Змз 409 про


ЗМЗ-409 PRO в Соболь 4х4 — ГАЗ Соболь 4Х4, 2.7 л., 2015 года на DRIVE2

Обещал подробней рассказать. Пока я крутил УМЗ, в ходе общения в чате как-то приходил к выводу, что хотелось бы прошку конечно, но за какие так сказать ?.. Кредит за Соболя закончился в прошлом месяце и тут как-то две мысли сплелись: хотелось бы, кредит закончился, закончился, хотелось бы… Ну короче вывод думаю понятен. Значит, заказал я двигатель у Петровича (Воронежская авторазборка Газелей), весьма отзывчивые люди, быстренько собрали заказ и отправили, двигатель выехал со склада в Нижнем Новгороде уже с документами на мою личность, а с Воронежа мне выехала небольшая кучка необходимых для замены запчастей: колокол ЗМЗ-405, верхняя часть корпуса термостата ЗМЗ-405 под Газель, силиконовые патрубки, коса двигателя ЗМЗ-405 и прочее и прочее, да кстати для понимания, в комплект поставки двигателя не входят:— Блок управления двигателем (мозги);— Сцепление;— Кожух сцепления (Колокол);— Датчик фазы;— ДМРВ;— Термоклапан.Может ещё чего подзабыл, не всё мне нужно, датчик фазы и ДМРВ например…

Пришел мне двигатель вот в таком виде:

Полный размер

Такую коробочку мне закинули карой в грузовичок

Полный размер

Открыл крышку, а там…

Полный размер

И вот так посмотрел

Полный размер

И кстати болты колокола в комплекте

Газовая рампа и коллектор под газ заводские, собственно тоже одна из причин, по которой я понял: надо брать

А теперь самое интересное, движок мы получили, а сгрузить его дома нечем и народу как назло не насобирать… Решено ехать сразу к каре, тянуть за собой Соболь и прямо из кузова ставить в Соболя, по другому выходит слишком много лишних телодвижений, одна беда, надо организовать установку двигателя быстро и сразу, ну в общем всё как обычно. Благо колокол и болты к нему тут же в наличии, коробку снял с машины, собрал всё в грузовике вместе и благополучно мы его на своё родное теперь место и водрузили, искупавшись при этом изрядно в трансмиссионке, да не абы какой, а с присадкой молибденовой, ух и душ, плюс ветер на площадке под машиной изрядно сквозил, так что добавляем к этому полные глаза, нос и уши пыли…

Потом короткая пробежка на веревочке домой, зато гордый и уже с мотором

Дальше уже начинается приращивание так сказать нервной системы и сосудов к новому сердцу.

Полный размер

Что достал из закромов, что докупил, вилку ЗМЗ например по центру

Полный размер

Долго пришлось думать как победить разницу в ширине вилок, дядь Андрей предложил кувалду и тут же идея была доработана, вот собственно процесс, кувалда не понадобилась, пусть теперь выжимной от УМЗ попробует в вилке от ЗМЗ провернуться

Полный размер

Для установки рабочего цилиндра пластикового с магистралью от УМЗ я перевернул родной кронштей задом наперед, получилось как там и было, только вот это ухо пришлось отболгарить

Да, прежде читал море постов, что у кого-то там не совсем удачно всё вышло и для прокачки надо снимать рабочий цилиндр, не надо ничего снимать, доступ к вентилю свободный, хоть он и развернут не к раме, а к двигателю.

Полный размер

Вот пока так сказать набросок как он стоит, переходники у Петровича забыл заказать, посылка вот только пришла, надо сходить забрать и докупить медную магистраль с резиновым шлангом

Это только вершинки айсберга, дальше больше, самое интересное вот:

Полный размер

По совету одного уже прошедшего сей момент человека у Петровича взял вот эту косу

И всё бы хорошо, она идеально подходит от 405 к 409 мотору, за исключением разъемов дросселя и ДАД, но это ещё впереди, а вот остатки косы Микаса 12,3 от УМЗ никак не хотят покидать подкапотку, напомню у УМЗ два разъема на мозгу Х1 и Х2, Х1 прекрасно выходит с двигателем, а Х2 срощено с некоторой вторичной проводкой и вот:

Полный размер

Пару, тройку дней провожу за схемами

Полный размер

Такую сварку обнаружил в УМЗшной проводке, интересно весьма

Большая часть разъема Х2 легко обрастает новыми шестипиновыми разъемами, стыкуемыми с 405, но четыре провода выходят лишних)))

По сигналам это провода управления газовой магистралью, ведь Микас 12,3 тоже позиционируется как битопливный, прошивка видать другая, но… Добыть бы такой мозг для ПРОшки…

Ну собственно промежуточный результат, уже когда появится блок управления в руках, когда я окончательно определюсь что всё сделано правильно, без косяков, только тогда я её полностью закрою и приведу в божеский вид

Также для этого мотора прикупил набор для установки термоклапана, набора как такового нет в продаже, но составляющие немудреные: сам термоклапан, удлиненный штуцер и прокладка, конечно из фритекса, для ЗМЗ оказывается существуют (я до этого не знал просто) особые зеленые прокладки, резко отличающиеся по качеству и имеющие дополнительные цифры в артикуле, например ххх24-хххххх.хх

