плохое сцепление и на большой риск скольжения шин по дороге. Тогда вам все равно, какая дорога под колесами – вы всегда готовы к любым неожиданностям. Если же мы думаем, что дороги расчищены и сцепление хорошее, то попасть в ДТП не составит большого труда…

Итак, считаем, что зимой сцепление любых шин с любой дорогой плохое. А манера вождения – аккуратная и с готовностью к экстремальной ситуации и скользкой дороге. Соответственно, и нет смысла ставить нешипованные шины в надежде уловить неуловимую разницу в сцеплении по сравнению с шипованными. Зато есть большой смысл в том, чтобы почувствовать заметное улучшение сцепления на льду на шипованных шинах по сравнению с нешипованными.

Автомобиль на «шипах» более предсказуем

Еще один важный нюанс, который многие водители упускают из виду. В обсуждаемом вопросе у нас есть 4 комбинации, дающие разное сцепление шин с дорогой:

  • шипы-асфальт
  • шипы-лед
  • нешипы-асфальт
  • нешипы-лед

Есть, правда, еще два варианта: нешипы + снег и шипы + снег, но мы их не рассматриваем, поскольку на рыхлом снегу шипы не работают, и их наличие или отсутствие при прочих равных условиях никак не влияет на сцепление.

Расставим приоритеты

Так вот, давайте расставим эти 4 варианта в порядке уменьшения сцепления, то есть на первое место ставим самый «цепкий» вариант, а на последнее наименее цепкий. Очевидно, на асфальте любая шина, даже худшая, будет более цепкой, чем лучшая зимняя шина на льду. Значит, на первое место претендуют 2 варианта: либо шипы-асфальт, либо нешипы-асфальт. Общественное мнение таково, что нешипованная шина держит асфальт лучше шипованной, и в самом деле, достаточно часто именно так и есть. В итоге первое место получает вариант нешипы-асфальт, а второе – шипы-асфальт. Дальше выбираем между нешипы-лед и шипы-лед. Тоже очевидно, что шипованная шина на льду ведет себя всегда лучше нешипованной, поэтому третье место берут шипы на льду, и последнее – нешипы. В итоге имеем следующую картину:

 1. липучка-асфальт

 2. шипы-асфальт

 3. шипы-лед

 4. липучка-лед

На шипах меньше «колбасит»

Что это значит? А это значит, что машина на нешипованных шинах будет иметь наилучшее сцепление с асфальтом и наихудшее со льдом. То есть большой перепад в ездовых характеристиках при переходе с одного покрытия на другое и обратно. Что не есть хорошо для водителя, который быстро привык к хорошему на асфальте и никак не ожидает потери этого «хорошего» на льду. А в случае с шипованными шинами ситуация средненькая – и на асфальте так себе, и на льду тоже не ахти как (по сравнению с летним сцеплением, я имею в виду). То есть сцепление плохое, но оно плохое всегда! И перепад ездовых качеств не такой большой, как в случае с нешипованными шинами, то есть машина более предсказуема. А водитель, заранее зная, что сцепление всегда так себе, более собран и готов к непредвиденным ситуациям. И в то же время для него нет большого сюрприза при переходе с асфальта на лед, как в случае с нешипованными шинами.

Сравним разброс в цифрах. Дам очень усредненную, но наглядную оценку. Тормозной путь для нешипованных шин на льду длиннее, чем на асфальте, в среднем, в 7 раз. В случае с шипованными шинами – в 3 раза.

Вывод? Снова шипованные шины более предсказуемые и практичные.

Для чего же нужны нешипованные шины?

Мое мнение, липучки нужны там, где нет твердого зимнего покрытия. А где такое встречается постоянно и без исключений? Точно не в Москве! :) Например, в сельской местности, когда приходится ездить по полям или грунтовкам. Или в южных районах планеты с более мягким климатом, где льда не бывает в принципе, а иногда выпадает снег. Именно поэтому во многих европейских странах запрещено использование шипованных шин зимой. Оно и понятно: толку от шипов никакого, а асфальт портится. Но это касается относительно теплых стран, а в той же Скандинавии, наоборот, законом предписано использование зимних шин зимой и рекомендовано использование шипованных шин.

Шипы или липучки — эксперты ЗР выбирают шины на зиму

Извечный зимний вопрос: «шипы» или «не шипы»? Расставляем всё по полочкам.