Полный размер

Плюс заменил сразу переднюю крышку с валом вискомуфты на просто крышку, дабы не мешала установке электровентов или помпы с электромагнитной муфтой, сюда также пошла новая прокладка фритекс

еще докупил два кронштейна крепления ГУРа, чугунный и стальной, чугунный оказался ненужный, он под ГУР зф не подойдёт, придётся самоварить, всего лишь два отверстия не на своём месте оказались, плюс куплен уже новый шкив поликлиновой, старый спилен, да, да именно спилен, он посажен на горячую и снять его не повредив одноручьевой тонкий шкив никак, потому проще не долбаться, а просто отболгарить его

Под новый шкив нужна ступица с тремя отверстиями, я наивно полагал что подойдет ступица от помпы, как раз завалялась дохлая УМЗ помпа, размеры валов совпадают, совпадают, да не совсем, разница в пару десяток дает свободную посадку на валу ГУРа, а надо бы организовать прочный натяг на горячую… Хрен с ним закажем у токаря, хотя можно ещё ступицу ВАЗ-2101 попробовать, расточить чуть посадочное, да поликлиновой шкив пока не в руках, примерять не к чему.

Полный размер

Давно для УМЗика прикупил Нивовскую спарку, хотел в дополнение к электромуфте организовать, не пришлось, для ЗМЗ хотелось бы втягивающие венты за радиатор пристроить, но пока сильно потратился, каждая копейка на счету, организуемся из того что есть…

Ещё переложил топливную и паротопливную магистрали с левой части рамы на правую, выхлоп будет теперь наоборот. Саму выхлопную надо организовать, переварить, как таковых заводских решений не густо, потому придется ехать к знакомому сварщику, его сварные швы на УМЗ штанах, до сих пор живы, хоть и без гофры, удивительно…Много моментов упустил, вакуум, подвод паров, прочие, но они много времени не отняли, где фен и перегнут, где подрезать, где добавить, в принципе решено. Самого главного пока нет, блока управления, так что в наличии двиг, практически всё подключено и работает, но запустить его пока никак, ждёмс… до первой звезды нельзя…)))

Ну а кому вдруг операция покажется легкой, напоследок фото:

Полный размер

Процесс во время солнцепёка

Page 2

Обещал подробней рассказать. Пока я крутил УМЗ, в ходе общения в чате как-то приходил к выводу, что хотелось бы прошку конечно, но за какие так сказать ?.. Кредит за Соболя закончился в прошлом месяце и тут как-то две мысли сплелись: хотелось бы, кредит закончился, закончился, хотелось бы… Ну короче вывод думаю понятен. Значит, заказал я двигатель у Петровича (Воронежская авторазборка Газелей), весьма отзывчивые люди, быстренько собрали заказ и отправили, двигатель выехал со склада в Нижнем Новгороде уже с документами на мою личность, а с Воронежа мне выехала небольшая кучка необходимых для замены запчастей: колокол ЗМЗ-405, верхняя часть корпуса термостата ЗМЗ-405 под Газель, силиконовые патрубки, коса двигателя ЗМЗ-405 и прочее и прочее, да кстати для понимания, в комплект поставки двигателя не входят:— Блок управления двигателем (мозги);— Сцепление;— Кожух сцепления (Колокол);— Датчик фазы;— ДМРВ;— Термоклапан.Может ещё чего подзабыл, не всё мне нужно, датчик фазы и ДМРВ например…

Пришел мне двигатель вот в таком виде:

Полный размер

Такую коробочку мне закинули карой в грузовичок

Полный размер

Открыл крышку, а там…

Полный размер

И вот так посмотрел

Полный размер

И кстати болты колокола в комплекте

Газовая рампа и коллектор под газ заводские, собственно тоже одна из причин, по которой я понял: надо брать

А теперь самое интересное, движок мы получили, а сгрузить его дома нечем и народу как назло не насобирать… Решено ехать сразу к каре, тянуть за собой Соболь и прямо из кузова ставить в Соболя, по другому выходит слишком много лишних телодвижений, одна беда, надо организовать установку двигателя быстро и сразу, ну в общем всё как обычно. Благо колокол и болты к нему тут же в наличии, коробку снял с машины, собрал всё в грузовике вместе и благополучно мы его на своё родное теперь место и водрузили, искупавшись при этом изрядно в трансмиссионке, да не абы какой, а с присадкой молибденовой, ух и душ, плюс ветер на площадке под машиной изрядно сквозил, так что добавляем к этому полные глаза, нос и уши пыли…

Потом короткая пробежка на веревочке домой, зато гордый и уже с мотором

Дальше уже начинается приращивание так сказать нервной системы и сосудов к новому сердцу.

Полный размер

Что достал из закромов, что докупил, вилку ЗМЗ например по центру

Полный размер

Долго пришлось думать как победить разницу в ширине вилок, дядь Андрей предложил кувалду и тут же идея была доработана, вот собственно процесс, кувалда не понадобилась, пусть теперь выжимной от УМЗ попробует в вилке от ЗМЗ провернуться

Полный размер

Для установки рабочего цилиндра пластикового с магистралью от УМЗ я перевернул родной кронштей задом наперед, получилось как там и было, только вот это ухо пришлось отболгарить

Да, прежде читал море постов, что у кого-то там не совсем удачно всё вышло и для прокачки надо снимать рабочий цилиндр, не надо ничего снимать, доступ к вентилю свободный, хоть он и развернут не к раме, а к двигателю.