Материалы по теме

«Шиповки», в целом, отличаются от фрикци­онок более стабильным сцеплением на льду, почти не зависящим от температуры окружающей среды. В качестве расплаты за уверенность нужно мириться с недостатками – с несколько бóльшим, чем у фрикционных шин, тормозным путем на асфальте и повышенным шумом. Кроме того, новые шипованные шины требуют обкатки – около тысячи километров на невысокой скорости и без проскальзываний в продольном и поперечном направлениях.

А еще шипованные шины вредны для любой дороги – от них достается не только асфальту, но даже булыжным мостовым. Именно шипы нещадно выгрызают в асфальте продольные колеи.

В большинстве стран Европы шипы запрещены. А там, где еще разрешены (в том числе и в России), жестко регламентированы их размер, масса и количество на погонный метр шины (по протектору), а также их давление на дорогу.

Метка Conti Silent на боковине означает, что изнутри шины проклеены материалом, похожим на поролон: он снижает уровень шума и делает качение более плавным. С нынешнего года эта технология доступна и для зимних шин.

Метка Conti Silent на боковине означает, что изнутри шины проклеены материалом, похожим на поролон: он снижает уровень шума и делает качение более плавным. С нынешнего года эта технология доступна и для зимних шин.

Чем цепляются за лед фрикционки?

Материалы по теме

Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками», специалисты называют фрикционными (англ. friction – трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе – ламелям.

Фрикционки тише, менее вибронагружены и способны на снегу и льду составить конкуренцию шипованным шинам, а в мороз сильнее 25 градусов работают даже лучше. Но из-за предвзятого отношения автовладельцев (дескать, не может резина цепляться за лед так же, как железо) они слишком медленно отвоевывают себе место под зимним солнцем.

Единственный минус фрикционных шин: при температуре воздуха около нуля «держак» на льду снижается.

Обкатка фрикционных шин в корне отличается от обкатки шипованных: ездить нужно, наоборот, активно, стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель – удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной» шины). Второй немаловажный момент интенсивной обкатки – стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.

ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ

Какая шина лучше по ездовым свойствам – с асимметричным протектором или с направленным? Однозначно сказать трудно. Но с точки зрения эксплуатации у асимметричных есть неоспоримое преимущество: они имеют внешнюю и внутреннюю стороны, что позволяет использовать универсальную запаску – как для правой стороны, так и для левой. И при необходимости можно менять колёса местами без перебортовки. Единственная компания, выпускающая шипованные и нешипованные шины с асимметричным протектором, – Continental. На примере продукции этого производителя покажем, чем отличаются друг от друга зимние шины разных типов.

Continental IceContact 2 с «прямоугольными» шипами. Continental – единственная в мире компания, выпускающая «гражданские» покрышки с вклеенными «гвоздиками». Такое решение положительно сказывается как на их долговечности, так и на стабильности сцепления на льду.

Continental IceContact 2 с «прямоугольными» шипами. Continental – единственная в мире компания, выпускающая «гражданские» покрышки с вклеенными «гвоздиками». Такое решение положительно сказывается как на их долговечности, так и на стабильности сцепления на льду.

ContiWinterContact TS 860 S – спортивные фрикционные шины для теплой европейской зимы. Резина чуть жестче, чем у «скандинавок», и водоотводящие канавки крупнее.

ContiWinterContact TS 860 S – спортивные фрикционные шины для теплой европейской зимы. Резина чуть жестче, чем у «скандинавок», и водоотводящие канавки крупнее.

Continental ContiVikingContact 6, ­победитель нашего теста в 2016 году. Пример фрикционных шин скандинавского направления с синусоидальными ламелями.

Continental ContiVikingContact 6, ­победитель нашего теста в 2016 году. Пример фрикционных шин скандинавского направления с синусоидальными ламелями.

Для разных рынков

Материалы по теме

Производители делят фрикционки на две подгруппы. Первая – мягкие шины скандинавского направления, которые больше ориентированы на снег и лед (в основном именно такие присутствуют на нашем рынке). У них более мягкий протектор (55 единиц по Шору и ниже), а большое число ламелей делает их «рыхлыми» на асфальте. Чтобы компенсировать этот недостаток, разрезы-ламели в последнее время делают объемными. При низком коэффициенте сцепления они раскрываются, образуя дополнительные кромки, цепляющиеся за лед и снег. На асфальте же под действием значительных поперечных сил ламели собираются в монолитные шашки, улучшая реакции шин.

Вторая группа – шины для теплой и влажной среднеевропейской зимы, имеющие более развитые водоотводящие канавки в протекторе, выполненном из более жесткой резиновой смеси. Они делятся на две подгруппы: жесткие (твердость протектора около 65 единиц по Шору) и мягкие (55–60 единиц). И те и другие, пусть и в разной степени, ориентированы больше на асфальт и влажный снег, чем на лед, а потому не столь популярны у нас. Шины второй группы подойдут лишь тем, кто передвигается исключительно внутри мегаполиса, где улицы тщательно очищают ото льда и снега.

«Шиповки» отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, но немного уступают в торможении на асфальте.

«Шиповки» отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, но немного уступают в торможении на асфальте.

Каждому – свое!

Материалы по теме

Для автомобилей, не оборудованных АБС, мы рекомендуем шипованные шины. Фрикционные при торможении на заблокированных колесах резко теряют сцепление. Кроме того, «шипы» рекомендуем начинающим водителям и тем, для кого автомобиль – просто средство передвижения.

Если вы за рулем не один год и получаете удовольствие от управления им, попробуйте мягкие фрикционные шины. Будете приятно удивлены и комфортом, и их способностью цепляться за ледовое покрытие. Только поаккуратнее на льду при околонулевой температуре!

На «европейских» фрикционках ездить по Москве или Питеру – одно удовольствие. По реакциям такие шины мало чем отличаются от летних.

Однако за пределы мегаполисов лучше не высо­вываться: в гололед на этих покрышках тревожно.

Шипы или липучки — эксперты ЗР выбирают шины на зиму

Зимняя резина: шипы или липучка

Похоже, что в Российской Федерации в ближайшее время использование летних шин зимой будет запрещено законодательно. И связано это не только с заботой законодателей о безопасности дорожного движения, но и с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» Таможенного союза, в который собственно и входит Россия.

Как бы там ни было, о своей безопасности и безопасности пассажиров мы должны позаботиться сами, поэтому, как только среднесуточная температура окружающего воздуха опустится до +3 °C - +5 °C, в срочном порядке нужно ставить вопрос о замене летней резины на зимнюю. Решений у этого вопроса два, точнее одно из двух: либо шипованные шины, либо фрикционные, не шипованные, которые в простонародии еще называют «липучка».

Современная зимняя резина – это не просто шины, как может показаться на первый взгляд. Это сложное технологическое устройство, состоящее из множества компонентов, каждый из которых выполняет возложенные на него специфические функции. Чтобы разобраться, какой вид шин устанавливать на автомобиль в зимнее время года, нужно выяснить, как ведет себя резина с шипами и липучка в тех или иных погодных условиях, при разном состоянии дорожного покрытия, а также определить положительные и отрицательные свойства этих шин.

Чисто теоретически, шипы предназначены для заснеженной дороги, гололеда, а на сухом или мокром асфальте они бесполезны. Липучка же наоборот – проявляет себя с положительной стороны на чистой зимней дороге, а на льду и в рыхлом снегу оказывается малоэффективной. Так ли это? Ответить на этот вопрос могут только сравнительные тесты этих двух видов зимних шин по различным показателям. Сразу стоит сделать оговорку: речь идет о исключительно о современной зимней резине.

Итак, самой важной характеристикой любых шин с точки зрения безопасности является показатель тормозного пути. Проведенные прошлой зимой тесты (испытания проводились на автомобиле Audi A3 для шин размерности 205/55 R16 с использованием ABS) выявили, что тормозной путь на льду (25-5 км/ч) при температуре -14 °C у лучшей в этой дисциплине липучки Pirelli Winter Icecontrol составляет 12,6 м, в то время как первая среди шипованных шин Continental ContilceContact показала результат 10,4 м. Даже отечественная шиповка Кама Euro-519 не уступила японской фрикционной Yokohama iceGuard 50, тормозной путь у обоих комплектов составил 13,5 м.