Полный размер

Вот пока так сказать набросок как он стоит, переходники у Петровича забыл заказать, посылка вот только пришла, надо сходить забрать и докупить медную магистраль с резиновым шлангом

Это только вершинки айсберга, дальше больше, самое интересное вот:

Полный размер

По совету одного уже прошедшего сей момент человека у Петровича взял вот эту косу

И всё бы хорошо, она идеально подходит от 405 к 409 мотору, за исключением разъемов дросселя и ДАД, но это ещё впереди, а вот остатки косы Микаса 12,3 от УМЗ никак не хотят покидать подкапотку, напомню у УМЗ два разъема на мозгу Х1 и Х2, Х1 прекрасно выходит с двигателем, а Х2 срощено с некоторой вторичной проводкой и вот:

Полный размер

Пару, тройку дней провожу за схемами

Полный размер

Такую сварку обнаружил в УМЗшной проводке, интересно весьма

Большая часть разъема Х2 легко обрастает новыми шестипиновыми разъемами, стыкуемыми с 405, но четыре провода выходят лишних)))

По сигналам это провода управления газовой магистралью, ведь Микас 12,3 тоже позиционируется как битопливный, прошивка видать другая, но… Добыть бы такой мозг для ПРОшки…

Ну собственно промежуточный результат, уже когда появится блок управления в руках, когда я окончательно определюсь что всё сделано правильно, без косяков, только тогда я её полностью закрою и приведу в божеский вид

Также для этого мотора прикупил набор для установки термоклапана, набора как такового нет в продаже, но составляющие немудреные: сам термоклапан, удлиненный штуцер и прокладка, конечно из фритекса, для ЗМЗ оказывается существуют (я до этого не знал просто) особые зеленые прокладки, резко отличающиеся по качеству и имеющие дополнительные цифры в артикуле, например ххх24-хххххх.хх

Полный размер

Плюс заменил сразу переднюю крышку с валом вискомуфты на просто крышку, дабы не мешала установке электровентов или помпы с электромагнитной муфтой, сюда также пошла новая прокладка фритекс

еще докупил два кронштейна крепления ГУРа, чугунный и стальной, чугунный оказался ненужный, он под ГУР зф не подойдёт, придётся самоварить, всего лишь два отверстия не на своём месте оказались, плюс куплен уже новый шкив поликлиновой, старый спилен, да, да именно спилен, он посажен на горячую и снять его не повредив одноручьевой тонкий шкив никак, потому проще не долбаться, а просто отболгарить его

Под новый шкив нужна ступица с тремя отверстиями, я наивно полагал что подойдет ступица от помпы, как раз завалялась дохлая УМЗ помпа, размеры валов совпадают, совпадают, да не совсем, разница в пару десяток дает свободную посадку на валу ГУРа, а надо бы организовать прочный натяг на горячую… Хрен с ним закажем у токаря, хотя можно ещё ступицу ВАЗ-2101 попробовать, расточить чуть посадочное, да поликлиновой шкив пока не в руках, примерять не к чему.

Полный размер

Давно для УМЗика прикупил Нивовскую спарку, хотел в дополнение к электромуфте организовать, не пришлось, для ЗМЗ хотелось бы втягивающие венты за радиатор пристроить, но пока сильно потратился, каждая копейка на счету, организуемся из того что есть…

Ещё переложил топливную и паротопливную магистрали с левой части рамы на правую, выхлоп будет теперь наоборот. Саму выхлопную надо организовать, переварить, как таковых заводских решений не густо, потому придется ехать к знакомому сварщику, его сварные швы на УМЗ штанах, до сих пор живы, хоть и без гофры, удивительно…Много моментов упустил, вакуум, подвод паров, прочие, но они много времени не отняли, где фен и перегнут, где подрезать, где добавить, в принципе решено. Самого главного пока нет, блока управления, так что в наличии двиг, практически всё подключено и работает, но запустить его пока никак, ждёмс… до первой звезды нельзя…)))

Ну а кому вдруг операция покажется легкой, напоследок фото:

Полный размер

Процесс во время солнцепёка

Двигатель ZMZ Pro: ожидаемое обновление

Компания «ЗМЗ» давно уже не радовала автолюбителей обновлёнными моделями двигателей своего производства. Наконец-то в сентябре 2017 был представлен новый силовой агрегат для установки на УАЗ Profi.

Технические характеристики

Новый двигатель ZMZ Pro должен стать ещё более технически усовершенствованным и не уступать по характеристикам моторам зарубежного производства. Вся глобальная сеть трубит, что силовой агрегат, который был презентован, станет «убийцею Газели», поскольку Горьковский завод не заключил контракт с Заволжским заводом на поставку движков для монтажа на Gazel NEXT.

Итак, прежде чем рассматривать непосредственно сами достоинства и недостатки силового агрегата ZMZ Pro стоит понимать его технические характеристики. Прежде всего, стоит отметить, что приставка Pro — это сокращённая аббревиатура, поскольку маркировка мотора выглядит так ЗМЗ 409 052, а также позе будет предлагать ЗМЗ 409052-10.