Снег, - 7 °C, тест тормозного пути (50-5 км/ч). Здесь шипованная и не шипованная резина показывает примерно одинаковые результаты. Так, знакомые нам по предыдущим испытаниям Кама Euro-519 и Yokohama iceGuard 50 вновь идут «нога в ногу» с показателем 26,8 м. Лучший результат у липучки Pirelli Winter Icecontrol – 25,3 м, лидер среди шипованных шин – Dunlop Ice Touch, 25,9 м. На сухом (+ 9 °C) и мокром (+ 7 °C) асфальте тормозной путь со скорости 80 км/ч оказался короче у фрикционных шин, хотя и незначительно. Липучка Nokian Hakkapeliitta R2 в обоих тестах показала лучший результат, 30,2 и 33,1 м соответственно. Шипованная Dunlop Ice Touch тормозила 33,5 м по сухой трассе, а Gislaved Nord Frost 100 стала первой среди шипов на мокром покрытии с результатом 35,3 м.

А как обстоят дела с надежностью управления? Для оценки этого показателя при испытаниях использовался круг и извилистая трасса. На льду при температуре -17 °C и на снегу при температуре -8 °C наилучшую управляемость показали шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8, показав на участках рекордное время. Липучки в этих тестах здорово уступают. Одна из лучших по надежности управления на снегу и льду среди фрикционных шин Pirelli Winter Icecontrol показала результат намного худший, чем даже аутсайдер шипованной резины в этой дисциплине – шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic.

Также шипованная резина превосходит липучку по времени разгона по обледенелому дорожному покрытию. Так, по льду шипованная Continental ContilceContact разгоняется до 25 км/ч за 4 секунды, а не шипованная Nokian Hakkapeliitta R2 за 6,3 секунд. А вот по снегу фрикционная резина Yokohama iceGuard 50 отметку в 50 км/ч преодолела за 7,7 секунд, выиграв в этом тесте у шипованных шин Nokian Hakkapeliitta 8 целую секунду.

Акустический комфорт. Здесь липучки однозначно лидируют. Выезжая на шипах на асфальт, мы слышим характерный шорох, зачастую очень громкий и раздражающий. Пока что производители шин не научились бороться с таким недоразумением, а может, не придают этому большого значения.

Обязательно нужно отметить, что тесты проводились при температурах до -20 °C. При сильных морозах, шипы не справляются с очень твердым льдом, сильнее утапливаются в тело шины и перестают эффективно работать. Да и резина шиповки «дубеет» значительно раньше, чем у липучки, не обеспечивая при очень низкой температуре надежного сцепления со скользким покрытием.

С другой стороны, вопреки расхожему мнению о ненадежности шипованных шин по сравнению с не шипованными на чистом асфальте, можно уверенно сказать, что в последние годы многое в этом плане изменилось. Строение современных шин таково, что под шипами находится слой мягкой резины. При контакте с твердой поверхностью шипы «прячутся», увеличивая площадь контакта дорожного покрытия и самой шины. А более твердая по сравнению с липучкой резина обеспечивает сцепление с сухой дорогой зачастую не хуже, нежели не шипованные шины.

Подытожим? Выбор между шипами и липучкой напрямую зависит от того, в какой местности и при каких погодных условиях будет эксплуатироваться автомобиль зимой. Если это районы Крайнего Севера с предельно низкими температурами – шипованные шины будут малоэффективны, здесь лучше использовать фрикционные. А вот в Европейской части России, где столбик термометра довольно редко опускается ниже -20 °C, колебания температуры приводят к гололедице и снежно-водной каше, шипы придутся как раз кстати. В населенных пунктах, где коммунальные службы справляются со своей работой, дорожное покрытие регулярно очищается от последствий зимних осадков, липучка предпочтительнее. За городом же, как правило, трассы чистятся плохо и нерегулярно, так что шипованные шины для междугородней езды безопаснее и надежнее.

Шипы или липучки? Россияне сделали свой выбор!

5 декабря 2017 года

Понятно, что зимой в интернете чаще ищут зимнюю резину, но кто-то, как говорится, «готовит сани летом» — 27,3% в ноябре искали летние шины, 14,8% — всесезонку и 57,9% запросов пришлись на зимние шины. Самый большой интерес именно к зимним, как показали результаты исследования, проведенного порталом Авто.ру, наблюдается в городах Центральной России: Владимирской, Липецкой, Кировской и Саратовской областях, а также Сибири — в Хакасии и Алтайском крае. Заинтересованность зимними шинами в ноябре составила от 80 до 90%.

Меньше всего запросов из Приморского и Хабаровского краев, Калининградской области и Ставропольского края, там зимними шинами интересуются 40–50% пользователей.

В России предпочитают шипованные покрышки — в ноябре такими интересовались 83% пользователей, и лишь 17% искали «липучки». При этом в октябре интерес к шипованным был еще выше — 85,4%.

Предпочитают ездить на «шипах» в Саратовской, Смоленской областях, а также Татарстане (от 83 до 88%). В Московском регионе автовладельцы шипованную резину предпочитают значительно реже, чем в целом по России — всего 57,5%. А вот в Ставропольском, Хабаровском и Приморских краях, в Калининградской области и Краснодарском крае «шиповками» интересуются лишь от 14 до 30% пользователей.

Фото: depositphotos.com

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Какая резина в Москве лучше, шипы или «липучка»?

На колёсах

Как только начинается холодный период, многие автолюбители начинают задумываться над приобретением зимней «обуви» для своего любимого «железного коня». Не секрет, что стоимость данных изделий является далеко не самой низкой, поэтому хочется потратить деньги с пользой и сделать действительно качественный выбор. Но какие шиныбудут наиболее подходящими для машины? На какие критерии желательно обращать внимание в первую очередь? На эти и многие другие вопросы постараемся ответить.

Первый и, наверное, один из наиболее важных вопросов касается того, какие шины выбирать – шипованные или нет. Здесь необходимо помнить особенности эксплуатации каждого изделия по-отдельности. К примеру, шины без шипов будут великолепно «нести» автомобиль по заснеженной дороге. Шипованная резина позволит более уверенно себя чувствовать водителю в гололедицу. Но практика показывает, что предпочтение лучше отдавать все же шипованной резине.

Помните, что покупку зимней резины желательно осуществлять заранее. В этом случае можно немного сэкономить и подобрать для себя подходящий размер, что очень сложно сделать в сезон, когда все автолюбители бегут в магазины, и цены растут как сосульки в солнечный зимний день.

Необходимо учитывать, что если шины выбираются для ледяной или заснеженной дороги, то они должны быть как можно мягче. В противном случае на морозе они станут «дубовыми». Если же часто необходимо выезжать на трассу с чистым асфальтом, то лучше выбирать более твердые модели шин. Проследите, чтобы края шин были как можно острее. В этом случае устойчивость автомобилей на поворотах будет существенно лучше даже в заснеженную погоду. При этом можно рассчитывать на качественное сцепление с дорогой шин, у которых рисунок имеет некую ассиметричность.

Обращайте особое внимание на правильность установки шин. Чтобы не запутаться, необходимо смотреть на маркировку, которую указывает производитель. Отдельное внимание необходимо уделять размеру шин – он должен быть подобран правильно, с учетом марки автомобиля. Если вашего размера не осталось, то допустимо выбрать шины меньшей ширины, но большей высоты профиля.

Многие автолюбители забывают, что обкатывать новую зимнюю резину желательно до наступления холодов – она должна прикататься. Кроме этого, «переобуваться» желательно при температуре +5 градусов Цельсия.

Лучше всего отдавать предпочтение шинам популярных и проверенных производителей, таких как «Gislaved», «Good Year», «Pirelli» или, к примеру, «Michelin». Если денег на хорошую резину не хватает, то можно отдать предпочтение более дешевым вариантам - «Kleber», «Yokohama», «Toyo» и так далее. Выбор за вами.

Помните, что от правильного выбора зимних шин и от соблюдения всех правил установки зависит ваша жизнь. Следовательно, к данному аспекту необходимо подходить с особой ответственностью.

Автор: Дмитрий Кузнецов

Шипы или липучка?

С наступлением зимних холодов в жизни любого автовладельца начинается, пожалуй, самый сложный период. Частая смена дорожных условий со снегом, слякотью и льдом приводит к тому, что передвигаться на автомобиле становится небезопасно. В этой ситуации единственно правильным решением становится переход на зимние шины, способные обеспечить устойчивость автомобиля в условиях гололеда и низких температур. Но зимние шины могут быть самыми разнообразными, и они очень по-разному ведут себя в тех или иных дорожных условиях.