Оба силовых агрегата ориентированы для использования системы впрыска ГАЗ-Бензин. По сути, получается, что обновлённым мотор всего лишь доработанный грузовой двигатель ЗМЗ с маркировкой 409.

Рассмотрим, основные технические характеристики, которыми обладает ЗМЗ 409 Pro:

НаименованиеХарактеристика
ТипРядный
ТопливоБензин
Система впрыскаИнжектор
Объем2,7 литра (2693 см. куб)
Мощность149,6 лошадиных сил
Количество цилиндров4
Количество клапанов16
Диаметр цилиндра95,5 мм
Расход12 литра на 100 км бензина и 14 литров газа
Система охлажденияЖидкостное, принудительное
Порядок работы цилиндров1-3-4-2

В итоге получается, что «придуманное новое — это хорошо забытое старое». Переделанный и обновлённый силовой агрегат получил ряд обновлений, которые сразу стали заметными. Рассмотрим, что именно изменилось:

  • Газораспределительный механизм. Появилась двухрядная цепь, и вернулись звёздочки.
  • Детали отечественного производства заменили на импортные. Например, гидронатяжители устанавливаются от производителя INA.
  • Поддон, наконец-то получил металлическую прокладку, с которой, как обещает производитель, перестанет уходить масло из-за постоянных пробоев.
  • Улучшенные клапаны, также импортного производства. Соответственно направляющие втулки, седла и маслосъёмные колпачки, также комплектные, и выпускаются тем же производителем, что и клапаны.
  • КПП производства Hyundai Dymos модель Т032S5.
  • Гарантия двигателя составляет 2 года или 200 000 км пробега.

Итак, и самое основное, ресурс двигателя 300 000 км пробега или более. По словам производителя, всё будет зависеть от манеры вождения и обслуживания.

Обслуживание

Обслуживание ЗМЗ 409 Про почти ничем не отличается от старой модели. Межсервисный интервал проведения планового технического обслуживания составляет 15 000 км пробега или каждые 12 месяцев.

При этом необходимо менять моторное масло и масляный фильтр.

Учитывая особенности конструкции и рекомендации завода изготовителя, для обновлённого 409-го мотора идеально подойдёт полусинтетическое моторное масло с классом использования — SG, SH, SJ, SL по API. Что касается выбора производителя смазки для главного силового агрегата, то каждый автолюбитель выбирает сам, но рекомендуется заливать Shell Helix HX7, ZIC A+, Bizol. Рекомендованные заводом-изготовителем маркировки — 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40 и 20W-40. В двигатель ЗМЗ Pro помещается 7 литров моторной смазки. При замене необходимо будет использовать 6-6,5 литров.

Особенности и ожидания производителя

Компания ЗМЗ ожидает успеха от двигателя ЗМЗ Pro. Этот силовой агрегат должен стать лучшим во всей линейке. Как стало известно, ГАЗ планирует возобновить выпуск Волги и хочет устанавливать именно новый 409-й мотор на обновлённый легковой вариант. Стоит понимать, что это всего лишь неподтверждённые слухи, которые могут и не сбыться.

Новый ЗМЗ 409 Pro пока будет устанавливаться на грузовые варианты транспортных средств Ульяновского автомобильного завода. Если движок станет успешным, то это моет значительно подорвать продажи Gazel NEXT, ведь недаром, мотор стали называть «убийцею Газели». Но, поживём и посмотрим, что с этого получиться.

Вывод

Массовый выпуск и эксплуатация двигателя ЗМЗ 409 Pro покажет, насколько ожидания и обещания производителя будут успешными. Пока, можно только предполагать, что конструкторы учли горький опыт старшего собрата и действительно модернизировали мотор, что приблизило его к международному качеству и стандартам. Предварительный рейтинг силового агрегата составляет 7 из 10 балов.

Распредвал змз 409 PRO — ГАЗ Газель, 2.3 л., 2004 года на DRIVE2

Замучал меня этот 405 змз, что бы не говорили ну не тянет этот мотор мою газель! Самое лучшее для газели это дизель но в эту машину я не хочу ставить другой мотор так как скоро продам её. А так на днях подгорела прокладка под ГБЦ ну чего надо менять, разобрал всё помыл и тут вспомнил что где то читал на 405 мотор ставят карбовые распредвалы мол на низах лучше а мне как раз их и не хватает, начал читать инфу опять и нашел что то про змз 409 про, одним словом надо распредвалы 409 про, поехал купил валы, транспортер всё поставил теперь будем тестить, предположение что нужно перепрошивать ЭБУ! Ну посмотрим что получилось)))

Page 2

Замучал меня этот 405 змз, что бы не говорили ну не тянет этот мотор мою газель! Самое лучшее для газели это дизель но в эту машину я не хочу ставить другой мотор так как скоро продам её. А так на днях подгорела прокладка под ГБЦ ну чего надо менять, разобрал всё помыл и тут вспомнил что где то читал на 405 мотор ставят карбовые распредвалы мол на низах лучше а мне как раз их и не хватает, начал читать инфу опять и нашел что то про змз 409 про, одним словом надо распредвалы 409 про, поехал купил валы, транспортер всё поставил теперь будем тестить, предположение что нужно перепрошивать ЭБУ! Ну посмотрим что получилось)))

Тюнинг ЗМЗ-409 и его сопутствующая капиталка — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2009 года на DRIVE2

Вопрос того, что необходимо лезть в двигатель назревал давно. На одометре было уже 120 тысяч и замена цепи ГРМ уже стояла в планах. Плюс ко всему масложор двигателя совсем не радовал: на пару тысяч или 2 недели он поедал смело литр лукойловской полусиньки. Было понятно, что надо либо менять маслосъемные колпачки, либо кольца. Ну и особо начинала напрягать тупость и унылость в динамике. Короче говоря было принято решение перетряхнуть двигатель и немного добавить ему динамики.Основной целью запила двигателя было изменение пика крутящего момента. По заводской настройке у 409 мотора пик момента в районе 4400. С учетом того, что основной мой диапазон использования до 4000 — нафиг мне пик момента за его пределами? С 2000 до 3000 двигатель вообще был мертвым, что категорически меня не устраивало. Хотелось сдвинуть пик момента на тысячу вниз. Пообщавшись с товарищем, который пилит тазикам движки, ставит на них всякие турбо уже лет как 10 и при этом сам гоняет по грязи на хантере пришли к пониманию, что будем делать. Хантер Жени Штирлица — это реально пуля. Бобан с динамикой 2л форда меня просто поразил. 409 двигатель реально бодро едет.Было решено проделать следующий список манипуляций:-замена впускного ресивера-установка паука на выпуск-доработка ГБЦ (запил, клапана, доппружины, шлифовка каналов)

-замена валов

Несколько слов об этом чуде типа тюнинговом впускном ресивере

На картинке был жутко красивый. Заказал, оплатил, получил, распаковал, оху…л! Весь кривой, косой, винтом. Судя по виду его делали ПТУшники на первом занятии в своей жизни. Заплатив за эту шнягу 5 тысяч — потребовалось потратить еще 3 на доведение его до ума. Установочная площадка была вертолетом — сняли порядка 2мм, внутри ступеньки пришлось снимать. Расположение дросселя также вызывает кучу вопросов. В дальнейшем после отшивки мозгов наверное будем переделывать. Да и заодно попробуем поменять на заводской и сравнить разницу — стоило ли на эту кустарщину тратить столько денег. Да хотя скажу сразу — нет! Второй бы раз я это не купил.Теперь пару слов о распредвалах. Изначально я планировал ставить валы ОКБ 30/34 на разрезных шестернях. Но после того, как их ребята на вопрос что есть низовой диапазон работы валов 30/30 и получив ответ, что это до 5000 — я приофигел. Да и отдавать больше 15000 за пару валов с невнятными характеристиками я не стал рисковать. Было принято решение впускной вал оставить стандартным, а выпускной поставить от карбюраторного 406 двигателя. По своим показателям эти валы вполне аналогичны валам 30/34 от ОКБ и должны были дать смещение рабочего диапазона вниз. Установили валы без разрезных звезд, т.к. не попали в заводские параметры всего на 1 градус.При вскрытии ДВС и промерах стало ясно, что пора точить. Сняв двигатель заодно увидели, что и сцеплению пора на помойку. В итоге кроме шаманства с тюнингом была проведена полная капиталка мотора с заменой сцепления.

На данный момент обкатываю, жду очередь на откатку онлайн и корректировку мозгов. На сегодняшний день прибавка в динамике ощутима. Двигатель тянет от 2000 оборотов очень бодро. Ясен пень, что до динамики трехлитровой бмв ему далековато, но разница ощутима. В планах откатка прошивки и эксперименты с ресивером, а также с выставлением перекрытия распредвалов. О результатах буду тут отписываться.

Цена вопроса: 80 000 ₽ Пробег: 123000 км

Page 2

Вопрос того, что необходимо лезть в двигатель назревал давно. На одометре было уже 120 тысяч и замена цепи ГРМ уже стояла в планах. Плюс ко всему масложор двигателя совсем не радовал: на пару тысяч или 2 недели он поедал смело литр лукойловской полусиньки. Было понятно, что надо либо менять маслосъемные колпачки, либо кольца. Ну и особо начинала напрягать тупость и унылость в динамике. Короче говоря было принято решение перетряхнуть двигатель и немного добавить ему динамики.Основной целью запила двигателя было изменение пика крутящего момента. По заводской настройке у 409 мотора пик момента в районе 4400. С учетом того, что основной мой диапазон использования до 4000 — нафиг мне пик момента за его пределами? С 2000 до 3000 двигатель вообще был мертвым, что категорически меня не устраивало. Хотелось сдвинуть пик момента на тысячу вниз. Пообщавшись с товарищем, который пилит тазикам движки, ставит на них всякие турбо уже лет как 10 и при этом сам гоняет по грязи на хантере пришли к пониманию, что будем делать. Хантер Жени Штирлица — это реально пуля. Бобан с динамикой 2л форда меня просто поразил. 409 двигатель реально бодро едет.Было решено проделать следующий список манипуляций:-замена впускного ресивера-установка паука на выпуск-доработка ГБЦ (запил, клапана, доппружины, шлифовка каналов)