Каждый год осенне-зимний период знаменуется оживленными дискуссиями среди автовладельцев по поводу того, что лучше – зимние шипованные или нешипованные шины? Каждая из сторон придерживается собственных аргументов, но однозначного ответа на вопрос, какая шина больше всего подходит для российской зимы –  с шипами или без, нет. Конечно, благодаря шипам  обеспечивается более высокий коэффициент сцепления автомобильных колес с дорожной поверхностью, что является залогом безопасной езды по ледяной или заснеженной дороге. Однако зачастую нешипованная резина показывает себя даже с лучшей стороны, в сравнении с шипованной, на сильно скользкой дороге.

Все дело в том, что на устойчивость автомобиля и безопасность вождения в зимних условиях влияет не только фактор наличия или отсутствия шипов, но и рисунок протектора, состав резиновой смеси и множество других аспектов. Попробуем разобраться в том, в каких случаях лучше устанавливать шипованную резину, а в каких – нешипованную.

Согласно различным опросам среди российских автовладельцев, большинство из них все же предпочитает приобретать шипованную резину, полагая, что она может обеспечить более уверенное и стабильное поведение автомобиля на зимних дорогах. Шипованная резина пользуется большой популярностью в тех регионах, где выпадает много снега, а температура воздуха может колебаться в достаточно широких пределах. В скандинавских странах, в частности, в Швеции и Финляндии, вообще законодательно запрещено использовать автомобиль зимой, который не оборудован шипованными покрышками.

Однако в странах Центральной Европы, где обычно наблюдается мокрая и малоснежная зима, нешипованная резина демонстрирует свои наилучшие качества. Ведь такие шины отлично ведут себя на дорожных покрытиях с мокрой грязью. В крупных российских мегаполисах, таких как Санкт-Петербург или Москва, где дороги достаточно оперативно очищают от снега, а зима более теплая, чем, например, на Урале или в Сибири, многие автовладельцы также отдают предпочтение именно нешипованной резине. Итак, в чем же преимущества и  недостатки, соответственно, шипованных и нешипованных шин?

Шипованная резина

Наверное, никому не нужно объяснять то, что смысл использования шипов в автомобильных покрышках заключается в обеспечении максимального сцепления колес с ледяной или заснеженной дорогой и сокращении тем самым тормозного пути. Причем шипы размещают, как правило, не  по определенному установленному рисунку, а хаотично распределяют их по всему протектору. Это гарантирует более высокие сцепные качества и отсутствие перехода автомобиля при торможении в движение юзом. Благодаря использованию шипов обеспечиваются превосходные показатели управляемости и устойчивости автомобиля на голом льду и накатанном снегу.

Специалисты единодушны в своих оценках – зимняя шипованная резина отлично справляется со своей работой на тех участках дороги, которые недостаточно хорошо очищены от снега или на них имеется толстый слой льда. Но само присутствие шипов в конструкции зимней шины оборачивается серьезными минусами.

Прежде всего, на сухом или мокром асфальте присутствие шипов дает отрицательный эффект — уменьшается площадь взаимодействия шины с дорогой, и, как следствие, наблюдается снижение управляемости автомобилем и увеличение тормозного пути. На очищенном от снега асфальте показатели шипованной резины заметно хуже, чем у шины без шипов. Учитывая, что в городских условиях автовладельцы в зиму чаще всего передвигаются все же по очищенным асфальтовым дорогам, все преимущества от использования шипованной резины теряются.

Шипованная резина традиционно менее комфортна при вождении. Она не только издает много шума, но и увеличивает расход топлива. Кроме того, шины с шипами довольно быстро изнашиваются по той простой причине, что при резких торможениях или разгонах на асфальте шипы имеют неприятное свойство вылетать из своих гнезд вместе с небольшими кусками протектора. Конечно, у тех водителей, кто каждый день ездит аккуратно, на средней скорости, комплект шипованной резины вполне может прослужить четыре сезона, что немало. Однако тем водителям, кто предпочитает агрессивную манеру езды, использование шипованной резины может обойтись довольно дорого. Ведь при резких ускорениях и торможениях количество шипов резко уменьшается.

Мало того, что шипованная резина сама быстро изнашивается, она еще и разрушает дорожное покрытие. Именно по этой причине зимние шины с шипами запрещены в некоторых европейских странах. Ко всему прочему нужно добавить тот факт, что шипованные шины требуют регулярной балансировки —  ее рекомендуется проводить два — три раза за сезон вследствие часто выпадающих шипов противоскольжения. Также при хранении шипованных шин водителю рекомендуется помечать на них направление вращения, чтобы в следующем сезоне «обуться» правильно. Менять направление вращения шипованной резины не рекомендуется. А для более равномерного износа таких покрышек приходится местами шины с ведущих и ведомых колес автомобиля.