-замена валов

Несколько слов об этом чуде типа тюнинговом впускном ресивере

На картинке был жутко красивый. Заказал, оплатил, получил, распаковал, оху…л! Весь кривой, косой, винтом. Судя по виду его делали ПТУшники на первом занятии в своей жизни. Заплатив за эту шнягу 5 тысяч — потребовалось потратить еще 3 на доведение его до ума. Установочная площадка была вертолетом — сняли порядка 2мм, внутри ступеньки пришлось снимать. Расположение дросселя также вызывает кучу вопросов. В дальнейшем после отшивки мозгов наверное будем переделывать. Да и заодно попробуем поменять на заводской и сравнить разницу — стоило ли на эту кустарщину тратить столько денег. Да хотя скажу сразу — нет! Второй бы раз я это не купил.Теперь пару слов о распредвалах. Изначально я планировал ставить валы ОКБ 30/34 на разрезных шестернях. Но после того, как их ребята на вопрос что есть низовой диапазон работы валов 30/30 и получив ответ, что это до 5000 — я приофигел. Да и отдавать больше 15000 за пару валов с невнятными характеристиками я не стал рисковать. Было принято решение впускной вал оставить стандартным, а выпускной поставить от карбюраторного 406 двигателя. По своим показателям эти валы вполне аналогичны валам 30/34 от ОКБ и должны были дать смещение рабочего диапазона вниз. Установили валы без разрезных звезд, т.к. не попали в заводские параметры всего на 1 градус.При вскрытии ДВС и промерах стало ясно, что пора точить. Сняв двигатель заодно увидели, что и сцеплению пора на помойку. В итоге кроме шаманства с тюнингом была проведена полная капиталка мотора с заменой сцепления.

На данный момент обкатываю, жду очередь на откатку онлайн и корректировку мозгов. На сегодняшний день прибавка в динамике ощутима. Двигатель тянет от 2000 оборотов очень бодро. Ясен пень, что до динамики трехлитровой бмв ему далековато, но разница ощутима. В планах откатка прошивки и эксперименты с ресивером, а также с выставлением перекрытия распредвалов. О результатах буду тут отписываться.

Цена вопроса: 80 000 ₽ Пробег: 123000 км

Новый отечественный двигатель ЗМЗ ПРО (ZMZ PRO) почти 150 л.с.

С двигателем ЗМЗ 409 знакомы многие, ведь его легко можно встретить на УАЗ Патриот например. Мотор не ругает только ленивый. Невысокая мощность при объеме 2.7 литра, высокий расход топлива, сложная система ГРМ с цепным приводом и 16 клапанным механизмом. Модернизировать 409 мотор пытались неоднократно. Недавно появилась очередная версия 409 мотора ЗМЗ, это ZMZ PRO. По сути тот же рядный 4 цилиндровый 16 клапанный мотор работающий на бензине. Но как утверждают его создатели, это настоящий прорыв. Ведь мощность удалось довести до 149 л.с. с возможностью увеличения до 160 лошадей! Крутящий момент возрос до 236 Нм.

Кроме того ZMZ PRO будут предлагать с завода сразу в двух версиях — бензиновая и бензин/газ. В качестве газомоторного топлива будет использован доступный повсеместно сжиженный газ (пропан-бутан). Увеличить мощность удалось за счет облегченной поршневой группы, увеличения степени сжатия перенастроек фаз газораспределения.

Характеристики двигателя ZMZ PRO (ЗМЗ 409-051)

  • Рабочий объем – 2693 см3
  • Количество цилиндров – 4
  • Количество клапанов – 16
  • Диаметр цилиндра – 95.5 мм
  • Ход поршня – 94 мм
  • Мощность л.с. – 149.6 при 5000 оборотах в минуту
  • Мощность кВт – 110 при 5000 оборотах в минуту
  • Крутящий момент – 235 Нм при 2650 оборотах в минуту
  • Степень сжатия – 9,8
  • Привод ГРМ – цепь
  • Тип топлива — бензин АИ 92

Характеристики двигателя ZMZ PRO (ЗМЗ 409-052)

  • Рабочий объем – 2693 см3
  • Количество цилиндров – 4
  • Количество клапанов – 16
  • Диаметр цилиндра – 95.5 мм
  • Ход поршня – 94 мм
  • Мощность л.с. – 143 при 5000 оборотах в минуту
  • Мощность кВт – 105 при 5000 оборотах в минуту
  • Крутящий момент – 227 Нм при 2650 оборотах в минуту
  • Степень сжатия – 9,8
  • Привод ГРМ – цепь
  • Тип топлива — бензин АИ 92/Газ (пропан-бутан)

Об основных особенностях мотора можно узнать из официальной видео презентации производителя.

Мощность двухтопливной версии мотора способной работать на газовом топливе чуть меньше, но такое положение дел компенсируется более низкой стоимостью пропан-бутана. Кстати, о расходе топлива нового мотора мало что известно. Производитель пока не раскрывает данные показатели. Пока мотор ЗМЗ ПРО будут устанавливать на новой модели ульяновского автозавода УАЗ Профи, это грузовичок с возможностью перевозки до 1.5 тонн груза.

Доводим ЗМЗ 409 для Патриота, Хантера… — ОКБ РЕСИВЕР на DRIVE2

ЗМЗ 409 … 2.7 л – для массы современного внедорожника хотелось бы иметь рабочий объем не менее 3…3,5 литров . Но тогда это уже должен быть новый двигатель V6 или R6. Потому как с большими ходами и диаметрами ввиду больших потерь объемная эффективность падает, да и максимальные обороты с отсечкой в 5000 для 16-клапанного двигателя низковаты и соответственно не раскрывают заложенный в него потенциал – наполнение еще растет, а момент и мощность уже падают, мотор ревет, топливо летит, а ускорения нет.Но даже с 2.7 литрами не все так уж и плохо! Современный 4-хцилиндровый двигатель 2.7 л серии 1AR-FE с системами изменения геометрии впуска, фаз грм имеет крутящий момент 252 Нм на 4000об/мин. ЗМЗ 409 после перенастройки контроллера тоже достигает 240-250 Нм, хоть и в узком диапазоне – 3800 …4200 об/мин, но все же достигает! А это значит, что потенциал у него есть, надо только раскрыть его.

Прежде чем что-то сделать, нужно определить для чего это надо делать. Т.е. необходимо ответить на вопрос, что не хватает владельцу Патриота или Хантера с 409-ым мотором. Для этого взглянем на внешнюю скоростную характеристику этого двигателя:

ВСХ стандартного ЗМЗ 409 ЕВРО 4

Мощность в 128 сил для 16-клапанного двигателя 2.7 л — это не просто мало, а позор отечественного автопрома. Но кривая крутящего момента еще хуже – как по распределению, так и по абсолютным значениям. На машине массой 2…2,3 тонны с такими характеристиками даже просто «нормальной» динамики, необходимой в современном потоке, нет. Можно сказать, что внешний «устремленный динамичный вид» Патриота находится далеко в будущем от его динамических характеристик. Разберем детально верхнюю кривую крутящего по оборотам.Итак, диапазон «низов» до 2000 об/мин. По графику видно, момент на 1500 об/мин – 150 Нм, 1700…1800 об/мин – около 170, и только к 2000 об/мин – подходит к 200. Но для комфортного трогания, без напряга — для УАЗа необходимо минимум от 200 нм! А для динамичного без провального старта – 240…250 нм! А если учесть, что это прежде внедорожник, который должен обладать уверенной тягой с самых низких оборотов — 1000…1200, когда требуется движение «в натяг» в условиях бездорожья, то минимальные 220…230 Нм желательно иметь уже от 1000…1100 об/мин.Далее – диапазон средних оборотов. Для двигателя с ходом поршня в 94 мм это – 2000…3600 об/мин.Именно в эту зону средних нагрузок целесообразно использовать для длительных режимов крейсерской скорости 80…110км/ч на трассе и других проселочных дорогах с ограничением скоростного режима 50…70 км/ч для достижения комфорта и экономичности. Комфорт и удовольствие от управления автомобилем в данных режимах предполагает также необходимый запас тяги в случае необходимости перейти к высоким нагрузкам, не переходя на передачу более низкую. Желательно, чтобы в любой момент двигатель готов был принять повышенную нагрузку (обычно открытие дросселя больше 50%) и спокойно отреагировать, обеспечивая необходимую тягу в подъем или ускорение при обгоне. Т.е. речь идет об эластичности мотора – способности хорошо тянуть в широком диапазоне оборотов 1800…4200.Для этого необходимо, чтобы кривая момента имела пологий, постоянный вид – т.е. полку, либо восходящий до максимальных своих значений. По графику все в точности наоборот! Момент поднимается до 2200…2300 и уже на 2500 резко падает! Наступает неожиданный и нелогичный провал, который продолжается вплоть до 3200 об/мин! Казалось бы, 2-3…3,5 тыс об/мин – самый используемый диапазон в обычной жизни большинства водителей. Но наш друг – Патриот не любит его, он явно тупит. Разгон Патриота с ГП 4.1, колесами 30,5 дюймов в диаметре на 4-ой передаче всего лишь от 80 до 100 км/ч составляет 13…14 секунд! В современном плотном потоке в таком режиме обгоны даются очень не просто. Да и высокой экономичности тоже тут не добиться, т.к. когда мотор не тянет, всегда приходиться больше давить на педаль газа.Диапазон высоких оборотов и нагрузок. Для 409-го это – 3700…5000 об/мин.Не стоит сдвигать заводскую отсечку в 5000 и крутить его дальше. Расплатой за такие действия неизбежно будет снижение ресурса. После 5500 — идет лавинообразный износ цилиндро-поршневой группы и увеличивается риск поломки коленвала из-за длинного плеча.Следуем по графику кривой момента с 3500 об/мин. Провал пройден, и это удручающее тупление наконец-то сменяется долгожданным ускорением : 3600, 3800, 4000 … вот он вроде пошел, но еще не полетел, как обычно свойственно это 16-тиклапаннику. Вот уже 4200, 4500, а «взрыва» все еще нет … мотор давно уже ревет, скорость за 100, кузов вибрирует …но все равно желаемой динамики нет . Да и не будет, откуда она там, если всего-то 128 сил … а у кого-то еще большие колеса, тяжелые бамперы с лебедкой …гбо с баллоном, полный кузов вещей в дальнее путешествие и вся дружная компания вместе… Вес стремительного Патриота приблизился уже к 3-ем тоннам, а под капотом всего 128 сил с завода …В результате для динамичного обгона грузовиков вынужденной мерой является переход на 3-ю и выкручивание двигателя до 4700…4800 об/мин.