Как мы видим, недостатков у шипованной резины предостаточно. Но даже если нешипованные шины могут показаться кому-то более комфортными и износостойкими, тем не менее, нужно признать, что присутствие шипов значительно увеличивает коэффициент сцепления авторезины с дорожным покрытием в условиях гололеда и на укатанной заснеженной дороге. И если на городских дорогах это преимущество может не играть серьезной роли, то на заснеженных и обледенелых трассах шипы, конечно, очень полезны. Если Вам предстоит ездить в зимнее время по проселочным или плохо очищенным от снега дорогам, то шипованная резина является гарантией более безопасной и стабильной езды. К тому же, антиблокировочная система торможения автомобиля зимой работает лучше именно в сочетании с шипованной резиной.

Нешипованная резина

В последние годы мы довольно часто сталкиваемся с разнообразными капризами природы. Особенно это касается зимнего периода, когда погодастановится куда более непредсказуемой. Уже стали привычными резкие перепады температур, изморозь и сырая погода в зимние месяцы. Вместо суровой российской зимы с ее предельно низкими температурами и обилием снега мы видим мягкую, теплую погоду и, как следствие, отсутствие льда на дорогах. В таких ситуациях отсутствие шипов на зимней резине обеспечивает водителю больший комфорт при вождении, ощущение устойчивости и полной управляемости автомобилем. Нешипованная резина обладает особой поверхностью протектора с большим количеством мелких ламелей, которые при соприкосновении с дорогой словно прилипают к ней. Поэтому такие шины часто называют липучками.

Там, где шипованная резина демонстрирует свои лучшие качества, то есть на голом льду и заснеженных дорогах, нешипованные шины оказываются практически бесполезными. Но на городских дорогах и магистралях с неглубокой снежной кашицей и небольшими участками заснеженного льда нешипованная резина показывает превосходные результаты. Например, на бесснежном асфальтовом покрытии резина без шипов обладает на 5 – 10% большей эффективностью, чем шипованные шины. И это легко объяснимо. Ведь при наличии шипов пятно контакта шины с асфальтовым покрытием уменьшается, что увеличивает тормозной путь автомобиля.

В условиях мегаполиса автовладельцам довольно редко приходится ездить по льду, поскольку дороги регулярно очищаются и посыпаются реагентами. Поэтому для преимущественной езды по городским дорогам или хорошо очищаемым от снега трассам нешипованные (фрикционные) шины являются оптимальным вариантом. Они не только обеспечивают наилучшее сцепление с асфальтовым дорожным покрытием, но и гарантируют прекрасный акустический комфорт и более низкий расход топлива. Таким образом, стоит предпочесть нешипованную зимнюю резину, если Вы планируете регулярные поездки в черте города, а за город практически не выбираетесь.

Еще пару десятилетий казалось, что в условиях российской зимы никакой альтернативы шипованным покрышкам просто нет. Однако технический прогресс не стоит на месте и ведущие компании-производители авторезины за последние годы сумели существенно улучшить сцепные характеристики фрикционных шин. И сегодня некоторые модели нешипованных покрышек мало в чем уступают шипованным шинам с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивости автомобиля зимой. А по ряду своих эксплуатационных качеств даже превосходят их.

В первую очередь, производители постоянно работают над созданием уникального состава резиновой смеси для протектора таких шинна основе молекулярных связей. Зимняя нешипованная шина должна сохранять необходимую мягкость и эластичность даже в условиях морозной погоды, чтобы обеспечивать превосходное сцепление с дорогой.

Например, в зимних нешипованных шинах  Nokian WR A3 используется специальная криогенная смесь с канолой. Комбинация натурального каучука, кремния и масла канолы не только оптимизирует сцепление на влажной и заснеженной дороге, но и обеспечивает более высокую устойчивость протектора шины к разрыву при различных температурах.  А в шинах PilotAlpin 4 инженеры французской компании Michelin использовали формулу резиновой смеси Heliocompound 3G на основе кремния с содержанием масла подсолнечника. Благодаря такой формуле резиновой смеси шина даже при низких температурах сохраняет свою способность деформироваться о микронеровности дороги, тем самым, обеспечивая отличное сцепление.

Плодотворная работа инженеров над созданием новых резиновых смесей для протектора нешипованных шин дает ощутимые результаты даже на тех дорожных поверхностях, где резина без шипов традиционно проигрывает шипованной резине. К примеру, для обеспечения превосходной управляемости на льду специалисты Bridgestone применили в модели Blizzak Revo GZ уникальный микропористый состав резины с микропорами и каналами. При движении автомобиля по мокрой поверхности микроотверстия выполняютфункцию резервуаров для впитывания водяной пленки, тем самым, гарантируя лучшее сцепление протектора шины непосредственно с дорогой. Причем по мере износа шины появляются новые микроканалы, поскольку они содержатся во всем верхнем составе резиновой смеси протектора. Для водителя это означает стабильное торможение и сцепление с дорогой в течение всего срока службы нешипованнойпокрышки.

Сегодня нешипованные шины нередко представляют собой своеобразный слоеный пирог, каждая часть которого отвечает за определенную функцию. В качестве примера можно привести зимнюю нешипованную шину Goodyear UltraGrip Ice+, в которой используется уникальная технология активного сцепления с дорогой ActiveGrip. Одной из особенностей этой технологии является то, что протектор шины UltraGripIce+ состоит из двух слоев. Верхний слой протектора, изготовленный из более мягкой резины, обеспечивает высокое сцепление с обледенелой поверхностью и эксплуатацию шины в условиях экстремальных температур. Более же твердый, нижний слой предназначен для надежного сцепления и управляемости при езде по сухому и влажному асфальту в условиях повышения температуры.

Если у шипованной резины высокий уровень сцепления колеса с поверхностью зимней дороги обеспечивается, главным образом, за счет шипов, то в нешипованных шинах сцепление достигается за счет так называемых ламелей. Это тонкие прорези, рассекающие поверхность отдельного блока протектора. Во многих новых моделях нешипованных покрышек используется технология расположения ламелей под различными углами, вследствие чего жесткость блоков протектора увеличивается и обеспечивается более точное управление автомобилем на прямых и в поворотах.

Для этого применяются объемные 3D (пространственные) ламели, которые гарантируют большую устойчивость отдельных блоков протектора к деформации для максимального сцепления на льду, влажном или сухом покрытии. Эта технология, в частности, реализована во фрикционных шинах Yokohama G072. Производители всегда стараются увеличить количество ламелей в своих новинках, ведь именно ламели создают то большое число цепляющихся кромок, благодаря которым удается существенно сократить тормозной путь.

Еще один аспект работы инженеров, создающих нешипованные шины – это рисунок протектора. Как правило, у нешипованной резины рисунок протектора имеет определенную направленность, что способствует увеличению силы сцепления с мокрой дорогой. Для эффективного отвода влаги из пятна контакта и с поверхности шины на протекторе используется большое количество прямых или зигзагообразных дренажных канавок. Это гарантирует высокое сопротивление аквапланированию при движении автомобиля по мокрому асфальту.

Также при создании нешипованных шин уделяется внимание конструкции изгибов боковин для снижения бокового сноса при движении по снегу и льду. В частности, в уже упомянутой модели нешипованной резины Bridgestone Blizzak Revo GZ применяется особый, асимметричный контур изгибов боковин, что призвано снизить вибрации, повысить устойчивость автомобиля и комфорт при вождении на заснеженной трассе.

Уже осенью каждому автовладельцу приходится задумываться над тем, какие шины – шипованные или нешипованные – купить для зимнего сезона. Как мы уже успели убедиться шипованная и нешипованная резина имеют как свои несомненные плюсы, таки очевидные минусы. При выборе стоит учитывать, пожалуй, самый важный фактор – условия эксплуатации. Необходимо определиться, по каким дорогам Вам чаще всего придется ездить зимой. Если Вы планируете часто ездить за город и передвигаться по заснеженным или покрытым ледяной коркой трассам, то, очевидно, шипованные шины обеспечат Вам лучшую управляемость автомобилем и большую безопасность.

Но если Ваши маршруты будут проходить преимущественно в пределах городской черты, где дороги не только убирают от снега, но и посыпают песком и солью, то современная нешипованная резина вполне удовлетворит Ваши потребности в безопасной и комфортной езде.

Источник: Anytyres.ru — тесты и обзоры шин ( при перепечатке и цитировании активная ссылка на источник обязательна)


Смотрите также