Подытожим первую главу анализа проблемных моментов по динамическим характеристикам двигателя ЗМЗ 409 для УАЗа: нехватка тяги двигателя во всем диапазоне оборотов и нагрузок для современного, скоростного, комфортного и надежного в различных условиях внедорожника ! Весьма слабые выходные характеристики, несоответствующие как для как для самого автомобиля такой массой, так и для самого двигателя с объемом 2.7 л и 16-тиклапанной головкой. Распределение момента не выгодное – пик максимума находится в районе 4000 об/мин, характер скачкообразный, полка отсутствует. На низких оборотах тяга явно недостаточна, что затрудняет движение в натяг. В среднем диапазоне имеет место широкий по продолжительности провал. Двигатель не обладает эластичностью и экономичностью. На оборотах выше средних для динамичного ускорения крутящего момента и мощности так же не хватает, что затрудняет обгоны.

Что нужно и возможно сделать …1) Самое простое по вложениям, трудовым и временным затратам, но так же очень ощутимое по отдаче – это перенастройка штатного контроллера. Простыми словами прошивка с модифицированными калибровками. Что нужно тут отметить …Т.к. зачастую владельцы Патриотов с 2014-го года и после, приезжающие на прошивку, кроме плохой тяги жалуются так же на нервный холостой ход, неровный прогрев при минусовых температурах, то чтобы достичь полного желаемого результата, пришлось уделить внимание и найти оптимальные значения параметров в прошивке практически во всех режимах: запуск, прогрев, хх, переходные и основные режимы работы двигателя. Исправлены частые и продолжительные ситуации, когда контроллер применяет поздние УОЗ для поддержания нейтрализатора в «разогретом» состоянии. В результате чего страдает тяга во всем диапазоне нагрузок, повышенный расход топлива и ускоренно образуются прогары на тарелках выпускных клапанов и седлах.Активирован мощностной режим, откорректирована топливная карта мощностного состава смеси для достижения максимальной отдачи от мотора при полных нагрузках.Изменен алгоритм работы электронного дросселя: степень и время реакции на изменение положения педали перенастроены. Уменьшены временные задержки.Оптимально откалиброваны по всем параметрам режимы прогрева и холостого года. В результате чего двигатель стал ровно работать на тех же 800…850 об/мин, снижены тряска и вибрация.

С новой откалиброванной программой двигатель прибавил во всем диапазоне с хх до 5000 18…20% крутящего момента и 32 силы в максимальной мощности:

что можно получить только за счет индивидуальной настройки контроллера

Прирост в 20% практически во всем диапазоне, конечно, чувствуется уже хорошо! Машина уже, что называется, поехала… и особенно после трех тысяч оборотов в минуту. Теперь двигатель действительно стал похож на 16-клапанный – с ростом оборотов ощутимо рас тет тяга, и увеличение ускорения до оборотов отсечки происходит без спада.Трогаться стало гораздо легче и веселее, появилась возможность эффективно использовать тягу с 1700…1800 об/мин на высоких передачах, а с двух тысяч при педалировнии газом уже ощущается ускорение на 5-ой.Первый пик момента на 2000…2200 – стал более выражен. А с 3300…3500 – хорошо ощущается подхват 16-ря.С таким мотором уже можно уверенно себя чувствовать в общем потоке, динамично штурмовать подъемы и что не мало важно – безопаснее совершать обгоны на трассе.Автомобиль становится игривым. Имея восходящую по оборотам тягу, двигатель как бы подстегивает водителя «задать ему жАру», своим новым характером он говорит – не бойся, крути меня …самое интересное там, после 3-х …Одним словом уже можно сказать, что УАЗ стал другим!

Все хорошо, мотор ожил и машина поехала…но как всегда к хорошему быстро привыкаешь, и начинает чего-то не хватать. А нехватка все так же на низах и средних … Потому как хоть двигатель и прибавил в тяге, но характер момента остался как и прежде — волнообразный. А всегда хочется, чтобы тяга была с «низу до верху» — ровная, мощная, уверенная без провалов и скачков.

2) Была поставлена задача. Как добиться широкой полки крутящего момента в диапазоне хотя бы с 1800 до 4200 об/мин. А т.к. это все же атмосферный двигатель без систем регулирования фаз грм, изменения геометрии впуска, без которых очень трудно добиться 90% полки момента диапазоном шире чем в 2500…2700 об/мин, то логично будет пойти на компромисс и м.б. пожертвовать некоторой мощностью после 4500 и перераспределить тягу по возможности на низкие обороты – 1000…1800 об/мин.Решение было найдено! Взамен серийным были установлены модифицированные распредвалы ОКБ Двигатель. Была произведена тщательная настройка по фазам и перенастройка программы под новое наполнение с выкатом в онлайне. И вот что получилось :

сравнительные замеры двигателя ЗМЗ 409 с последовательной доводкой

продолжение следует …


Смотрите также